Тема : Что такое счастье и как найти своё место в жизни.
Можете ли вы объяснить, в чём смысл педагогики и как она связана со счастьем и благополучием человека?
«Задача школ и родителей – дать каждому ребенку счастье».
В.А. Сухомлинский, советский педагог
Во все времена люди размышляли над тем, как стать счастливыми, искали пути построения счастливой и благополучной жизни .
Стремление к счастью играло ведущую роль в социализации людей в прошлом и остается главной движущей силой деятельности человека в обществе и в наши дни.
Но развитие человеческого общества не стоит на месте, и историей становится даже то, что произошло сравнительно
недавно .
Вы только подумайте, что ваши родители и родители ваших родителей учились в прошлом веке и даже в прошлом тысячелетии, и это уже тоже стало историей.
«Прошлое — действительность, вспоминаемая настоящим».
Л. П. Карсавин (1882—1952), русский философ
Стремление узнавать новое , осознавать информацию — одна
из неотъемлемых черт человека.
Некоторые ученые склонны думать, что эта
черта относится к базовым потребностям — так же, как потребность в воздухе, воде и пище.
Философы и социологи пришли к пониманию счастья как нравственной категории, связанной с содержанием жизни.
Образование – процесс развития у человека знаний и умений, необходимых для плодотворной жизни и самореализации.
Но ведь предельной мечтой человечества всегда было счастье.
Так может ли образование научить человека быть счастливым?
А что, по-вашему, можно назвать счастьем?
Счастье – особое состояние человека, для которого характерны переживания удовлетворенностью жизнью, осознание осуществления целей и желаний.
Выражается в виде позитивной эмоциональной оценке.
Представления человека о счастье связано с образом и содержанием его жизни.
Поэтому счастье всегда субъективно .
Ситуация, в которой человек переживает счастливые моменты своей жизни, может вызвать у других совершенно противоположные чувства , в том числе ощущение себя глубоко несчастным.
Между счастьем и несчастьем существует диалектическая связь.
В философии встречается убеждение, что переживание несчастья является исходной точкой для понимания счастья.
Ведь не зря же говорят «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Притча о счастье.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Попробуйте сформулировать идею притчи.
В первой четверти 21 века рождается новая эпоха, в центре которой - интеллектуальные и духовные силы самого человека.
Важна способность человека творить и создавать атмосферу радости и добра для себя и других людей.
Человек выходит из рутины индустриальных приоритетов .
Человечество входит в мир приоритетов самореализации потенциала людей.
В философии существует много вариантов ответа на вопрос об источниках счастья .
Представители древнегреческого философского направления гедонизма (от греч. наслаждение) считали, что счастливым человека делает способность получать максимальное удовлетворение потребностей и умение избегать любых страданий и неприятностей.
С позиций представителей экзистенциализма (философское направление 20 века) счастье достижимо в том случае, если человеку открывается смысл его жизни.
В христианстве источник счастья связывают с тем, в какой мере человек служит добру.
Отрывок из романа Максима Горького «Фома Гордеев».
«Иной человек – вот так же, как сова днем, мечется в жизни... Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, - только перья летят с него, а всё толку нет… Изобьётся, изболеет, облиняет весь, да с размаха и ткнётся куда попало, лишь бы отдохнуть от маеты своей…».
Актуален ли текст в современном мире?
Счастье человека неразрывно связано с тем, удается ли ему найти своё место в жизни.
Такое место не связано с местом в пространстве.
Речь идет о полноценной самореализации личности , которая себя чувствует востребованной и компетентной в каком-либо виде деятельности .
Все люди для этого учатся, общаются, пробуют себя в разных видах деятельности.
Люди постоянно приближаются (или наоборот ) к тому варианту, который они считают правильным и достойным.
Это очень сложный процесс , который требует настойчивости, воли, понимания своих желаний и возможностей.
Желания, возможности?
Поэтому далеко не у всех людей всё получается, а многим так и не удается стать прекрасным музыкантом, уникальным врачом или ученым.
Но если человек находит своё место в жизни , то он чувствует себя счастливым, а его вид деятельности приводит к отличным результатам.
Может ли быть источником счастья человека его работа?
Притча о счастье.
«Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег.
Счастье одарило его деньгами и он ушёл счастливым. Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой.
- Что тебе нужно? – спросило Счастье.
- А тебе что нужно? – спросил брат.
- Вытащи меня от сюда, - попросило счастье.
Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы и пошёл прочь. А счастье пошло за ним следом.
Как вы думаете, в чём смысл этой притчи?
Как часто вы задумываетесь о счастье ?
Предлагаю вам выполнить простое упражнение по схеме. Выводы сделайте самостоятельно.
Вы счастливы?
Нет.
Да.
Поменяйте что-нибудь.
Вы хотите быть счастливыми?
Да.
Продолжайте делать то, что делаете.
Нет.