Тематическое занятие для детей групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»
Тема: «Весна в музыке и живописи»
Цель:
Развивать творческое воображения детей через синтез искусств (музыка, музыкально – ритмические движения, художественная литература, изобразительное творчество).
Закреплять у детей знания о весенних явлениях.
Формировать эстетическое отношение к природе, любовь к музыке.
Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества.
Приобщать детей к художественному творчеству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусств (музыка, стихи, произведения искусств живописи).
Оборудование: иллюстрации с изображением весны, музыкальный центр, портреты композиторов (П. Вивальди, П. И. Чайковского); фонограммы музыки.
Словарная работа.
Обогащение словаря: «первоцветы», «гурьба», «трепетная», «взволнованный», «стремительная», «порывистая», «лазурь», «полетная», «цикл», «кинематограф».
Активизация словаря: «вокальная музыка», «инструментальная музыка», «оркестр», «регистр», «подснежник», «весна - красна», «А- капелла».
Предварительная работа:
1. Разучивание песни «Здравствуй, весна!» Е. В. Горбиной.
1.Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды.
2. Рассматривание с детьми картин русских художников.
3. Беседа о цветах - первоцветах, рассматривание иллюстраций.
4. Знакомство с музыкально – ритмическим упражнением «Цветок».
Ход занятия:
Вход детей в зал под музыку А. Вивальди «Весна» Концерт для скрипки с оркестром 3-я часть. Дети садятся на стульчики.
Муз. руководитель: «Ребята, послушайте стихотворение. Закройте глазки и представьте то, о чем говорится в нем.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей— весеннее!
(Автор: Михаил Пляцковский)
Муз. руководитель: Ребята, расскажите мне о весне. Какая она, Как узнать что весна уже пришла.(ответы детей). Прослушайте внимательно музыку и расскажите, какое настроение и какой характер носит музыка, попробуйте определить, какое из времен года композитор изображает в звуках? Итак, представьте, что вы все – художники, но я вам не даю кисти и краски. Вы должны сами в своем воображении, в своей голове нарисовать картинки звучащей музыки. Давайте закроем глаза и окунемся в волшебный мир музыки.
Дети прослушивают музыку А. Вивальди «Весна» Концерт для скрипки с оркестром 1-я часть.
Муз. руководитель: Какое настроение, какой характер, какие слова мы можем положить в свой воображаемый «музыкальный сундучок», прослушав эту музыку?
Ответы детей: Веселая, радостная, светлая, весенняя.
Муз. руководитель.: Ребята, как вы думаете какое время года, изобразил в музыкальных звуках композитор Антонио Вивальди?
Ответы детей.(весну)
Методическая поправка: После ответов детей объявить название прослушанной музыки «Весна» А. Вивальди. Если дети не называют правильно название музыки, то сказать, что музыка и ценна тем, что каждый человек после прослушивания может увидеть свою картинку, может сам создать свой образ от услышанной музыки.
Муз. руководитель: Правильно, ребята. Вы правильно определили название только что прослушанного музыкального произведения это «Весна» композитора А. Вивальди. Мы выяснили, что с помощью музыкальных звуков, композиторы могут изображать явления природы. А вот художники тоже самое могут передать с помощью красок, кисти, цветов. Сейчас мы с вами посмотрим картины великих художников и выясним, как художники могли передавать с помощью красок характерные черты времен года.
Демонстрация иллюстраций с изображением весны.
Воспитатель: Ребята с помощью каких красок художники изображали весну?
Ответы детей: серые, грязно голубые, коричневые, но есть и другие краски: ярко голубые, желтые, розовые, красные, зеленые.
Муз. руководитель: Многие композиторы обращались к теме весны. Однажды композитор Петр Ильич Чайковский шел по весеннему лесу и увидел нежный, пробивающийся через холодную апрельскую землю первоцвет – подснежник. Это был хрупкий, голубого цвета цветочек. До чего же он был красив! Петр Ильич потрясенный увиденным, написал музыку, которая вошла в цикл пьес «Времена года» под названием «Подснежник»
Вот как о подснежнике сказала поэтесса Е. Серова:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, —
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Муз. руководитель: Ребята, давайте послушаем пьесу «Подснежник. Апрель» Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года».
Фонограмма П. И. Чайковский «Подснежник. Апрель».
Муз. руководитель: «Ребята, только что мы прослушали музыку Чайковского «Подснежник». Давайте сейчас мы представим себе, как из маленького зернышка, сквозь толщу земли пробивается первый весенний цветок. Как раскрываются его листики, созревает бутон и расцветает первое весеннее чудо – подснежник.
Фонограмма П. И. Чайковский «Подснежник. Апрель».
Дети выполняют танцевальную импровизацию: «Цветок»
Муз. руководитель: Ребята, и мы с вами на занятиях подготовились к встрече весны. Давайте сейчас споем весеннюю песню композитора Елены Горбиной «Здравствуй, Весна!
Дети исполняют песню Е. В. Горбиной «Здравствуй, весна!»
Муз. руководитель: Молодцы, ребята, хорошо спели! Посмотрите, как поэт, который написал стихи к этой песне и композитор, который написал музыку к песне смогли точно изобразить приход весны. Какой характер, какое настроение носит музыка в этой песне? Давайте положим чудо-слова о весне в наши волшебные воображаемые «музыкальные сундучки» (дети складывают ладошки одну на другую, приоткрывают «крышечку» – верхнюю ладошку и вкладывают туда слова – определения).
Ответы детей: Музыка светлая. Радостная, праздничная.
Муз. руководитель: «Весной происходит волшебство и есть люди, которые с помощью видеосъемки, фотоаппарата могут увидеть это волшебство. Волшебство пробуждения природы после зимнего сна.
Ребята, а теперь давайте посмотрим фильм о весне. И если композитор через мелодию, через звуки изображал приход весны, а художник через краски, кисти и цвет, поэт с помощью слов и предложений, то сейчас мы посмотрим, как операторы фильмов видят весеннее пробуждение природы.
Видеоролик «Весенний вальс» Ф. Шопен.
Муз. руководитель: Ребята, какое волшебство природы вы заметили после просмотра этого фильма? (ответы детей)
Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами прослушали музыку Вивальди и Чайковского. С помощью чего композиторы смогли изобразить музыку, изображающую приход весны?
Ответы детей: с помощью звуков, оркестра.
Муз. руководитель: Так же мы просмотрели с вами картины художников. С помощью чего они смогли передать нам приход весны?
Ответы детей: с помощью красок, света, теней.
Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами послушали много прекрасной музыки, посмотрели великолепные картины известных художников, и красивый фильм о весне. Мы с вами сегодня побывали в волшебном царстве звуков, слов и красок. Побывали в гостях у весны. (Дети уходят в группу, где могут, по желанию, нарисовать свои впечатления от занятия)