Тема Человек
Человек – биосоциальное существо
Инстинкт – это врождённая склонность, которая помогает индивиду с самого детства бороться за своё выживание возникающие на внутренние и внешние раздражения
Инстинкт – это сложные врожденные реакции организма
Рефлекс – одинаковая в сходных условиях реакция организма на воздействие окружающей среды
Потребности человека– это его нужда в чём-либо, удовлетворение которой принесёт улучшение физического или духовного состояния человека.
Мышление – это активный процесс отражения объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира в понятиях, суждениях, гипотезах, теориях и т.п.
Мышление – это сложный процесс, который приводит к формированию нового знания.
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (устная и письменная)
Тема Индивид личность индивидуальность
Индивид - это отдельный представитель человеческого рода
Личность – это комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки.
Индивидуальность – это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке.
Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант - высочайшая ступень развития способностей, определяющая яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности.
Гениальность - это высшая ступень развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности.
Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых психических, морально-этических и духовных качеств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении.
Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных врожденных психофизиологических особенностей человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения, его активность и эмоциональность.
Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.
Социализация – процесс усвоения человеком социокультурных норм, ценностей и традиций, принятых в обществе.
Агенты социализации – люди и организации, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Тема Деятельность
Деятельность – целенаправленная активность человека, преобразующая объекты мироздания.
Структура деятельности
Субъект – человек, осуществляющий деятельность. Субъектом деятельности врача, например, будет сам врач.
Объект – то, на что прямо направлена деятельность (объект, процесс, внутреннее состояние человека, социальные отношения и т.п.).
Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность. Например, объектом деятельности врача, который лечит больного, будет не сам больной человек, а его болезнь, субъекты - врач и больной, а средствами могут выступать медицинские препараты, лекарства.
Мотив – то, что движет человеком в его деятельности. В качестве мотива могут выступать потребности, интересы, идеалы, эмоции и т.п. Мотивом учебной деятельности абитуриента, желающего подготовиться в ОГЭ, может быть желание в дальнейшем стать авторитетным членом общества, повысить социальный статус.
Цель – конкретный, запланированный, представляемый в уме субъекта результат, достижимый в этой деятельности. Целью деятельности, обозначенной в предыдущем примере (учёба абитуриента) будет успешная сдача ОГЭ и поступление в Суз.
Результат – достигнутая или не достигнутая цель. Результатом деятельности по подготовке к ОГЭ может быть успешная (или, наоборот, провальная) его сдача и получение соответствующего балла.
Виды деятельности
Материальную деятельность – это деятельность, основной объект которой представлен в материальном мире (изготовление стула плотником, распечатка документов и т.п.)
Духовную деятельность– деятельность, которая предполагает работу с объектами духовного мира ( написание стихотворений, прозаических текстов, воспитание человека и т.п.)
Виды деятельности основные
Общение – деятельность по взаимному обмену информацией, эмоциями и т.п. между участниками. Общение – это совместная деятельность как минимум двух субъектов. Общение всегда сопутствует любой другой совместной деятельности.
Труд – деятельность, главная цель которой – создание или изменение объектов материального или духовного мира. Трудовая деятельность во главу угла ставит результат.
Игра – вид деятельности, главная цель которой – получение удовольствия или иной пользы от процесса, а не результата. Игра характеризуется условностями, необходимостью придерживаться правил всем участниками.
Познание – это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека.
Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.