Эволюционное учение.
1 вариант
1. К движущим силам эволюции относят:
1) многообразие видов;
2) борьбу за существование;
3) видообразование;
4) приспособленность.
2. Образование новых видов в природе происходит в результате:
1) методического отбора;
2) искусственного отбора;
3) деятельности человека;
4) взаимодействия движущих сил эволюции.
3. При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать:
1) комплекс критериев вида;
2) знания о входящих в него популяциях;
3) род, к которому принадлежит вид;
4) историю развития вида.
4. Укажите пример экологического видообразования:
1) синицы: большая, лазоревка, хохлатая;
2) прострел западный и восточный;
3) лиственница сибирская и даурская;
4) лютики: едкий, ползучий, прыщинец.
5. Крупные систематические группы – типы, классы – в процессе эволюции возникают путем:
1) Арогенеза;
2) алонегеза;
3) катагенеза;
4) биологического регресса.
6. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
1) свойства живой природы;
2) результаты эволюции;
3) движущие силы эволюции;
4) основные направления эволюции.
7. Укажите пример идиоадаптации:
1) образование семени у голосеменных;
2) образование плода у цветковых;
3) образование в цветке нектарников для привлечения насекомых;
4) появление фотосинтеза у растений.
8. Биологический прогресс характерен для современных популяций:
1) снежного барса;
2) серой крысы;
3) морского котика;
4) белого медведя.
9. Основная заслуга Ч.Дарвина в развитии биологии заключается в
1) разработке методов селекции;
2) выявлении движущих сил эволюции;
3) создании научных основ систематики;
4) изучении палеонтологических находок.
10. К чему приводит усиление в природной популяции мутационного процесса?
1) повышению эффективности естественного отбора;
2) повышению интенсивности круговорота веществ;
3) увеличению численности особей;
4) совершенствованию саморегуляции.
11. Каково значение борьбы за существование в эволюции?
1) сохранение особей преимущественно с полезными изменениями;
2) сохранение особей с любыми наследственными изменениями;
3) создание материала для отбора;
4) обострение взаимоотношений между собой.
12. Укажите неверное утверждение.
Борьба с неблагоприятными условиями среды в результате эволюции:
1) снижает сопротивляемость организмов;
2) ведет к выживанию наиболее жизнеспособных особей;
3) ведет к вымиранию вида;
4) способствует совершенствованию свойств вида.
13. Главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время –
1) изменение климата;
2) хозяйственная деятельность человека;
3) изменение рельефа;
4) увеличение численности хищников.
2 вариант
1. Материал для эволюции поставляет:
1) борьба за существование;
2) естественный отбор;
3) мутационный процесс;
4) модификационная изменчивость.
2. Чем обусловлена целостность вида?
1) сходными пищевыми потребностями;
2) генетическим единством его особей;
3) колебаниями численности его особей;
4) связями между популяциями разных видов.
3. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило им:
1) освоить водную среду обитания;
2) быстрее размножаться;
3) выйти на сушу;
4) питаться разнообразной пищей.
4. К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление:
1) легочного дыхания;
2) четырехкамерного сердца и теплокровности;
3) покровительственной окраски;
4) пятипалой конечности.
5. Примером ароморфоза является развитие у земноводных:
1) двух кругов кровообращения;
2) плавательных перепонок;
3) маскирующей окраски;
4) предостерегающей окраски.
6. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют:
1) общей дегенерацией;
2) ароморфозом;
3) идиоадаптацией;
4) прогрессом.
7. Какое изменение не относится к ароморфозам?
1) живорождение у млекопитающих;
2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов;
3) превращение конечностей китообразных в ласты;
4) постоянная температура тела у млекопитающих.
8. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример
1) идиоадаптации;
2) дегенерации;
3) ароморфоза;
4) дивергенции.
9. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к
1) образованию новых видов;
2) обострению конкуренции между особями;
3) усилению действия абиотических факторов;
4) обострению межвидовой борьбы.
10. Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это
1) охота акул;
2) миграция перелетных птиц;
3) ночная активность летучих мышей;
4) движение створок раковины моллюсков.
11. Результатом эволюции является
1) наследственная изменчивость;
2) борьба за существование;
3) многообразие видов;
4) ароморфоз.
12. Укажите неверное утверждение.
Результат деятельности естественного отбора – это
1) приспособленность организмов к среде обитания;
2) многообразие органического мира;
3) наследственная изменчивость;
4) образование новых видов.
Выберите три верных ответа из шести.
13. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
1) развитие образовательных тканей у растений;
2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений;
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов;
4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных;
5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений;
6) железистые волоски на листьях душистой герани.
3 вариант
1. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит
1) размножение организмов;
2) образование новых видов в природе;
3) мутационный процесс;
4) изоляция популяций.
2. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она
1) увеличивает разнообразие видов;
2) насыщает популяции мутациями;
3) обостряет конкуренцию;
4) проводит к изоляции популяций одного вида.
3. Наследственная изменчивость играет большую роль в эволюции, так как она способствует
1) уменьшению колебания численности особей в популяции;
2) увеличению генетической неоднородности особей в популяции;
3) снижению эффективности естественного отбора;
4) снижению эффективности искусственного отбора.
4. Действие естественного отбора приводит к
1) мутационной изменчивости;
2) сохранению полезных для человека признаков;
3) случайному скрещиванию;
4) возникновению новых видов.
5. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется
1) образованием большого количества пыльцы;
2) удлинением тычиночных нитей;
3) ранневесенним цветением;
4) наличием в цветках нектара, яркого венчика.
6. Среди перечисленных примеров определите ароморфоз.
1) появление легочного дыхания у земноводных;
2) утрата конечностей китами;
3) формированию покровительственной окраски;
4) видоизменение конечностей у кротов.
7. Укажите неверное утверждение «Ароморфоз ведет к»
1) общему подъему организации;
2) повышению интенсивности жизнедеятельности;
3) формированию приспособлений широкого значения;
4) формированию частных приспособлений.
8. К возникновению каких систематических категорий приводит идиоадаптация?
1) царств;
2) типов;
3) классов;
4) родов.
9. К чему приводит возникновение в процессе эволюции паразитического образа жизни?
1) повышению уровня организации;
2) резкому упрощению их организации;
3) мелким приспособлениям;
4) их вымиранию.
10. Укажите пример идиоадаптации
1) возникновение семени у голосеменных;
2) возникновение плода у цветковых;
3) возникновение у цветковых растений нектарников ;
4) появление фотосинтеза у растений.
11. Приведите пример палеонтологических доказательств эволюции.
1) отпечаток археоптерикса;
2) видовое разнообразие организмов;
3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах;
4) наличие раковин у моллюсков.
12. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к
1) обострению борьбы за существование;
2) пищевой специализации;
3) биологическому прогрессу;
4) появлению комбинативной изменчивости.
13. Укажите неверное утверждение: Биологический прогресс характеризуется
1) повышением жизнеспособности особей;
2) возрастанием числа дочерних таксонов;
3) расширением ареала;
4) уменьшением числа видов.