СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность – качество деятельности особы, которое проявляется в отношении ученика к наличию и процессу деятельности, в тяготении его результативному  овладению  познаниями и  методами  деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.

Четыре основных структурных компонента познавательной активности младших учеников: эмоционально-волевой, мотивационно-целеполагающий, процессуальный и оценочно-регулирующий.

В процессе изучения были определены ярусы познавательной активности: репродуктивный, интерпретирующий и творческий.  Образование  познавательной активности у младших учеников носит поэтапный характер, следственно нами были определены этапы:  исходный  (возникновение  познавательного интереса), поисковый (постановка трудности и обнаружениепоследовательности действий решения) и испытательный (использование полученных умений на практике).

Выделены следующие средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности: использование игр, бесед, викторин, проектной деятельности в рамках работы кружка или  научного клуба.

 

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников»

Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе



Анализ различных подходов к пониманию познавательной активности позволяет выделить следующие основные аспекты:

1) Активность как деятельность - в этом случае познавательная активность рассматривается как процесс, в ходе которого учащиеся занимаются изучением новых умений, навыков и знаний. Это может включать в себя чтение, выполнение заданий, решение проблем, участие в дискуссиях и т.д.

2) Активность как результат деятельности - здесь активность оценивается по результатам, которые достигают учащиеся в процессе обучения. Это может быть оценка успеваемости, уровень развития навыков и умений, степень освоения учебного материала и т.д.

3) Активность как более широкое понятие, чем деятельность - в этом случае активность включает в себя не только сам процесс обучения, но и мотивацию, интересы, цели, установки и другие психологические составляющие, которые определяют поведение учащихся в процессе обучения.

Следовательно, познавательная активность может быть рассмотрена с разных точек зрения, и каждый из этих подходов имеет свои особенности и акценты. Важно учитывать все эти аспекты при разработке методик и стратегий обучения, чтобы стимулировать развитие познавательной активности учащихся и повышать их успеваемость и мотивацию к обучению.

Факторы познавательной активности и самостоятельности многообразны и трудно обособить. Они проявляются в следующих аспектах:

1. Целенаправленность познавательных действий: ученик стремится достичь определенных целей в своем обучении, что характеризуется смыслообразующей мотивацией.


2. Характер знаний, умений и способов деятельности: ученик обладает разнообразными знаниями и умениями, способен гибко их использовать в различных ситуациях, задает содержательные вопросы учителю для расширения своих знаний.

3. Желание расширить и углубить познавательную деятельность: ученик активно использует различные источники информации, такие как социальная коммуникация, чтение, телевидение и радио, для обогащения своих знаний и развития познавательных интересов.

4. Самостоятельность в выполнении заданий и решении проблем: ученик способен самостоятельно находить решения для различных задач, анализировать и оценивать свои действия, корректировать их при необходимости.

5. Инициативность и творчество: ученик проявляет интерес к новым идеям, готов предлагать свои решения и подходы, не боится экспериментировать и искать нетрадиционные пути в обучении.

6. Умение работать в команде: ученик способен сотрудничать с другими учениками, обмениваться знаниями и опытом, прислушиваться к мнению других и вносить свой вклад в общую работу.

7. Ответственность за свое обучение: ученик осознает свою роль в процессе обучения, стремится к постоянному самосовершенствованию и развитию своих познавательных способностей.

8. Умение самооценивать свои достижения и успехи: ученик способен адекватно оценивать свои знания и умения, видеть свои сильные и слабые стороны, определять приоритеты для дальнейшего развития.

Для успешной реализации данного подхода в образовательном процессе необходимо учесть следующие условия:

1) В предметном содержании должны быть четко выделены система базовых знаний и способы получения и обработки информации. Это позволит студентам лучше понимать структуру изучаемого материала и эффективнее осваивать новые знания.

2) Важное место в образовательном процессе должно быть отведено самостоятельным работам, в которых студенты смогут активно развивать свои поисковые навыки и умения самостоятельно находить и анализировать информацию.

3) В процессе обучения необходимо сочетать информационно-репродуктивные и информационно-поисковые методы. Это позволит образовывать у учащихся познавательную потребность и гарантирует овладение интеллектуальными умениями, такими как анализ, синтез, оценка и прогнозирование.

4) Важно уделять внимание межпредметным связям, так как это поможет студентам видеть связь между различными областями знаний и понимать их взаимосвязь и взаимозависимость. Это также способствует развитию системного мышления и умению применять полученные знания в разных ситуациях.

Соблюдение этих условий позволит создать эффективную образовательную среду, в которой студенты смогут развивать свои познавательные способности, умения и навыки, а также успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру и требованиям современного общества

Сегодня в современном образовании все больше внимания уделяется развитию познавательной и творческой деятельности учащихся. С этой целью нужно использовать богатый опыт дидактики и возможности новых информационных технологий.

Одним из ключевых аспектов является изменение структуры школьных отношений, где на первое место выдвигаются отношения между учениками (обучение в сотрудничестве), а не традиционные отношения «учитель - ученик».

Такое учебное сотрудничество между учениками позволяет им развивать навыки коммуникации, взаимопомощи и совместного решения задач. После этого эта модель постепенно переходит в парадигму «учитель - ученик, учебники-учителя», где акцент делается на самостоятельной познавательной работе учеников. В этом случае учитель выступает в роли наставника и помощника, а не диктатора знаний.

Такой подход к преподаванию способствует становлению критического мировосприятия, самостоятельности и отвественности у учащихся, что является важным фактором для эффективной адаптации к нескоро меняющемуся миру. Главное также учитывать личностные особенности каждого воспитанника и предоставлять способность для самореализации и становления творческих сверхспособностей. Использование новых информационных технологий, таких как интерактивные доски, мультимедийные презентации, онлайн-курсы и образовательные платформы, дозволяет сделать процесс обучения более занимательным, доступным и эффективным. Ученики получают возможность изучать различные предметы в своем темпе, выбирать наиболее подходящие для себя материалы и методы обучения.

В целом, современные подходы к образованию направлены на развитие познавательной и творческой деятельности учащихся, активное использование новых информационных технологий и изменение структуры школьных отношений в сторону сотрудничества и самостоятельной работы. Это позволяет подготовить учеников к успешной жизни в условиях постоянных изменений и высоких требований к профессиональным и личностным качествам.

Пути творенья атмосферы познавательной деятельности в школе можно представить последующим образом в обобщённой схеме:

Рисунок 1 - Пути создания атмосферы познавательной деятельности

Фундаментом для получения познаний служит информация, которая возможна как снаружи, так и изнутри. Материал становится занимательным, когда он содержит проблему. Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Знание начинается с изумления». Восприятие является своеобразным мостиком к знаниям. Исходя из классического афоризма, можно сделать вывод, что восприятие имеет большее значение, чем чувственное познание. Связь между чувственным и интеллектуальным познанием не вызывает сомнений.

Можно сделать вывод, что при определении возможностей ребенка необходимо учитывать два основных критерия: учебно-познавательные свойства личности и уровень здоровья. Педагоги и психологи акцентируют внимание на учебно-познавательных свойствах, таких как способности, интересы, мотивация и т.д. Врачи и физиологи же сосредоточены на физиологической стоимости, то есть на том, насколько самочувствие ребенка позволяет ему реализовать свои учебно-познавательные возможности.

При сниженном функциональном состоянии главных систем организма, таких как нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и прочие, нерегламентируемая нагрузка на познавательные способности ребенка готова стать предпосылкой риска для его здоровья. Это означает, что при определении возможностей ребенка необходимо учитывать не только его учебно-познавательные свойства, но и состояние его здоровья, чтобы не перегружать его и не вызывать ухудшения здоровья.

Главное не забывать, что каждый ребенок индивидуален, и его возможности могут быть разными в зависимости от множества факторов. Поэтому при определении возможностей ребенка следует учитывать все аспекты его развития, включая учебно-познавательные свойства и уровень здоровья, чтобы обеспечить оптимальные условия для его роста и развития.

Познавательный интерес - это важный аспект развития младших школьников, который помогает им активно изучать окружающий мир и развивать свои умения и навыки. Педагог, оценивая познавательный интерес учеников, обращает внимание на различные проявления их активности, такие как эмоциональные реакции, речевые особенности и задаваемые вопросы. Это позволяет учителю определить, какие темы и объекты наиболее интересны для учеников, и адаптировать свою методику обучения, чтобы стимулировать их познавательную активность и развитие.

Нужно отметить несколько типов эмоциональных проявлений младших школьников:

1. Нейтральное эмоциональное состояние: ребенок ведет себя спокойно, слушает педагога, но не проявляет особой активности или интереса к учебному материалу. Ответы на вопросы могут быть короткими и не слишком эмоциональными. Такие дети редко задают вопросы и в основном сосредоточены на выполнении своих задач.

2. Смешанное эмоциональное состояние: ребенок проявляет интерес к определенным темам или моментам урока, но в целом его эмоции могут быть нестабильными. Он может быть активным и вовлеченным в один момент, а затем отвлечься и потерять интерес. Такие дети могут задавать вопросы и проявлять любознательность, но это зависит от конкретной ситуации и темы.

3. Явное положительное эмоциональное настроение: учащийся внимательно смотрит за учителем, отвечает на вопросы с выразительной интонацией, довольно частенько поднимает руку причем даже скачет либо встает, когда очень желает ответить, воодушевленно реагирует на любые слова учителя. Такие малыши часто спрашивают, не только связанные с учебным материалом, а также проявляют нужду к другим темам.

В общем, эмоциональное состояние ребенка на уроке может быть разным и зависит от множества факторов, таких как личные предпочтения, уровень умений и знаний, а также отношение к педагогу и предмету. Главное для педагога - уметь распознавать эмоции учеников и адекватно на них реагировать, создавая комфортную и продуктивную обстановку на уроке.

Тип эмоционального состояния младшего школьника обусловливается и уровнем интереса. Первый (низкий) энтузиазма к уроку характеризуется неглубоким и кратковременным вниманием учащихся к содержанию и способам работы. Таковой энтузиазм скоро пропадает, необыкновенно при монотонной деятельности. Второй (средний) уровень энтузиазма выявляется больше глубоком внимании к содержанию урока и отдельным способам работы, но также непостоянен и может зависеть от эмоциональности урока и методических приемов, применяемых учителем. Безусловная активность на этом деле уровне длится менее 15-20 минут. Третий (высокий) уровень энтузиазма характеризуется глубоким, устойчивым вниманием, которое сохраняется во время всего урока и редко угасает, только при долговременной монотонной работе. На данном уровне дети демонстрируют интерес как к процессу, так и к итогу деятельности.

От сюда следует, активность младшего школьника на уроке впрямую связана с его познавательным энтузиазмом, по этой причине можно утверждать, что развитие данного свойства личности воспитанника позитивно повлияет на его познавательную активность.

При реализации задач обучения и развития младшего школьника нужно принять во внимание следующие условия:

1. Существенно использовать эмоциональную поддержку на этапе предъявления нового программного материала, чтоб посодействовать младшим школьникам  принимать и усваивать новейшую информацию. Эмоциональная помощь возможно выражена как словесного поощрения, но также применении приятных материалов, в том числе иллюстрации, схемы и видео.

2. Для того, чтобы вызвать живой познавательный энтузиазм у младших школьников, необходимо опираться на их уже имеющиеся знания и опыт, приобретенные в ходе жизни естественным методом. Такой опыт может быть, наследственный, через СМИ, книжки и прочие источники. Использование этого опыта поможет ученикам легче устанавливать связи между новыми знаниями и тем, что они уже знают, что способствует развитию их познавательного интереса.

3. Одним из ключевых условий организации познавательной деятельности в начальной школе является подача учебного материала. Важно, чтобы материал был структурирован и представлен логично, что облегчит его восприятие учениками. Кроме того, чередование различных видов умственных занятий поможет поддерживать интерес и любопытство учеников.

Важно также обеспечить наличие элементов новизны и "неузнаваемости" содержания, чтобы ученики не могли решить учебную задачу "с ходу". Это поможет поддерживать их интерес к изучаемому материалу и стимулировать познавательную активность.

4. Для успешной организации познавательной деятельности в начальной школе необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников, создавать условия для развития их любопытства и интереса к учебному процессу, а также предоставлять им структурированный и логично изложенный учебный материал.

5. Материал, содержащий противоречия, эффективно стимулирует познавательную активность учащегося. Когда студент сталкивается с информацией, которая взаимно исключает или противоречит друг другу, у него возникает стремление разобраться в данной проблеме и преодолеть возникшие противоречия. Что способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и умения самостоятельно находить решения сложных задач, что в свою очередь улучшает учебную мотивацию и успешную адаптацию ребенка в образовательной среде. Важно также обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса, чтобы поддерживать интерес к познанию и облегчить процесс обучения.

6. Положительное влияние на развитие ребенка оказывают его достижения и успехи. Ощущение успеха удовлетворяет потребность малыша в самоуважении и повышении своего социального статуса. Важно постоянно обращать внимание на прогресс ребенка, отмечая его улучшения и достижения, даже если они незначительны. Сравнивая предыдущие результаты с текущими, можно всегда найти положительные моменты в развитии ребенка, что способствует его дальнейшему продвижению вперед и поддержанию интереса к обучению. Таким образом, акцентирование внимания на успехах и достижениях ребенка является важным фактором его адаптации в образовательной среде и стимулирования желания учиться и развиваться.

Формирование познавательной деятельности младших школьников включает в себя разнообразные аспекты. Во-первых, стимулирование интереса к учебе и новым знаниям, что поможет детям быть мотивированными и любознательными. Во-вторых, развитие мышления и воображения, что позволит детям лучше понимать и анализировать информацию. В-третьих, обучение самостоятельности и ответственности, что поможет детям стать более самодостаточными и независимыми. В-четвертых, развитие навыков работы с информацией, что научит детей эффективно искать, обрабатывать и использовать знания. В-пятых, обучение решению проблем и принятию решений, что поможет детям справляться с трудностями и развивать критическое мышление. В-шестых, развитие навыков планирования и организации, что научит детей ставить цели и достигать их. В-седьмых, обучение работе в команде и сотрудничеству, что поможет детям лучше взаимодействовать с окружающими и достигать общих результатов. В-восьмых, развитие навыков самооценки и самоконтроля, что поможет детям осознавать свои сильные и слабые стороны и работать над их улучшением. В-девятых, развитие коммуникативных навыков, обучение детей эффективному общению, выражению своих мыслей и идей, слушанию и пониманию других. В-десятых, поддержка и поощрение успехов, отмечание достижений ребенка, поощрение его усилий и стремления к самосовершенствованию.

Важно помнить, что формирование познавательной деятельности младших школьников - это долгосрочный процесс, требующий систематической работы и индивидуального подхода к каждому ребенку.

В основе рвения к побуждению интеллектуальной активности лежат некие философские взгляды. Постановка трудных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием известен в школе Пифагора.

За активизацию познавательной деятельности в обучении выступал Руссо Ж.Ж.: - «Сделайте вашего ребенка, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, вы сказали, а что он сам понял» . В данных словах Руссо ясно определил идею обучения на повышенном уровне трудности, но учитывая доступности.

Мысль развития обучения, с помощью самостоятельного решения учеником трудных вопросов, получила свое дальнейшее формирование в трудах Дистерверга Ф.К., который утверждал: - «Хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала, то, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его».

Ушинский К. Д. выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся, «ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»

Во второй половине XIX века, с критикой способов исследования выступал Армстронг, который опытным методом ввел в преподавание химии Эвристический способ, развивающий мыслительные таланты воспитанников. Который состоял в том, что ученик ставится в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам их добывает и делает нужные выводы .

В поисках свежих действующих методов обучения наибольшего успеха достиг Герд А.Я., который определил важные положения развивающего обучения. А.Я. Герд сформулировал суть процесса самостоятельного получения новых знаний, утверждая, что если ученик сам следит и сам сопоставляет, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценнее».

Разработкой способов формирования познавательной деятельности занимались в 20 - х годов XX века советские педагоги Половцев В.З., Шацкий С.Т., Ягодовский Г.Т. и другие.

Махмутов М.И. исследуя работы советских педагогов 20-х годов, сделал вывод, что была сделана, безуспешная попытка создать дидактическую систему формирования познавательной деятельности, и соответствующие взгляды не имели нужной гносеологической, социологической, психологической и практической базы.

Начиная со второй половины 50-х годов XX века, советские ученые заново и более остро ставят вопрос о том, что необходимо формировать учебный процесс. В этом вопросе определенных успехов добился Оконь В., который исследовал основы возникновения проблем на материале разлиных предметов. Вместе с Куписевичем И. Оконь В. доказал преимущество преподавания путем решения проблем для развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Выготский Л.С. утверждал, что затем, чтоб учащийся по-истинному включился в работу, необходимо, чтоб задачки, которые ставятся в процессе учебной деятельности, были не только лишь поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтоб они заполучили значимость для учащегося и отыскали отклик в его переживаниях.

Сейчас имеются различные подходы к определению формирования познавательной деятельности младших школьников.

Батышев С. Я утверждает, что в педагогике под формированием познавательной деятельности понимают совокупность мер, предпринимаемых с целью её эффективности .

Сущность формирования познавательной деятельности, по словам Астапова А.В. заключается в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, т.е. настоятельно выдвигается деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.

Есипов Б. П. считает, что формирование познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками .

Лебедев Г. М. указывает, что «познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а так же проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».

Богоявленский Д.Н. и Менчинская Н.М. утверждали, что для формирование познавательной деятельности важно возникновение трудной ситуации, так как без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление. «Проблемная ситуация» является основным средством формирования познавательной деятельности учащихся и управленияпроцессом изучение нового.

Именно проблемная ситуация помогает призвать формирование познавательной деятельности учащихся начальных классов, дать им необходимую направленность мысли и создать внутренние условия для усвоения нового материала, дать возможность управления со стороны педагога.

По утверждению Шимова Т.И. познавательная деятельность в целом формируется из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Термин «познавательная активность» учеными понимается по-разному. Одни рассматривают активность, как естественное стремление ученика к познанию (Т. И.Зубкова), другие рассматривают активность как деятельное состояние (И. Ф. Харламов), третьи утверждают, что активность трактуется как качество личности (Г.И.Щукина).

А. Н. Нефедова выделяет следующие компоненты познавательной активности :

- Личностный, обнаруживающий себя в определенных изменениях поведения ребенка, которые взаимосвязаны с его познавательной сферой;

- Мотивационный, который характеризует уровень развития мотивационно-потребностной сферы обучающегося и являющийсяосновой для развития его познавательных потребностей, а также познавательного интереса.

- Эмоционально-волевой, который выражается в существовании эмоциональных состояний ребенка и проявлении его волевых побуждений. Данный компонент представляет собой своеобразный этап подкрепления, корректировки и обновления познавательной активности, при котором эмоции обеспечивают непосредственное протекание самой активности, окрашивают активность, придают ей эмоциональный смысл.

- Деятельностный, который характеризует саму деятельность обучающегося, ее интенсивность и характер.

Советский философ М.С. Каган выделяет пять компонентов познавательной активности младших школьников:

- Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжениивсех этапов учебного познания.

- Ориентационный компонент. Принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

- Содержательно-операционный. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения.

- Ценностно-волевой компонент, включающий в себя внимание и волю.

- Оценочный компонент. Получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.

И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, которые отражают процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста:

- Когнитивный. Включает в себя наглядно-действенное мышление, память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, качество усвоения знаний, способность к их интеграции, уровень усвоения знаний, умений и навыков.

- Эмоциональный, включающий в себя состояние и эмоции. Выражается в проявлении инициативности, ответственности, умении преодолевать трудности.

- Деятельностный компонент, который включает в себя умения и навыки.

Раскрытие содержания феномена познавательной активности предполагает, в том числе описание и характеристику её уровней. Э.И. Леонгард и Е.Г Самсонова определяют следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:

- Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

- Поисково-исполнительная активность. Данный уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности; необходимо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

- Творческая активность. Это высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности. Определяет их по образцу действия:

- Воспроизводящая. Характеризуется стремлением ребёнка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.

- Интерпретирующая. Стремление ребёнка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способом применения знаний в иных условиях.

- Творческая. Стремление ребёнка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ.

И. А. Редковец рассматривает четыре уровня познавательной активности (на основе состояния готовности познавательной активности):

- Репродуктивная активность, характеризующаяся готовностью овладеть готовыми знаниями;

- Аппликативная активность, которая характеризуется готовностью к энергичной выборочно-воспроизводящей деятельности;

- Интерпретирующая активность, характеризуется готовностью к энергичному толкованию, объяснению, раскрытию смысла того или иного процесса или явления;

- Продуктивная активность, характеризуется готовностью к творческому созданию чего-то нового.

Следовательно, смысл понятия «познавательной деятельности» младших школьников заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, а состоит в формировании их мышления, путем создания трудных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Все это приводит к положительному отношению к учебной деятельности, осознанному интересу к предмету, стремлению к более глубокому познанию изучаемого предмета младшими школьниками.

Опираясь на работы психологов и педагогов, мы утверждаем, что познавательная деятельность способствует формированию образованной рабочей силы, которая удовлетворяет потребности общества и повышает духовные ценности людей..


Методы и средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Виды познавательной деятельности различают два класса: общие виды познавательной деятельности (общие приемы) и специфические виды познавательной деятельности. Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) употребляются в разных областях, при работе с различными знаниями. К общим видам познавательной деятельности относятся все приемы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы подтверждения, систематизации и др.). Они самостоятельны от определенного материала, желая и производятся с применением какой-никаких-то предметных (специфичных) знаний.

К специфическим видам познавательной деятельности относятся те, которые используются только в определенных областях знаний. Как эти, так и другие виды познавательной деятельности должны быть выделены и закреплены в процессе обучения. В отсутствие этого когнитивная деятельность не можетбыть сформирована целенаправленно. Устойчивый познавательный энтузиазм формируется различными средствами.

Выделяют 10 эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся начальных классов. Одними из них является занимательность, эффект увлекательности форм и способов изложения, эффект необычных заданий, использования ярчайших, художественных форм, экономно живут эффект парадоксальности.


Рисунок 2 - Эффекты, влияющие на уровень познавательной активности

Умение учителя заставить учащихся задуматься над логикой и последовательностью изложения материала, выделить в нем основные и наиболее важные моменты играет важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. Даже в младших классах полезно без посторонней помощи подчеркнуть наиболее важные моменты в объяснении учителя и научить учащихся формулировать наиболее важные вопросы, изложенные на уроке.

Развитие у детей познавательных интересов и позитивного отношения к учебным заданиям происходит в основном на уроках. Игра считается более эффективным средством вовлечения младших школьников в процесс творчества на уроке. Игра обеспечивает эмоциональный фон, на котором строится учебная деятельность. Систематически используя элементы обучения и познавательных игр, учителя могут вывести учеников на новый уровень. Если сначала дети переживают эмоциональный подъем по поводу приключений сказочного героя, то в последующем возникает желание помочь ему выбраться из беды своим непосредственным участием, а именно - выполнив какое-либо учебное задание.

Все ученики проявляют больший интерес к уроку, если они могут выполнить те задания, которые им по силам. Одной из причин снижения познавательного интереса является то, что ученикам дают задания, к которым они еще не готовы и не могут сними справиться. После должного учета индивидуальных особенностей детей учителя подбирают для отдельных детей(или групп детей) задания различной сложности, имеющие общие познавательные цели и общее содержание. Задания составлены таким образом, что каждая группа проходит свой собственный путь для достижения одной и той же цели. Такая структура класса не позволяет сильным ученикам скучать, а слабых учеников не пугают неоправданными трудностями. На данный момент учителя всегда готовы помочь.

Создание условий для поддержания познавательного интереса, таких как новизна и интерес, подача необычного материала, соответствующий уровень сложности задания, дифференцированный подход к творческим заданиям-все это примеры успеха учителя в стимулировании познавательной активности младших школьников.

Мастерство управления познавательной деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Если учитель руководит процессом формирования познавательного интереса, видит перспективу усложнения и развития этого интереса, учитывает возрастные особенности учеников, отбирает содержание, формы и методы работы, то происходит развитие его учеников и самого учителя.

Формированию познавательных интересов и познавательной активности способствуют правильно выбранные формы, методы и приемы работы на уроке.

Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:

-      наглядности и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).

-   индивидуальной и групповой работы;

-   ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего);

-   внедрения современных информационных технологий.

В современных условиях особое внимание уделяется использованию информационных технологий в образовательной среде. Оно направлено на формирование определенной системы интеллектуальных и практических навыков учащихся. Известно, что для современных детей Интернет – это один из способов доступа к нужной информации. Используя Интернет, ребенок самостоятельно выбирает, какой материал он хотел бы изучить глубоко, формирует собственные познавательные интересы. Компьютер является необходимой составляющей всех сфер современной жизни. Компьютерные образовательные программы и мультимедийные презентации-сопровождения при разумном применении имеют множество плюсов: наглядность, большой объем материала, скорость, дифференцированные уровни информации, контроль и стимул к обучению.

Огромное значение в формировании познавательных интересов и познавательной активности имеют экскурсии. Наблюдение за живой природой, проведение сравнений, наблюдение за сменой времен года и т.д. развивает творческие способности, стимулирует умственные процессы, пополняет словарныйзапаси развивает умение работать сообща. Материалы экскурсий можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на занятиях математикой, русским языком. Зримое общение с неизвестным оставляет глубокий след в душе ребенка, обогащает запас знаний.

Критериями оценки познавательной активности школьников является:

-   интерес к изучаемому материалу;

-   любознательность;

-  стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;

-   положительный результат самостоятельной работы учащихся;

-   положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;

-   конечный результат школьников.

Активизация познавательной деятельности происходит за счёт использования следующих форм и методов обучения:
- словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые методы организации познавательной деятельности;
-практические;
-самостоятельная работа;
- методы контроля, самоконтроля;
- фронтальная, парная, индивидуальная , групповая формы работы;
- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение).
Технологии:
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативная технология;
- технология игровых методов;
- здоровьесберегающие технологии;
- образовательная технология «Портфолио».

На занятиях необходимо определять познавательную цель. Изучение нового помогает ученикам развивать память, мышление и воображение. Современное обучение позволяет детям открывать мир знаний с разных сторон. В современных школах есть все необходимое для того, чтобы дети усваивали полученные на уроках знания, применяя не только обычные методы, но и используя современные технологии.
Целесообразно развивать познавательную деятельность школьников и повышать интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.

Пробудить у учеников интерес к уроку необходимо с первых минут общения. Уроки можно начинать с короткого стихотворения, рифмовки чисел, пословиц, пословиц, известных цитат, прослушивания записей и т. д. Эти навыки создают необходимую учебную атмосферу для детей и создают определенный психологический настрой.

Необходимость составления  «активной познавательной позиции учащегося», при какой-либо уровень  интереса и мотивации в целом уменьшается  в учебном процессе, подразумевает необходимость  отбора новых, более лучших  методов работы, отвечающих современным  стандартам в сфере  образования. Игры в учебной деятельности это не только отвечает возрастным потребностям детей, но и способствует повышению уровня познавательной активности, развивает общие познавательные процессы и способствует созданию новых стимулов у учащихся. Используя языковые игры в учебной деятельности, учителя могут повысить внимание к учебной информации, научить логически строить и обосновывать свои действия, проникнуть в суть явлений, сделать учащихся активным субъектом учебного процесса. Они сформировали у учащихся познавательный интерес к предмету, а также повысили потребность в получении новых знаний и новых навыков.


Активизация познавательной деятельности младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности


Познавательная активность учащихся начальной школы формируется на основе ведущей учебной деятельности, в которой решаются задачи общеразвивающего и корректирующего характера, и которая направлена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретического знания, что постепенно превращает ее в познавательную деятельность, носящую продуктивный, проблемный, творческий характер.

Структура учебной деятельности является итогом решения учебных задач и учебных действий, а еще всех учебных действий типа самоконтроля и самооценки. Именно эти функционирования создают такую намеренно организованную активность, в которой не только активность формируется, но сама активность становится методом, средством образования деятельности больше высокого порядка. Учителям особенно важно управлять такой деятельностью, учитывая текущий уровень каждого учащегося, успеваемость, внимание к его индивидуальным возможностям обучения, самостоятельное обучение.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника, включающие в себя такие новообразования как потребность в знаниях и в новых впечатлениях, произвольность, эмоциональность, сформированные восприятие и память, способность к продуктивному воображению, влияют на развитие познавательной активности младшего школьника.

Активность формируется в деятельности, и её становление влияет на творческую напряженность процесса деятельности, а еще на становление умственного общения в разных видах деятельности, а их взаимодействие совершенствует познавательную активность личности. Познавательная активность в процессе улучшения проходит некоторое количество этапов, отражающих возрастную специфику деятельности и общения субъектов как носителей самосознания. Персонализация процесса обучения осуществляется на основе введения дифференцированных заданий с учетом скорости обучения, исходного уровня познавательной активности личности.

В совокупности с задачами исследования необходимо определить критерии и показатели сформированности познавательной деятельности, которыми (с учетом сравнительного анализа) являются: деятельность на уровне любознательности деятельность на уровне любознательности деятельность на уровне устойчивого познавательного интереса.

Первый уровень познавательной активности проявляется во внимании; вызывается новизной стимула и используется в системе ориентировочной деятельности (вопросы к взрослым, высокий уровень эмоциональности).

Второй уровень познавательной активности - любознательность (качество и типы вопросов к взрослым, возникающие по собственной инициативе; создание познавательных задач и действий).

Третий уровень активности - появление устойчивого интереса (проявление в реальном поведении и поступках; инициативность в деятельности; избирательность выбора предмета интереса; стремление к участию в коллективной творческой деятельности; желание довести дело до конца; распространение интереса на другие занятия; наличие продукта детского творчества.

Важнейшим критерием сформированности активности у младших школьников является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, своего потребностного отношения к предмету деятельности как готовности к действиям с предметом, способности к длительной напряженной работе.

Успешность процесса формирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности достигается при построении процесса обучения и воспитания на основе оптимальной модели, которая направлена на личностное развитие каждого ученика при индивидуально-дифференцированном подходе к нему; приоритете влияния на эмоционально-мотивационную сферу личности; развитии устойчивых познавательных интересов; активизации всей образовательно-воспитательной деятельности через стимулирование активности особым содержанием, формами и методами; формировании готовности учителя оптимально сочетать личностную активность учащихся с руководством формированием их активности; учете возможностей семьи и учреждений дополнительного образования в решении проблемы познавательной активности.

Управление познавательной деятельностью младших школьников опирается на решение задач - дать каждому учащемуся возможности усвоить материал с учетом его наличного уровня, темпа обучаемости, ориентации на его персональные склонности и способности.

Оснащение индивидуализации изучения с помощью системы дифференцированных заданий общеразвивающего и коррекционного  нрава содержало задания на отработку умений использовать  познания в новейших обстановках, самостоятельный предпочтение средств для решения учебных задач, для оценивания последствий, для поиска  промахов и корректировки их. Данный - задания на проникновение, воспроизведение, на воспоминания, гибкость мышления; на выявление противоречий между видимым и сущностью, между простейшими жизненными фактами и их обобщением.

Процесс формирования познавательной активности младших школьников состоит из трех этапов: создания положительно-эмоционального отношения к учебной деятельности, учителю, сверстниками (I этап); организация систематической поисковой деятельности (II этап); организация ее таким образом, чтобы в возникала в ней «неисчерпаемость вопросов» (III этап).

Целенаправленное использование внеклассной и внешкольной работы способствовать расширить виды познавательной деятельности младших школьников и умелое учебное пособие ими в семье. Индивидуальность внешкольной работы заключается в ее добровольности, свободе выбора предмета интереса, возможностях неформального общения с разными возрастными группами школьников, возможность изменения временного творческого коллектива и значимость общественного показа результатов труда.  Многие ученые подчеркивали ценность деятельности вне уроков в процессе формирования личности ребенка. Ш.А. Амонашвили рассматривал внеурочную работу, как одну из форм организации свободного времени обучающихся и отождествлял её с внеклассной работой. По его мнению, внеурочная работа представляет собой неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, а направления и формы её организации по сути идентичны формам и направлениям дополнительного образования детей. В своей работе В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и другие педагоги активно использовали внеурочную работу, рассматривая её как неотъемлемую часть воспитания личности и, основываясь на принципах добровольности, активности и самостоятельности. В.Д. Шадриков рассматривает внеурочную деятельность как систему занятий и общения обучающихся в школе после уроков, включающую элементы учебной деятельности, организованную после уроков и нацелен на развитие познавательных интересов, воспитание осознанного отношения к учёбе и познание культуры умственного труда. В последнее время к проблеме внеурочной деятельности обращались: Е.Н. Барышников, Ю.К. Костенко, И.И. Прокопьев, Е.А. Коняева, О.В. Кутьев, И.К. Кондаурова, А.В. Молчанова и др. Ю.К. Костенко предлагает условно разделить виды деятельности учащихся по характерным признакам: по месту их проведения (классная, внеклассная деятельность); по времени проведения (урочная, внеурочная); по отношению к решению учебных задач (учебная, внеучебная). По мнению И.И. Прокопьева, деятельность вне уроков является частью внеклассной работы. Автор указывает, что внеклассная работа подразумевает секции, лектории, музейную работу, технические кружки и охватывает учащихся всей школы, а также предполагает и теоретическую и практическую самостоятельную работу. Е.А. Коняева под внеурочной деятельностью понимает возможность для организации межличностных отношений в ученическом коллективе, между обучающимися и педагогом, направленную на создание ученического коллектива и органов ученического самоуправления. «В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов обучающихся, способствовать решению задач нравственного воспитания. По мнению А.В. Молчановой: «Внеурочная деятельность –это не традиционный урок, однако и она направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС НОО. При этом внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке».О.В. Кутьев под внеурочной деятельностью понимает такую организацию труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся получают социальный опыт, улучшают окружающую их среду, приобретая необходимые умения и навыки. Особое влияние на результативность внеурочной деятельности оказывают такие показатели, как частота и регулярность участия в мероприятиях, число и состав участников внеурочных мероприятий (общешкольных групповых, классных, дифференцированных по интересам, разновозрастных), характер взаимодействия (ведущая роль учителя, сотрудничество или полная самостоятельность), целесообразное сочетание добровольности и обязательности участия во внеурочных мероприятиях, различный набор организационно-педагогических форм и средств воспитательной работы с учётом интересов, склонностей, учащихся и их индивидуально-возрастных особенностей.

Активность вне уроков содействует сплочению детского коллектива, воспитанию любви к школе, образованию общественных качеств обучающихся: знанию коммуницировать, исполнять определённые роли, подчиняться, управлять, принимать решения. Деятельность вне уроков формирует воспитательный порядок школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в финальном последствии, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как нужному и важному жизненному этапу.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно условно разделить на три уровня: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об устройстве общества, об общественных нормах, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Достижение данного уровня возможно прежде всего взаимодействием ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к основным ценностям общества (мир, семья, природа, человек, культура, Отечество, знания), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достижение второго уровня результатов достигается взаимодействием школьников в дружественной, защищённой среде школы и класса. При этом школьник получает опыт и практическое применение полученных социальных знаний, открывает для себя их ценность. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком). В достижении такого уровня большое значение отводится взаимодействию школьника с социальными субъектами вне школы, в открытом пространстве общества. В результате достижения трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивается возможность получения эффектов воспитания и социализации обучающихся. Компетенции, которые при этом могут быть сформированы у учеников: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, социокультурные, информационные. При организации внеурочной деятельности младших школьников нужно учитывать, что первоклассники очень восприимчивы к новым социальным знаниям, стараются разобраться в новой для них школьной реальности. Поэтому важной задачей педагога является укрепить это стремление и, используя различные формы внеурочной деятельности, добиться достижения ребёнком первого уровня результатов. Во втором и третьем классах возможно достижение обучающимися второго уровня результатов, т.к. в процессе развития детского коллектива увеличивается коммуникация обучающихся. В четвёртом классе обучающиеся могут достигнуть результатов третьего уровня (общественное действие). Необходимо ограничивать неопределённость и конфликтность, характерные современному обществу и способствовать выходу обучающихся в дружественную среду. Для каждого уровня результатов внеурочной деятельности необходимо подбирать определённые формы обучения. Также следует учитывать, что достичь результата второго и третьего уровней невозможно в случае использования только форм первой ступени образования. При этом формы, нацеленные на результаты третьего и второго уровня способствуют достижению результатов предшествующего уровня. Но важно понимать, что «форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности». В соответствии с интересами учащихся и запросами их родителей направления внеурочной деятельности могут реализовываться в различных формах. Изучив рекомендации Д.В. Григорьева, предложенные в методическом конструкторе относительно познавательного вида деятельности вне уроков, можно сделать вывод, что преимущественными формами в данном направлении являются: познавательные занятия кружка, познавательные акции (конференции, марафоны, экскурсии, викторины), детские исследовательские проекты.

Среди форм деятельности вне уроков в качестве основных можно выделить клуб, научное общество и кружок. Занятия в кружках, заседания клуба и научного общества, как правило, выполняют одновременно пять функций:

1. Образовательная - расширение и обогащение знаний обучающихся о различных областях знаний, в том числе о явлениях социальной жизни и психологических проблемах детей;

2. Развивающая – развитие способностей и познавательных интересов обучающихся;

3. Ценностно-смысловая – формирование моральных и духовных ценностей, взглядов на отношение к своей жизни и миру в целом, умения оценивать свои поступки;

4. Организационная – управление деятельностью школьников в свободное от учёбы время;

5. Коммуникативная – развитие коммуникативных навыков: вести диалог, договариваться, доказывать свою точку зрения. Это позволяет данным формам соответствовать уровню возрастных особенностей младших школьников и способствует развитию познавательных интересов. Учитывая тот факт, что внеурочная деятельность не имеет бального оценивания обучающихся, школьники имеют возможность без страха отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, брать на себя ответственность перед командой, и тем самым позволяет добиться успеха и испытать радость и чувство гордости. Для организации школьного кружка с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать познавательные экскурсии, посещение театров, выставок, интеллектуальные игры, геймификацию, викторины, квесты, квизы. Остановимся подробнее на использовании экскурсий. Познавательные экскурсии помогают использовать средства музейной педагогики, увеличивают кругозор и любознательность. В силу особенностей возраста следует учитывать то обстоятельство, что экскурсия не должна быть чисто созерцательной или иллюстративна. Важно предусмотреть манипуляцию детей с предметами, например, в музее Краеведения: изготовление стрел, как первобытные люди, или лепка посуды из глины. По материалам экскурсии, выставки или посещения театра на занятиях кружка важно проводить интеллектуальные игры. Они позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в игру, увлекательное состязание, в праздник; создают условия для раскрытия талантов, проявления эрудиции, находчивости, позволяют испытать радость победы. Школьный клуб позволяет привлечь в школу семьи обучающихся. Известно, что успешное развитие познавательных интересов младших школьников напрямую зависит от семьи ребёнка, семейных ценностей и гармоничных внутрисемейных отношений. На практике взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания часто ограничивается общением на родительских собраниях и в чатах классов. При этом проблем в воспитании младших школьников у родителей остаётся не мало. Как бороться с экранной зависимостью у детей? Как заставить ребёнка читать? Что сделать, чтобы ребёнок хотел учиться и выполнял домашние задания без принуждений, криков и упрёков? Ответ на эти и другие вопросы один: надо объяснять детям значимость знаний в современном обществе, доказывать важность получения новых сведений. Для этого родителям нужно участвовать вместе с ребёнком во всех походах по местам отдыха или театрах, смотреть спектакли и выставки; развивать семейные чтения. И всё это важно делать вместе с детьми. С этой целью разработана программа школьного клуба «Вместе», которая объединяет членов в зависимости от их интересов, на основе стремления к общению. Программа предназначена для реализации во внеурочной деятельности обучающихся 3-4-го классов, рассчитана на два года и соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта начального общего образования. Другим видом внеурочной деятельности, способствующим развитию познавательных интересов младших школьников, является работа научного клуба школьников (НОШ) «ПОИСК». Она разработана на основе программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова (Савенков, 2010) и рассчитана на обучающихся 2-4 классов. Программа предполагает занятия 1 час в неделю (без учёта самостоятельной работы вне школы) и предусматривает освоение основ исследовательской и проектной деятельности младших школьников, способствует мотивации обучающихся на изучение нового, обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся, способствует концентрации внимания обучающихся и активизирует познавательный интерес. Освоение программы научного общества школьников «ПОИСК» подразумевает подготовку индивидуальных или групповых исследований (проектов), выступление на конференциях или конкурсах исследовательских работ (проектов) младших школьников различного уровня, использование цифровых образовательных ресурсов. Учитель выполняет роль наставника и ментора: оказывает помощь обучающимся в выполнении проектных задач и исследовательской работы, помогает готовиться к участию в конференциях и конкурсах. Подготовку к работе над исследованиями можно начинать с просмотра фрагментов наиболее удачных выступлений детей по защите своих работ. Далее важно особое внимание уделить соблюдению структуры исследования: цель, задачи, выдвижение гипотез, анализ литературы по теме исследования, проведение исследования (опыты, эксперименты, анкетирование, опросы, сравнение, наблюдение, анализ), выводы исследования, оформление списка источников литературы, а также соответствию цели исследования его выводам. Представление одноклассникам результатов своей работы формирует навыки публичных выступлений, развивает уверенность в себе и стимулирует ребёнка на выполнение новых исследований. Участие в конференциях различного уровня возможно уже, начиная с 2 класса. Рассказать о том, что узнал очень важно для юных «исследователей». А.И. Савенков подчёркивает, что «о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить» (Савенков, 2008). На защите важно организовать праздничную торжественную обстановку, присутствие жюри, зрителей: родителей, одноклассников и авторов других работ. Жюри оценивает работы по нескольким критериям: познавательность темы, оригинальность и ценность собранного материала, исследовательское мастерство, структура и логика работы, язык и стиль изложения, умение отвечать на вопросы. Во время защиты школьники учатся самопрезентации: убежденно доносить полученную информацию, уметь отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Защиты детских работ лучше проводить несколько раз в год по мере готовности исследовательских и проектных работ школьников. Целесообразно при проведении первых «защит» исследовательских или проектных работ поощрять всех участников. А уже в конце третьего и четвёртого классов проводить «защиты» по номинациям. При этом важно членам жюри отметить положительные моменты в каждой работе школьника: оригинальность темы, логичность доклада, самый интересный эксперимент и т.д. Организовывая работу над проектами и проектными задачами, мы учитывали, что групповая проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. Работая над проектами с младшими школьниками необходимо отводить выбору темы проекта особое внимание. Это может быть тема, которая заинтересовала ребёнка в ходе урока по какому-либо предмету, или тема, отражающая увлечения школьника, или тема, предложенная взрослым. В любом случае крайне важно, чтобы выбранная тема была интересной для ребёнка, а не просто актуальной в современной ситуации. Например, «За что мы любим бабушек и дедушек?», «Любимые герои сказок», «Защитим город!», «Дорогами добра», «Утренняя зарядка: делать или нет?» и т.д. Творческие проекты: «Украшения в технике канзаши», «Мыло своими руками», «Идеальное мороженое», «Этот замечательный шоколад», «Их жизнь – наша память», «Духи своими руками» и т.п. Для выполнения проектов или проектных задач обучающихся следует делить на группы (постоянные или мобильные), пары (за партой или по желанию). Перед началом такой работы необходимо повторить правила работы в группах: распределять обязанности (роли); выбирать капитана (лектора) команды, который будет представлять работу группы; активно принимать участие в работе группы; обсуждать вполголоса; высказывать своё мнение; подводить итоги совместной работы; презентовать её результаты Все материалы данного сервиса сопровождаются фотографиями, аудио- и видеоиллюстрациями, схемами и таблицами. В таком виде процесс познания новой информации развивает познавательный интерес школьников, к тому же доставляет удовольствие, потому что дети не только воспринимают сухие факты, но и смотрят информацию по видео, а также самостоятельно слушают интересующую конкретно его тему. По завершении выполнения проектной задачи (исследования) необходимо проведение рефлексии данной работы. Итогом рефлексии может стать выбор младшими школьниками новой темы исследования или проектной задачи. Это подтверждает развитие познавательного интереса. Для успешной реализации важным является создание у младших школьников атмосферы значимости, важности и интереса к научным знаниям, что достигается благодаря использованию символики научного общества (значки, эмблемы), организации торжественного вступления школьников , проведения конференций, семинаров и конкурсов проектноисследовательских работ с приглашением педагогов и родителей в качестве зрителей на эти мероприятия. Организация и проведение исследовательской и проектной деятельности младших школьников имеет свои особенности: наличие у детей данного возраста интереса, желания проводить исследования, опыты, эксперименты сочетается с отсутствием важных теоретических знаний и необходимости контроля и направляющей помощи взрослого. В исследовательской и проектной деятельности младших школьников важную роль играют родители. От их желания помочь, терпения зависит очень много; от того насколько они подготовлены к работе с компьютером или терпением (что немаловажно). Отсутствие же поддержки родителей в ходе исследования может причинить большой вред ребёнку: он не сможет сделать свое « открытие ». Поэтому педагогу очень важно объяснить родителям значимость данной деятельности, настроить их на сотрудничество, рассказать о требованиях и правилах, показать образцы выполнения проектно-исследовательских работ[17].

На образование познавательной активности учащихся начальной школы влияет применение разновидных видов внеучебной деятельности в их взаимодействии. Особенность художественно-творческой деятельности дает специальную эффективность в раскрытии внутреннего мира и духовности младшего ученика. Рассмотрение познавательной активности младших учеников как личностного свойства полагает осуществление преемственности в системе дошкольного - исходного - среднего звеньев обучения [21].

Сейчас нужно формировать познавательную активность младшего школьника как личностное свойство: от того в какой мере оно сформировано зависит в дальнейшем развитие познавательных потребностей школьников и их самостоятельности в поиске знаний.

Выводы

Познавательная активность – качество деятельности особы, которое проявляется в отношении ученика к наличию и процессу деятельности, в тяготении его результативному  овладению  познаниями и  методами  деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.

Четыре основных структурных компонента познавательной активности младших учеников: эмоционально-волевой, мотивационно-целеполагающий, процессуальный и оценочно-регулирующий.

В процессе изучения были определены ярусы познавательной активности: репродуктивный, интерпретирующий и творческий.  Образование  познавательной активности у младших учеников носит поэтапный характер, следственно нами были определены этапы:  исходный  (возникновение  познавательного интереса), поисковый (постановка трудности и обнаружениепоследовательности действий решения) и испытательный (использование полученных умений на практике).

Выделены следующие средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности: использование игр, бесед, викторин, проектной деятельности в рамках работы кружка или научного клуба.


© 2024, 677 2