Планируемые образовательные результаты | Предметные: Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание Уота Тайлера. Метапредметные: Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности. Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений |
II. Актуализация знаний | Устный опрос. Опрос по карте. Опрос с места. | Тема нашего прошлого урока была «Страны и государи» Я даю вам на повторение её 1 мин. (Пока дети читают учитель комментирует прошлую тему) -Показать границы Французского королевства. -Показать территорию Английского королевства. -Какую территорию подчинил французский король Филипп II Август, Филипп IV Красивый, показать на карте. Для того чтобы вспомнить определения прошлых уроков, выполним задание у доски. Нужно выбрать правильные суждения: Великая хартия вольностей- грамота с требования восставших баронов Государи Германии называли свою обширную державу, лежавшую в центре Западной Европы, Священной Французской империей. Генеральные штаты- высшее сословно- представильное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенство, дворянство, горожане. Сословия- группа людей, не имеющая прав и привилегий, получающая свой статус за службу. | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Индивидуальная | Устный опрос |
| 1. Бедствия XIV в. В XIV в. Бедствия известные европейцам и прежде, - эпидемии, войны, расправы с иноверцами, крестьянские восстания- приобрели невиданный размах и имели важные последствия. В начале XIV в. в Европе обострилась угроза голода.(слайд 2). У вас на столах лежат картинки. Расскажите, что на них изображено? Сделаем вывод. Население выросло, и даже в урожайные годы прокормить его стало трудно. Неурожаи случались всё чаще, поскольку климат в Европе стал более холодным и влажным. Расширить же повседневные площади было невозможно: пустующих земель, удобных для обработки, уже почти не осталось. Голодающие люди чаще болели и умирали. В 1347- 1350 гг. Европу опустошила эпидемия чумы, известная как «Черная смерть». (слайд 3,4,5,6,7). Было дано опережающее задание. Сообщение ученицы. (показать картинки на доске) (Переносчиками болезней, видимо, оказались крысы с кораблей, прибывших с Востока. Наиболее пострадали города, из-за плотного скопления населения создавались благоприятные условия для распространения заразы. Попытки людей бежать от эпидемии приводили к ее распространению). 2. Изменения в хозяйстве. Бедствия XIV в. повлияли на изменение в хозяйстве, появляется товарное хозяйство. Прочитайте текст учебника на стр. 218-219. (Самостоятельно) Затем ответим с вами на вопросы. Что такое натуральное хоз-во? Чего добивались феодалы? Запишите под диктовку определение Товарное хозяйство.(слайд 8) Товарное хозяйство- это тип хозяйственных отношений, при которых производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей осуществляется через куплю- продажу товаров.(слайд 9) Вывод. 3. Крестьянская война. Итак, изучив с вами голод, чуму и изменения в хозяйстве- скажите, к чему могут привести эти последствия? Трения между крестьянами и их господами в новых условиях стали настолько сильными, что привели XIV в. к нескольким сильнейшим крестьянским восстаниям, охватившими целые края и страны. На столах перед вами разложены исторические документы с которыми вам предстоит ознакомиться и ответить на вопросы. Работаем по группам. В помощь карта на стр 210. Работа с историческим документом и учебником. Заполните таблицу. Приложение 2.
Давайте проанализируем и ответим на вопросы по документам. — Чем недоволен английский король Эдуард 1? —Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? —Почему Англия интересовалась Фландрией? —Какой вывод можно сделать на основе 3 документа? —Что могло произойти в такой обстановке? — Из-за чего началась война между Англией и Францией? Так и произошло. (слайд 10) Доведенные до отчаяния крестьяне Франции которых называли Жаками, организовали восстание, которое в историю вошло под названием Жакерия, возглавил борьбу Гильом Каль. Восставшие представляли собой грозную силу. Феодалы были напуганы, поэтому они объединили свои силы и подавили восстание. Но Жакерия не прошла бесследно: феодалы не решились увеличить повинности. (слайд 11) В то время, когда в Англии проходило восстание Уота Тайлера, во Франции разгорелась борьба за власть двух феодальных группировок. Каждая из них пыталась тайно использовать помощь англичан в борьбе за свои интересы. | Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Слушают сообщение одноклассницы. Чтение учебника недовольства восстания война (Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.) (Из-за Фландрии.) (Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.) (Война принесла страдания всем жителям Франции. Особенно тяжело было крестьянам. Они страдали от своих сеньоров и от армии врагов.) (Крестьяне могли подняться на восстание.) Англия не хотела терять свои земли во Франции; французскиекороли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии. | Индивидуальная,фронтальная | |
VI. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщающая беседа Комментированное выставление оценок | Давайте ответим с вами на вопрос. Хорошо ли вы поняли и усвоили материал урока? (Светофорики) Сегодня на уроке у нас работали…. Выставление оценок за урок группе по суждениям. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Оценивание работы учащихся на уроке |