СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию.»

МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОШИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

663253, Красноярский край, Туруханский район, с.Горошиха, ул.Северная, д.15













Экзаменационная работа по обществознанию (тест)

.







Составитель: 

Штукерт Наталья Михайловна,

учитель истории















с.Горошиха

2023 г.

.













Часть I.


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


А1. Высшей юридической силой в нашей стране обладает


  1. указ президента

  2. федеральный закон

  3. Конституция

  4. постановление правительства


А2. Выражение «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» является результатом


  1. научного познания

  2. обыденного знания

  3. мифологического знания

4) религиозного мировоззрения


А3. Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А5. Отличительным признаком нации как этнической общности является


1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности


А6. Данные о расслоении крестьянства на группы бедняков, средняков, зажиточных и кулаков свидетельствует о выделении в социальной структуре


1) классов

2) сословий

3) страт

4) каст






Часть II.


При выполнении заданий с кратким ответом этой части ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.


В1. В приведенном списке указаны черты сходства народной и массовой культуры и отличия народной культуры от массовой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. авторство произведений культуры не может быть установлено

  2. произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя

  3. широкий охват аудитории

  4. возникла в связи с появлением СМИ


Черты сходства

Черты отличия




В2. Найдите в приведенном ниже списке косвенные налоги и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. таможенная пошлина

  2. налог на прибыль

  3. подоходный налог

  4. акциз

  5. налог на добавленную стоимость

Ответ:__________________________


В3. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) заполнение налоговой декларации

Б) выборы депутатов Госдумы

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

1) политическая


2) экономическая


Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г






В4. Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного, относятся к формам искусства.

  1. живопись

  2. наука

  3. архитектура

  4. скульптура

  5. музыка

Найди и выпиши номер понятия, выпадающего из данного ряда.

Ответ:___________.








Часть III.


Для ответов на задания этой части используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.


Прочитайте текст и выполните задания С1 – С5.

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические со* бытия, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Д. С. Лихачев


С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).


С2. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.


С3. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.


С4. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.


С5. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.






Ответы к заданиям.

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.


А1

3

А2

2

А3

4

А4

2

А5

1

А6

3


Правильно выполненные задания

В1,В2, В3: 2 балла – нет ошибок

1 балл – допущена одна ошибка

В4 – 1 балл

В1

2314

В2

145

В3

2112

В4

2


С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) человек должен быть интеллигентен;

2) интеллигентность в представлении многих людей;

3) в чем состоит подлинная интеллигентность.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текстами выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2


С2. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть названы следующие качества:

1) восприимчивость к культурным ценностям;

2) эстетическое чутье;

3) способность восхищаться красотой природы;

4) способность понять характер и индивидуальность другого человека;

5) доброжелательное отношение к другим людям;

6) умение незаметно помочь другому человеку.

Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.


Названы четыре качества

2

Названы два-три качества

1

Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2


С3. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека», С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) интеллигентный человек приветлив и совестлив в отношениях с окружающими, что способствует установлению доброжелательной атмосферы в любом коллективе;

2) интеллигентный человек восприимчив к красоте природы, он не причиняет вреда природе и прилагает усилия для ее сохранения (то есть деиструет в интересах всего общества);

3) интеллигентный человек способен понять подлинные ценности культуры, он может в этом стать примером для окружающих.

Могут быть приведены другие объяснения.


Приведены три объяснения

3

Приведены два объяснения

2

Приведено одно объяснение

1

Ответ неверный или отсутствует

0

С4. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на вопрос, например: такое поведение нельзя назвать интеллигентным;

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) приведен фрагмент текста, например:

- интеллигентный человек «не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек»;

- «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого».


Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста

2

Дан правильный ответ ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2


С5. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть высказаны суждения, отражающие различные точки зрения на поведение человека в такой ситуации, например:

1) необходимость сохранения человеком своей интеллигентности;

2) необходимость достижения определенного компромисса с окружающими;

3) необходимость соответствовать своему окружению.

Могут быть высказаны суждения, отражающие иные точки зрения.


Высказаны два суждения

2

Высказано одно суждение

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Максимальное количество баллов – 25.