Стили обучения
Некоторые исходные положения относительно стилей обучения:
Человеческое поведение является настолько же искусством, насколько наукой.
Люди получают информацию и учатся на ней различными способами.
Существует круговой замкнутый цикл непрерывного процесса приобретения новой информации, который обеспечивает закрепление этой информации и обучение на ее основе.
У каждого есть определенная способность усвоить
информацию в каждом пункте этого непрерывного процесса, но на одном-двух из таких пунктов для него существует предпочтительный стиль обучения.
Этот предпочтительный стиль касается следующего:
• насколько хорошо определенная информация воспринимается из источника;
как эта информация обработана (понята):
реакция человека на эту информацию;
насколько легко новая информация может повлиять на изменения в поведении.
Различные стратегии обучения/преподавания приводят к разным уровням усвоения знаний для каждого человека в зависимости от его предпочтительного стиля обучения.
При работе в условиях группы разнообразие подходов преподавания значительно повышает общий уровень усвоения знаний для каждого.
Активное применение на практике, экспериментирование
Логическое, рациональное, аналитическое, сориентированное на конкретные вещи
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Взрослые как обучающиеся
Чтобы стать профессиональным инструктором, необходимо понять, как учатся взрослые. В отличие от детей и подростков взрослые обучающиеся имеют особые нужды и потребности. Может показаться невероятным, но обучение взрослых является относительно новой сферой исследования. Впервые исследованиями в области обучения взрослых начал заниматься Малком Ноуэле. Он выявил следующие характерные черты взрослых обучающихся:
Взрослые независимы и самоуправляемы. Им необходимо быть свободными, чтобы руководить собой. Преподаватели должны активно вовлекать взрослых в процесс обучения и служить для них в качестве стимулятора. В частности, они должны выяснить, какие темы следует рассмотреть, и дать обучающимся возможность работать над проектами, которые их интересуют. Они должны позволить ученикам нести ответственность за выступления на занятиях и лидерство в группе. Преподаватели должны стимулировать обучающихся, руководя ими в процессе получения знаний, а не сообщать им факты. Наконец, они должны показать обучающимся, как учебная группа может помочь им в достижении своих целей (например, через личные цели каждого).
Взрослые накопили существенный жизненный опыт и знания, которые могут включать и профессиональные навыки, у них есть семейные обязанности и базовое образование. Им необходимо увязать процесс обучения со своими знаниями и опыт ом. Чтобы помочь им в этом, необходимо опираться на опыт и знания учеников, которые имеют отношение к теме. Следует соотносить изучение теории с уровнем подготовки учеников и признать значение опыта для процесса обучения.
Взрослые ставят перед собой цель. Перед началом обучения они обычно знают, какой цели хотят достичь. Поэтому им нравятся программы обучения с хорошей организацией и четко выраженными элементами. Преподаватели должны показать ученикам, как занятия помогут им достичь своих целей. Классификация целей и задач курса должна быть сделана на ранней стадии обучения.
Для взрослых важна значимость обучения. Они должны видеть смысл изучения чего-то. Результаты обучения должны быть использованы в их работе или другой важной для них деятельности. Поэтому до начала обучения преподаватели должны уяснить цели обучающихся. Это означает,
что теория должна быть увязана с реальностью, которую знают ученики. Этого можно достигнуть, если позволить ученикам выбирать проекты, которые отвечают их интересам.
Взрослые практичны, обращая внимание на те аспекты занятия, которые кажутся им наиболее полезными для их работы. Они не заинтересованы в получении знаний ради знаний. Преподаватели должны убедительно объяснить, как занятие поможет им в работе.
Как и всем ученикам, взрослым надо оказывать уважение. Преподаватели должны осознать, с каким богатым опытом пришли ученики в класс. С ними надо общаться как с равными по опыту и знаниям и разрешать им свободно высказывать свое мнение в классе.
Мотивация взрослых обучающихся
Другим аспектом обучения взрослых является мотивация. По крайней мере шесть факторов являются источниками мотивации для взрослых:
Социальные взаимоотношения: приобретать новых друзей, удовлетворять потребность в общении и дружбе.
Внешние ожидания: соответствовать чьим-то указаниям, оправдать ожидания или рекомендации человека, имеющего официальный статус.
Социальное благополучие: развить способности служения человечеству, подготовить себя к служению обществу, развить возможности участия в жизни общества.
Личные достижения: добиться повышения по службе, сохранить служебное положение, обогнать конкурентов.
Уход (стимулирование): избавиться от скуки, внести разнообразие в семейную жизнь или работу, противопоставить нечто новое мелочам жизни.
Познавательный интерес: учиться во имя обучения, получать знания ради знаний, удовлетворить пытливый ум.
Барьеры и мотивация
В отличие от детей и подростков взрослые имеют много обязанностей, которые могут препятствовать потребностям обучения. В силу этих обязанностей у взрослых есть барьеры на пути к обучению. Это недостаток времени, денег, уверенности в себе, интереса, информации о возможности обучаться, проблемы распорядка дня, склонность к алкоголю, дети и транспорт.
Мотивационные факторы также могут стать препятствием. Что является мотивацией для взрослых учеников? Типичным является желание повысить уровень компетентности или получить документ об образовании, ожидаемое (или реальное) продвижение по служебной лестнице, прибавка зарплаты, желание сохранить старые или приобрести новые навыки и умения, необходимость приспособиться к изменениям на работе или потребность учиться, чтобы соответствовать уровню запросов учреждения.
Лучший способ мотивировать взрослых - это усилить доводы в пользу обучения и убрать барьеры. Преподаватели должны знать, для чего учатся их студенты. Они также должны знать, что мешает им учиться. А затем преподаватели должны спланировать стратегию мотивации. Эффективная стратегия предусматривает демонстрирование обучающимся взаимосвязи обучения с ожидаемыми результатами.
Некоторые советы преподавателю
Преподаватель должен помнить, что обучение как постоянный процесс свойственен для каждого человека. Люди учатся с разной скоростью, поэтому вполне естественно, что они испытывают беспокойство и нервозность, попадая в ситуацию обучения. Позитивная поддержка со стороны преподавателя может повысить эффективность обучения, равно как и правильное распределение времени.
Результаты обучения зависят от стимулирования восприятия. У некоторых людей какое-то из чувств развито больше, чем другие, для усвоения или запоминания информации. Преподаватели должны подавать материал таким образом, чтобы стимулировать работу большего количества органов чувств, чтобы добиться успеха в обучении.
Существуют четыре важных элемента обучения, которые следует знать учащимся:
1 .мотивация
2.поощрение
3.запоминание
4.передача информации
Мотивация. Если ученик не осознает потребность в информации (или его оскорбили, запугали), все попытки преподавателя помочь ему в учебе окажутся тщетными. Преподаватель должен установить с учениками взаимопонимание и подготовить их к обучению; это обеспечивает мотивацию. Можно создать мотивацию несколькими способами:
постараться создать дружескую, откровенную атмосферу, которая бы свидетельствовала о желании помочь ученикам.
Установить подходящий уровень обеспокоенности. Уровень напряженности должен соответствовать важности темы. Если материал очень важен, в классе надо создать высокий уровень напряжения (стресса). Однако люди лучше учатся при низком или среднем уровне стресса; если стресс слишком велик, он становится препятствием для обучения.
Выбрать подходящий уровень трудности. Уровень трудности должен быть достаточно высоким, чтобы испытать учеников, но не слишком высоким, чтобы они не почувствовали разочарования от загруженности информацией. Обучение должно предвидеть и вознаграждать, тогда оно будет успешным.
Кроме того, ученикам необходимо знать о своих достигнутых результатах. Об этом должен знать каждый в от дельности, а не все вместе. Ученики должны видеть вознаграждение за обучение. Не обязательно это должно быть в денежном выражении; это может быть просто предоставление каких-то привилегий. Наконец, ученик должен проявлять интерес к предмету. Интерес напрямую связан с вознаграждением. Взрослые должны видеть выгоду о т обучения, чтобы мотивировать себя изучать предмет.
Поощрение - это очень важная часть процесса обучения; с его помощью учитель обеспечивает правильную модель поведения и обучения.
Позитивное поощрение обычно используется преподавателями, которые обучают учащихся новым навыкам. Как следует из названия, позитивное поощрение - «хорошее» и оно способствует «хорошему» (или позитивному) поведению.
Негативное поощрение применяется преподавателями, которые развивают новый навык или сообщают новую информацию. Оно эффективно в случае необходимости изменить модель поведения. Результатом негативного поощрения является исчезновение того, что мешает, т.е. преподаватель прибегает к негативному поощрению до тех пор, пока не исчезнет «плохое» поведение.
Когда преподаватели пытаются изменить поведение (старая практика), они применяют как позитивное, так и негативное поощрение.
Поощрение должно стать частью процесса обучения, чтобы обеспечить правильное поведение. Преподавателям следует использовать его часто и регулярно с самого начала процесса обучения, чтобы помочь студентам сохранить в памяти то, что они выучили. Тогда поощрение потребуется только для поддержания устойчивого, позитивного поведения.
Запоминание Студенты должны удерживать в памяти информацию, полученную на занятиях, чтобы получить пользу от обучения. Работа преподавателя не закончится
до тех пор, пока он не поможет обучающимся сохранить информацию. Чтобы студенты прочно усвоили информацию, они должны увидеть смысл или цель информации. Они также должны понять и уметь интерпретировать и применять ее. Это понимание подразумевает способность осознавать значение материала.
Объем запоминания напрямую связан с уровнем первоначального обучения. Проще говоря, если ученик сразу не выучил хорошо материал, то он не сможет прочно его удержать.
Запоминание непосредственно зависит от практики в процессе обучения. Преподаватели должны обращать внимание на запоминание и практическое применение материала. После того, как студенты продемонстрируют какой-то навык, они должны отработать, повторить его, чтобы сохранить достигнутый уровень. Обширная практика сродни поощрению.
Передача информации Передача информации - это результат тренировок, способность использовать информацию, полученную в процессе учебы, в новых условиях. Как и поощрение, передача бывает двух видов: позитивная и негативная.
Позитивная передача информации, как позитивное поощрение, происходит, когда ученик применяет знания, полученные в процессе обучения.
Негативная передача, подобно негативному поощрению, происходит, когда ученик не делает того, чему его научили, или делает неверно.
С наибольшей вероятностью передача информации происходит в следующих ситуациях:
Объединение - ученик может объединить новую информацию с той, которая ему уже известна.
Подобие - информация подобна той, которой он обладает, т.е. образуется логическая цепочка или модель.
Уровень первоначального обучения - уровень предыдущего обучения был достаточно высок.
Критический атрибутивный элемент - приобретенная информация содержит элементы, которые очень важны для работы.
Хотя обучение взрослых - сравнительно молодая область исследования, она так же важна, как и традиционная педагогика, и в ней заложен большой потенциал. Безусловно, достижение успехов требует больших усилий от преподавателя. Кроме того, учащиеся приступают к учебе с определенными ожиданиями. К сожалению, существуют препятствия для их обучения. Лучшей мотивацией для взрослых обучающихся являются заинтересованность и польза. Если они увидят практическую пользу от обучения, они будут учиться лучше, а знания сохранятся на более длительный период.
9
ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ

работа
Конкретная операция (КО)
Высокий балл за "Конкретную операцию" представляет восприимчивый (рецептивный), основанный на опыте подход к обучению, который базируется на суждениях, основанных на чувствах. Люди с высоким баллом КО склонны к сопереживанию и "ориентированы на других людей". Как правило, они считают теоретические подходы бесполезными, предпочитая рассматривать каждую ситуацию как уникальную. Они лучше учатся на конкретных примерах, в которые они были вовлечены.
Люди, предпочитающие "конкретную операцию", склонны в своем подходе к обучению больше ориентироваться на равных себе, чем на авторитеты, и они больше извлекают пользы из дискуссий и взаимного общения с такими же людьми, которые учатся "на конкретном опыте".
Абстрактная концепция (АК)
Высокий балл по "Абстрактной концепции" указывает на аналитический концептуальный подход к обучению, который базируется на логическом мышлении и рациональных оценках. Люди с высоким баллом по АК склонны ориентировать собираемую ими информацию скорее на вещи и символы, чем на людей. Они лучше учатся на направляемых авторитетом безличных ситуациях, которые базируются на теории и систематичном анализе. Их ставят в тупик неструктурированные "открытия", и они мало извлекают из этого пользы.
Активный эксперимент (АЭ)
Высокий балл по "Активному эксперименту" говорит об ориентации на активное "делание" в обучении, которое базируется на экспериментировании. Люди с высоким баллом АЭ лучше обучаются, когда занимаются проектами, домашними заданиями или дискуссиями в малых группах. Они не любят ситуаций пассивного обучения, таких как лекции. Эти люди, как правило, являются экстравертами.
Рефлексивное наблюдение (РН)
Высокий балл по "Рефлексивному наблюдению" указывает на пробный, непредвзятый и рефлексивный подход к обучению. Люди с высоким баллом РН в своих суждениях полагаются, главным образом, на пристальное наблюдение и предпочитают такие методы обучения как лекции, которые позволяют им играть роль объективных наблюдателей. Как правило, эти люди являются интровертами.