СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

ФИ _______________________________________________ дата ____________

1. Вставьте пропущенное слово:

1.1. Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал _____________________________ к Мысу

Доброй Надежды.

1.2. «Молчи, ______________! – отвечал я ему запинаясь, - ты, верно, пьян, пошёл спать…»

1.3.

… нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться

__________________________ , а там что бог даст!...

1.4. Не приведи бог видеть русский ____________ , бессмысленный и беспощадный!

1.5. Береги честь _________________________.

2. Кто так характеризуется в повести:

2.1. «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина лет тридцати пяти, с длинными чёрными

усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах».

_________________________________

2.2. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и

широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо

его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём

был оборванный армяк и татарские шаровары». ________________________________________

2.3. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко

зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». ____________________________________

2.4. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни

ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого

росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём». ___________________________

2.5. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок.

Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка

имели прелесть неизъяснимую».

_____________________________________________________

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

ФИ _______________________________________________ дата ____________

1. Вставьте пропущенное слово:

1.1. Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал _____________________________ к Мысу

Доброй Надежды.

1.2. «Молчи, ______________! – отвечал я ему запинаясь, - ты, верно, пьян, пошёл спать…»

1.3.

… нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться

__________________________ , а там что бог даст!...

1.4. Не приведи бог видеть русский ____________ , бессмысленный и беспощадный!

1.5. Береги честь _________________________.

2. Кто так характеризуется в повести:

2.1. «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина лет тридцати пяти, с длинными чёрными

усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах». _________________________________

2.2. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и

широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо

его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём

был оборванный армяк и татарские шаровары». ________________________________________

2.3. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко

зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». ____________________________________

2.4. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни

ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого

росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём». ___________________________

2.5. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок.

Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка

имели прелесть неизъяснимую».

_____________________________________________________

3. Кому принадлежат слова?

3.1. «Прощай, прощай, матушка!... Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень

на Машу сарафан».________________________________________________

3.2. «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего… Голова моя в твоей

власти…» __________________________

3.3. «Господи владыко!.. Заячий тулуп почти новёшенький! И добро бы кому, а то пьянице

оголтелому!» _______________________________

3.4. «А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не

Марья ли Ивановна?» ________________________________________

3.5. «Где такая крепость, куда бы пули не залетали?.. Чем Белогорская ненадёжна? Слава богу,

двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев, и киргизцев: авось и от Пугачёва

отсидимся!» _____________________________________________

4. Дайте название эпизода:

4.1. «Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностью,

были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения. Гвардейский офицер потребовал,

чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем». _______________________________

4.2. «Все мнения оказались противными моему. Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о

неверности удачи, об осторожности и тому подобном.» ______________________________________

4.3. «Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня

крестили, и вручила батюшке дрожащею рукою». __________________________________________

4.4. «У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею

частью покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту…» _________________________________

4.5. «Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и уставленным

штофами и стаканами, Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели… с красными рожами и

блистающими глазами». _________________________________________________

3. Кому принадлежат слова?

3.1. «Прощай, прощай, матушка!... Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень

на Машу сарафан».________________________________________________

3.2. «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего… Голова моя в твоей

власти…» __________________________

3.3. «Господи владыко!.. Заячий тулуп почти новёшенький! И добро бы кому, а то пьянице

оголтелому!» _______________________________

3.4. «А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не

Марья ли Ивановна?» ________________________________________

3.5. «Где такая крепость, куда бы пули не залетали?.. Чем Белогорская ненадёжна? Слава богу,

двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев, и киргизцев: авось и от Пугачёва

отсидимся!» _____________________________________________

4. Дайте название эпизода:

4.1. «Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностью,

были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения. Гвардейский офицер потребовал,

чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем». _______________________________

4.2. «Все мнения оказались противными моему. Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о

неверности удачи, об осторожности и тому подобном.» ______________________________________

4.3. «Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня

крестили, и вручила батюшке дрожащею рукою». __________________________________________

4.4. «У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею

частью покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту…» _________________________________

4.5. «Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и уставленным

штофами и стаканами, Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели… с красными рожами и

блистающими глазами». _________________________________________________

Задания из Открытого банка ОГЭ ФИПИ

1. Какова авторская оценка личности Пугачёва и народного восстания в романе А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»?

2. Какие высокие нравственные качества сближают Петра Гринёва и Марию Миронову? (По

роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Согласны ли Вы с мнением критика Н.Н. Страхова, считавшего «Капитанскую дочку» А.С.

Пушкина не историческим романом, а «хроникой семейства Гринёвых»?

4. Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

5. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и

«беспощадным»?

6. Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

7. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

8. Почему, по Вашему мнению, свой роман А.С. Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

9. В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (По роману А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»)

10. Как проявляют себя Швабрин и Гринёв в ситуации выбора? (По роману А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»)

11. Какие авторские идеалы отражены в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

12. Каковы важнейшие черты личности Савельича? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская

дочка»)

13. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых.

(По роману А.С. Пушкина Капитанская дочка»)



«14. Как эпиграф к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду») связан с

идейным содержанием произведения?

_____________________________________________________________________________

15. Прочитайте отрывок, выполните задания

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был

назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и

потребовал пера и бумаги. – Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что

он не оставит Петрушу своими милостями. – Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану

я писать к князю Б.? – Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши? – Ну, а там что? – Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан

в Семёновский полк. – Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в

Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху,

да будет солдат, а не шаматон*. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе

с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со

вниманием, положил перед собою на стол

и начал своё письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера

батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с

паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному

товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в

стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким

несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка;

уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками

домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно,

кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не

отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

_______________________

* Шаматон – шалопай, бездельник (разг. устар.).

Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение послать сына служить в Оренбург, а не в

Петербург?

А) С какой целью автор обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею

рукою»?

Б) Выберите другой фрагмент романа, в котором показано, как судьба Петра Гринёва внезапно меняется.

Проанализируйте поведение героя в этой ситуации.

В) Выберите другой фрагмент романа, в котором используется антитеза. Какую роль этот приём играет в

выбранном фрагменте?

16. Прочитайте отрывок и выполните задания:

Мы остались глаз на глаз.

Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка

прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с

такою непритворной весёлостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему. – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку

на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если б не твой слуга. Я тотчас

узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам

великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною

виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда

принуждён я был скрываться от своих недругов. То ли ещё увидишь! Так ли ещё тебя пожалую, когда получу

своё государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?

Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. – Чему ты усмехаешься? – спросил он меня нахмурясь. – Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай

прямо.

Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием

непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов

под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной

хвастливостию. Я колебался. Пугачёв мрачно ждал моего ответа. Наконец (и ещё ныне с самодовольствием

поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал

Пугачёву: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек

смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую». – Кто же я таков, по твоему разумению?

– Бог тебя знает; но, кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачёв взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, – сказал он, – чтоб я был государь Пётр Фёдорович? Ну,

добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что

хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой

и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы,

и в князья. Как ты думаешь?» – Нет, – отвечал я с твёрдостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить

не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

Пугачёв задумался. «А коли отпущу, – сказал он, – так обещаешься ли, по крайней мере, против меня не

служить?» – Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду,

делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я

от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо;

казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

Моя искренность поразила Пугачёва. «Так и быть, – сказал он, ударя меня по плечу. – Казнить так казнить,

миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною

проститься,

а теперь ступай себе спать, и меня уж дрёма клонит».

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

А) Как и почему меняется настроение Гринёва на протяжении беседы с Пугачёвым?

Б) Какие свойства личности Пугачёва проявились в приведённом диалоге двух героев?

В) Выберите фрагмент романа, в котором показана другая встреча Гринёва и Пугачёва. Проанализируйте

мотивы поведения героев в выбранном фрагменте.

Г) Выберите другой фрагмент романа, в котором описана внешность Пугачёва. Анализируя фрагмент,

докажите, что портретная характеристика является важным средством создания образа Пугачёва.

17. Прочитайте отрывок и выполните задания:

В это время мальчик вошёл и подал мне записку от И. И. Зурина.

Я развернул её и прочел следующие строки:

«Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера

проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый ко услугам

Иван Зурин».

Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь

к Савельичу, который был и денег, белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей. «Как!

зачем?» – спросил изумлённый Савельич. «Я их ему должен», – отвечал я со всевозможной холодностию.

«Должен! – возразил Савельич, час от часу приведённый в большее изумление, – да когда же, сударь, успел ты

ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени

трудно мне будет освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой

слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что

тебе приказывают».

Савельич так был поражён моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты

стоишь!» – закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Пётр Андреич, – произнёс он дрожащим

голосом, – не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты

пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители

крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...» – «Полно врать, – прервал я строго, – подавай сюда

деньги или я тебя взашей прогоню».

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но

я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребёнок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич

поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной

совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним

уже когда-нибудь увидеться.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

А) Какие черты характера Гринёва проявились в приведённой сцене?

Б) Как в приведённом фрагменте передано психологическое состояние Савельича?

В) Выберите другой фрагмент романа с участием Савельича. Охарактеризуйте черты характера Савельича,

проявившиеся в выбранном фрагменте.

Г) Выберите другой фрагмент романа, отражающий особенности взаимоотношений Гринёва и Савельича. На

основе анализа выявите, как Савельич относится к Петру Гринёву.

18. Прочитайте отрывок и выполните задания: – Где же вожатый? – спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два

сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» – «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что

греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту минуту хозяин вошёл с кипящим

самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне

замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так

и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок;

на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился.

«Ваше благородие, сделайте мне такую милость, – прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое

питьё». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и, взглянув ему

в лицо: «Эхе, – сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе Бог принёс?» Вожатый мой мигнул значительно и

отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что

ваши?» – Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да

попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

«Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А

теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!»

При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на

полати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах

Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года. Савельич слушал с видом большого

неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по

тамошнему, умёт, находился в стороне,

в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего.

Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я

расположился ночевать и лёг на лавку. Савельич решился убраться на печь, хозяин лёг на полу. Скоро вся изба

захрапела, и я заснул как убитый.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной

пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую

умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и

вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную

помощь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! – сказал

он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас

лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать». Я не мог спорить с

Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились

в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего

меня если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения. «Хорошо, – сказал я

хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком

легко. Дай ему мой заячий тулуп». – Помилуй, батюшка Пётр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт,

собака, в первом кабаке. – Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне

жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твоё холопье дело не спорить и слушаться. – Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя ещё не

смыслит, а ты и рад его обобрать простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на

свои окаянные плечища. – Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп. – Господи Владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новёшенький! и добро бы кому, а то

пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать.

В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился

и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был

чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо,

ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Он пошёл в свою

сторону,

а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своём

вожатом и о заячьем тулупе.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

А) Какие черты характера Гринёва раскрываются в приведённой сцене?

Б) С помощью каких художественных средств в приведённом эпизоде раскрывается характер Пугачёва?

В) Выберите другой фрагмент романа с участием Савельича. Проанализируйте выбранный фрагмент и

определите, какие черты характера Савельича в нём раскрываются.

Г) Выберите другой фрагмент романа, в котором герой наделён яркой портретной характеристикой. Докажите,

что портрет героя помогает лучше понять авторскую мысль.

19. Прочитайте отрывок и выполните задания:

Читатель легко себе представит, что я не преминул явиться на совет, долженствовавший иметь такое влияние

на судьбу мою. В назначенный час я уже был у генерала.

Я застал у него одного из городских чиновников, помнится, директора таможни, толстого и румяного старичка

в глазетовом* кафтане. Он стал расспрашивать меня о судьбе Ивана Кузмича, которого называл кумом, и часто

прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоучительными замечаниями, которые если и не

обличали в нём человека сведущего

в военном искусстве, то, по крайней мере, обнаруживали сметливость

и природный ум. Между тем собрались и прочие приглашённые. Между ими, кроме самого генерала, не было

ни одного военного человека. Когда все уселись и всем разнесли по чашке чаю, генерал изложил весьма ясно

и пространно, в чём состояло дело. «Теперь, господа, – продолжал он, – надлежит решить, как нам действовать

противу мятежников: наступательно или оборонительно? Каждый из оных способов имеет свою выгоду и

невыгоду. Действие наступательное представляет более надежды на скорейшее истребление неприятеля,

действие оборонительное более верно

и безопасно... Итак, начнём собирать голоса по законному порядку, то есть начиная с младших по чину.

Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне. – Извольте объяснить нам ваше мнение».

Я встал и, в коротких словах описав сперва Пугачёва и шайку его, сказал утвердительно, что самозванцу

способа не было устоять противу правильного оружия.

Мнение моё было принято чиновниками с явною неблагосклонностию. Они видели в нём опрометчивость и

дерзость молодого человека. Поднялся ропот, и я услышал явственно слово «молокосос», произнесённое кем

то вполголоса. Генерал обратился ко мне и сказал с улыбкою: «Господин прапорщик! Первые голоса на

военных советах подаются обыкновенно

в пользу движений наступательных, это законный порядок. Теперь станем продолжать собирание голосов.

Господин коллежский советник! скажите нам ваше мнение!»

Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и

отвечал генералу: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни

оборонительно». – Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумлённый генерал. – Других способов тактика не

представляет: движение оборонительное или наступательное... – Ваше превосходительство, двигайтесь подкупательно. – Эх-хе-хе! мнение ваше весьма благоразумно. Движения подкупательные тактикою допускаются, и мы

воспользуемся вашим советом. Можно будет обещать за голову бездельника... рублей семьдесят или даже сто...

из секретной суммы... – И тогда, – прервал таможенный директор, – будь я киргизский баран,

а не коллежский советник, если эти воры не выдадут нам своего атамана, скованного по рукам и по ногам. – Мы ещё об этом подумаем и потолкуем, – отвечал генерал. – Однако надлежит во всяком случае

предпринять и военные меры. Господа, подайте голоса ваши по законному порядку.

Все мнения оказались противными моему. Все чиновники говорили о ненадёжности войск, о неверности

удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек,

за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия. Наконец генерал,

выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь: – Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика

согласен, ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные

движения оборонительным предпочитает.

Тут он остановился и стал набивать свою трубку. Самолюбие моё торжествовало. Я гордо посмотрел на

чиновников, которые между собою перешёптывались с видом неудовольствия и беспокойства. – Но, государи мои, – продолжал он, выпустив, вместе с глубоким вздохом, густую струю табачного дыму, – я

не смею взять на себя столь великую ответственность, когда дело идёт о безопасности вверенных мне

провинций её императорским величеством, всемилостивейшей моею государыней. Итак, я соглашаюсь с

большинством голосов, которое решило, что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады,

а нападения неприятеля силой артиллерии и (буде окажется возможным) вылазками отражать.

Чиновники в свою очередь насмешливо поглядели на меня. Совет разошёлся. Я не мог не сожалеть о слабости

почтенного воина, который, наперекор собственному убеждению, решался следовать мнениям людей

несведущих и неопытных.

Спустя несколько дней после сего знаменитого совета узнали мы, что Пугачёв, верный своему обещанию,

приближился к Оренбургу. Я увидел войско мятежников с высоты городской стены. Мне показалось, что число

их вдесятеро увеличилось со времени последнего приступа, коему был я свидетель. При них была и

артиллерия, взятая Пугачёвым в малых крепостях, им уже покорённых. Вспомня решение совета, я предвидел

долговременное заключение в стенах оренбургских и чуть не плакал от досады.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

_______________________

* Глазет – парчовая ткань.

А) Какие черты характеров генерала и чиновников проявились во время совета?

Б) Какова роль художественных деталей в приведённом эпизоде?

В) В приведённом фрагменте романа Петр Гринёв проявляет решительность и отвагу. На примере анализа

другого фрагмента романа покажите смелость Гринёва.

Г) Выберите другой фрагмент романа с изображением военного совета. Проанализируйте выбранный

фрагмент, выявляя мотивы поведения героев

в указанном фрагменте.

20. Прочитайте отрывок и выполните задания:

Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на

кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость. Передо мною стоял Савельич со свечкою в

руках. Кто-то бережно развивал перевязи, которыми грудь и плечо были у меня стянуты. Мало-помалу мысли

мои прояснились. Я вспомнил свой поединок и догадался, что был ранен. В эту минуту скрыпнула дверь.

«Что? каков?» – произнёс пошепту* голос, от которого я затрепетал. «Всё в одном положении, – отвечал

Савельич со вздохом, – всё без памяти вот уже пятые сутки». Я хотел оборотиться, но не мог. «Где я? кто

здесь?» – сказал я с усилием. Марья Ивановна подошла к моей кровати и наклонилась ко мне. «Что? как вы

себя чувствуете?» – сказала она. «Слава Богу, – отвечал я слабым голосом. – Это вы, Марья Ивановна?

скажите мне...» Я не в силах был продолжать и замолчал. Савельич ахнул. Радость изобразилась на его лице.

«Опомнился! опомнился! – повторял он. – Слава тебе, владыко! Ну, батюшка Пётр Андреич! напугал ты меня!

легко ли? пятые сутки!..» Марья Ивановна перервала его речь. «Не говори с ним много, Савельич, – сказала

она. – Он ещё слаб». Она вышла и тихонько притворила дверь. Мысли мои волновались. Итак, я был в доме

коменданта, Марья Ивановна входила ко мне. Я хотел сделать Савельичу некоторые вопросы, но старик

замотал головою и заткнул себе уши. Я с досадою закрыл глаза и вскоре забылся сном.

Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну, ангельский голос её

меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил её

руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала её... и вдруг её губки коснулись моей

щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья

Ивановна, – сказал я ей, – будь моею женою, согласись на моё счастие». Она опомнилась. «Ради Бога

успокойтесь, – сказала она, отняв у меня свою руку. – Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите

себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она

будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла всё моё существование.

С той поры мне час от часу становилось лучше. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого

лекаря не было, и, слава Богу, не умничал. Молодость и природа ускорили моё выздоровление. Всё семейство

коменданта за мною ухаживало. Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае

я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. Она безо всякого

жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что её родители, конечно, рады будут её

счастию. «Но подумай хорошенько, – прибавила она, – со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»

Я задумался. В нежности матушкиной я не сомневался, но, зная нрав

и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет

и что он будет на неё смотреть как на блажь молодого человека.

Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно

красноречивее, прося родительского благословения.

Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным

и трогательным, что не сомневалась в успехе его и предалась чувствам нежного своего сердца со всею

доверчивостию молодости и любви.

Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления. Иван Кузмич, выговаривая мне за поединок,

сказал мне: «Эх, Пётр Андреич! надлежало бы мне посадить тебя под арест, да ты уж и без того наказан.

А Алексей Иваныч у меня таки сидит в хлебном магазине под караулом,

и шпага его под замком у Василисы Егоровны. Пускай он себе надумается да раскается». Я слишком был

счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина, и добрый комендант, с

согласия своей супруги, решился его освободить. Швабрин пришёл ко мне; он изъявил глубокое сожаление о

том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем.

Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В

клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия

и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

___________________________________

* Пошепту – шёпотом (устар.)

А) Какие черты личности Гринёва проявляются в приведённом эпизоде?

Б) Какие художественные средства помогают раскрыть душевные переживания героев в приведённой сцене?

В) Выберите другой фрагмент романа с участием Марьи Мироновой. Проанализируйте выбранный фрагмент,

определяя, какие черты характера героини в нём раскрываются.

Г) В приведённом фрагменте романа проявилось авторское мастерство при использовании художественной

детали. Выберите другой фрагмент романа и проанализируйте его, выявляя роль художественных деталей .