Пояснительная записка
Назначение промежуточной аттестации
Тесты предназначены для учащихся 10 класса. Вопросы подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку обучающихся по усвоению программы дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности”, содержание которой, согласованно с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Документы, определяющие содержание КИМ
- Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего
образования по «Основам безопасности жизнедеятельности»
- Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 5-11 классы. Под общей редакцией А.Т.Смирнова. Москва. Просвещение. 2011г.
Цель: проверка и оценка способности обучающихся применять знания, полученные в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности для решения разнообразных задач учебного и практического характера.
Разработка экзаменационного материала осуществлялась с учетом следующих положений:
- экзаменационные материалы ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве содержания действующей программы Смирнова по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основной школы на этапе изучения ОБЖ в средней школе. В государственном стандарте основного общего образования эта система представлена в виде требований к подготовке выпускников;
- содержание экзаменационной работы призвано обеспечить оценку учебных достижений обучающихся 10 класса по предмету;
- учебный материал, на базе которого строятся задания – базовый уровень;
- объем содержания, экзаменационной работы соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе, учебным планом (по 1 часу в неделю в 10 классе) и требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы на этапе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности»;
- работа включает в себя задания, ориентированные на проверку усвоения содержания всех ведущих блоков курса «Основ безопасности жизнедеятельности».
5. Задания охватили темы следующих разделов:
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»,
«Основы военной службы»,
«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
При выполнении тестовых заданий
Обучающийся должен уметь:
Организовывать собственную деятельность в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Брать на себя ответственность за работу в группе, результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.
Обучающийся должен знать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Условия проведения итоговой работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы не используются.
Структура итоговой работы
В КИМы включены различные виды тестовых заданий с выбором одного правильного ответа и состоит из 20 вопросов.
Уровни сложности | Число заданий | Максимальный балл за задания данного уровня сложности | Максимальный балл за всю работу |
Базовый | 20 | 1 | 20 |
Оценка выполнения теста
Критерии оценки |
20 – 18 баллов | “5” |
17 - 15 баллов | “4” |
14 – 11 баллов | “3” |
Менее 11 баллов | “2” |
Вариант контрольного тестирования
Вариант 1
1. Как называется Закон, который предусматривает ответственность за участие в террористической деятельности?
а) УК РФ;
б) Конституция РФ;
в) Конвенция о правах.
2. Кто такие несовершеннолетние, согласно УК РФ?
а) Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет;
б)Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет;
в) Лица, которым ко времени совершения преступления не исполнилось 18 лет;
3. Какие виды наказаний могут назначаться несовершеннолетним, согласно ст.88 УК РФ?
а) Штраф при наличии заработка, арест, исправительные работы;
б) Пожизненное лишение свободы;
в) Штраф при наличии заработка, заключение в специальных учреждениях.
4. Как называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии опасного природного явления, стихийного природного явления, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
а) Авария;
б) Катастрофа;
в) Чрезвычайная ситуация.
5. Какова основная цель создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)?
а) Объединение усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) Направление усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств;
в) Развитие методов и приемов органов государственного управления.
6. Как называется закон РФ, в котором закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства?
а) ФЗ «О гражданской обороне»;
б) ФЗ «Об обороне»;
в) ФЗ «О безопасности»;
7. Как называется система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера?
а) Обязанности государства;
б) Система профилактических мероприятий;
в) Гражданская оборона;
8. Что относится к химическому оружию?
а) Шариковые и фугасные авиабомбы;
б) Зарин, фосген, адамсит, синильная кислота;
в) ВИ – ИКС, мины, фугасы, СИ- Эс.
9. Какой сигнал оповещает население о ЧС?
а) Рассылка памяток с правилами поведения;
б) Сигнал «Внимание всем!» с использованием сетей проводного, радио и телевизионного вещания;
в) «Сарафанное радио».
10. На какие виды подразделяются защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от защитных свойств?
а) Убежища, ПРУ, щели;
б) ПРУ, подвалы, укрытия;
в) Заглубленные сооружения; укрытия, горные выработки.
11. Какие СИЗ предназначены для защиты органов дыхания?
а) Защитный комбинезон, респиратор;
б) Противопыльные тканевые маски; плащи, накидки из прорезиненной ткани;
в) Фильтрующие противогазы; ватно-марлевые повязки.
12. Как называются работы в зоне чрезвычайных ситуаций, которые проводятся с целью поиска и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, где для спасенных создаются необходимые условия?
а) Медицинские работы;
б) Аварийно-спасательные работы;
в) Неотложные работы.
13. Кто возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения?
а) Директор школы;
б) Учитель, назначенный директором специальным приказом;
в) Завуч по ВР.
14. Как называется широкое распространение болезни животных в районе или в стране?
а) Эпидемия;
б) Пандемия;
в) Эпизоотия.
15. На каком этапе развития инфекционной болезни устанавливают окончательный диагноз?
а) Начальный этап;
б) Инкубационный период;
в) Период разгара болезни.
16. Как называется активное наблюдение за своим состоянием?
а) Утомление;
б) Самочувствие;
в) Самоконтроль.
17. Как называется состояние временного снижения работоспособности человека?
а) Утомление;
б) Ослабление иммунитета;
в) Биологические ритмы.
18. Что такое курение?
а) Это внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека;
б) Это привычка вдыхать дым тлеющего табака;
в) Это пристрастие к наркотическим веществам.
19. Кто в соответствии с Конституцией является верховным главнокомандующим ВС РФ?
а)министр обороны;
б) Президент Российской Федерации;
в) председатель Федерального собрания.
20. Что составляет главную ударную силу Сухопутных войск?
а) танковые войска;
б) мотострелковые войска;
в) артиллерия.
Вариант 2
1.В соответствии с УК РФ преступление признается:
а). противоправное действие, посягающее на честь и достоинство граждан;
б). действие граждан, сознательно нарушающих требования Конституции, законодательных и нормативно-правовых актов;
в). Совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания
2. Для чего создаются территориальные подсистемы ЧСГО:
а) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах
б) для предупреждения и ликвидации ЧС в поселках и районах
в) для предупреждения и ликвидации ЧС на промышленных объектах
г) для предупреждения ликвидации ЧС в субъектах РФ в пределах их территорий
3. Гражданскую оборону школы возглавляет:
а) директор школы
б) учитель ОБЖ
в) заместитель директора по административно-хозяйственной части (завхоз)
4. Выберете закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС:
а) Закон РФ «О безопасности»
б) Федеральный закон «Об обороне»
в) Федеральный закон «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера»
г) Федеральный закон «О гражданской обороне»
5. Группа охраны общественного порядка общеобразовательного учреждения состоит из:
а) звена безопасности дорожного движения, спасательных звеньев
б) звена оказания первой медицинской помощи, звена эвакуации и рассредоточения, противопожарного звена
в) звена связи и оповещения, звеньев охраны общественного порядка
6. ЧСГО создана с целью:
а) прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.
7. Ядерное оружие — это:
а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);
б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
8. От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище:
а) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;
б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;
в) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;
г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.
9. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:
а) начальный период, период инфицирования, опасный период, пассивный период, заключительный период;
б) пред инкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление;
в) скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.
10. Причинами переутомления являются:
а) продолжительный сон и продолжительный активный отдых;
б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;
в) позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок.
11. Признаками алкогольного отравления являются:
а) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;
б) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита, снижение иммунитета;
в) отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.
12. Военно-Морской Флот — это:
а) вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;
б) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;
в) вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.
13. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
14. Бактериологическое оружие — это:
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
б) специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
15. Пассивный курильщик — это человек:
а) находящийся в одном помещении с курильщиком;
б) выкуривающий до двух сигарет в день;
в) выкуривающий одну сигарету натощак.
16. К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;
б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;
в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.
17. Воздушно-десантные войска — это:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
б) род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
в) вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с применением специальной военной техники.
18. Внутренние нравственные качества, достоинства воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга – это:
а) воинская доблесть
б) героизм
в) воинская честь
19. Особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к ВС РФ – это:
а) специальная грамота командования о присвоении воинской части гвардейского звания
б) государственная награда воинской части за боевые заслуги
в) Боевое Знамя воинской части
20. Закрепление за военнослужащим военного вооружения и техники осуществляется:
а) после приведения его к военной присяге
б) после месячного изучения военной техники, находящейся на вооружении воинского подразделения
в) после принятия от вновь прибывших военнослужащих зачетов по знанию вооружения и военной техники