Итоговое тестирование по теме «Лексика и фразеология» 6 класс.
1.Спишите четверостишие. Подчеркните сочетания слов, имеющие переносное значение. Напишите названия средств выразительности в этом четверостишии:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А. С. Пушкин)
2. Укажите слово, имеющее омоним. А) стекло. В) стена.
3. Укажите синонимический ряд: А) робкий, несмелый, боязливый. В) книга, тетрадь, дневник. С) берёза, клён, дуб. 4. Определите значение фразеологизма: сквозь землю провалился. А) исчез, В) делом занялся, С) громко закричал.
5. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А.) Во поле березонька стояла. Б) Туристы зашли в дремучий бор. В) Бригада работала засучив рукава
6. Кто может «лаять, тявкать, скулить, завывать»? А) пёс. В) ветер. 7. Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав… А) лексика, В) морфология, С) Фонетика. 8. То, что обозначает слово, является его… А) корнем, В) основой, С) лексическим значением.
9. Укажите предложение, в котором есть историзм: А). Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б.) На юноше был надет праздничный кафтан. В) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
10. Слова, которые одинаково пишутся и звучат, называются… А) Омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 11. Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи, называются… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы.
12. Слова одой части речи с противоположным лексическим значением это… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 13.Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению это… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 14. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются… А) многозначными, В) однозначными. 15. Укажите ряд антонимов: А) скука, тоска. В) грусть, печаль. С) истина , ложь.
16. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А) Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Б). Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
В) Яков в овраге ловил козюль.
17.Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
А) Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль. Б). В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
18.Укажите предложение, в котором есть архаизм: А.)Леса стоят в жемчужном инее. Б)Шуми, шуми, послушное ветрило.
В) Принцесса отвернулась и заплакала.
19. Подберите и запишите пример чередований в корне слова в/вл,
20. Употребить паронимы с подходящими по смыслу существительными: генеральный-генеральский (план, чин, погоны, уборка, директор).