– Пожалуйста, прочитайте рассказ о жизни и творчестве Ш. Бронте на с. 87. Выделите ключевые слова. – Что говорится о причинах успеха романа « Джейн Эйр»? «…в ней переплелись правда о собственной жизни писательницы и вымысел…» Формулируем тему урока: Как переплетаются в автобиографическом романе правда и вымысел? – Попробуем, опираясь на текст автобиографии, ответить на этот вопрос. Информация для учителя Безусловно, в романе, в образе главной героини, нашли своё отражение автобиографические черты самой писательницы: она, как и Джейн Эйр, воспитывалась в сиротском приюте, была гувернанткой, учительницей. Кроме того, образ Джейн Эйр отражает и нравственный облик Шарлотты Бронте: она отличалась упорством, удивительным трудолюбием, жизненной стойкостью, любовью к близким, тягой ко всему возвышенному, духовному. Такой была, впрочем, вся семья Бронте. Три сестры Бронте украсили собой английскую литературу: вышедший в 1847 году роман Ш. Бронте «Джейн Эйр» проложил дорогу романам Эмили Бронте «Грозовой перевал» и Энн Бронте «Агнес Грей». – Расскажите о тех испытаниях, которые выпали на долю Джейн Эйр в Ловуде до приезда мистера Брокльхерста. Можно ли сказать, что они сломили дух Джейн? Чего сумела она добиться до той минуты, как мистер Брокльхерст объявил её лгуньей? – Каким человеком вам представляется мистер Брокльхерст? На каких принципах построена его система воспитания? Почему он не разрешает девочкам часто менять рюшки на воротничках, считает, что им нужно остричь волосы, а кудрявую Джулию Северн необходимо обрить наголо? Согласны ли вы, что физические лишения способны «укрепить дух» ребёнка? – Давайте попробуем доказать (опровергнуть) утверждение, что физические лишения укрепляют дух ребёнка, используя уже прочитанные тексты М. Горького, Л.Н. Толстого, А.И. Герцена (работа в парах, 5 минут). – Мистер Брокльхерст очень много говорит о Боге, о первых христианах-мучениках, о страданиях и заповедях Иисуса Христа, о смирении, терпении, бессмертности души, призывая задуматься над всем этим воспитанниц Ловуда. Какую роль играет сцена появления в самый разгар душеспасительной беседы его собственной жены и дочерей, разодетых в бархат, шёлк и меха? (См. иллюстрацию на с. 93 «Молодые дамы начала XIX в.».) Понимаете ли вы значения слов «лицемерие» и «ханжество»? – Выписываем составляющие слов «лицемерие» в виде блок-схемы (индивидуальная работа). – Какому наказанию подверг мистер Брокльхерст саму Джейн? Почему он избрал именно такую форму наказания? Какое чувство пробудилось в душе Джейн в ответ на слова и поступки мистера Брокльхерста? («…моё сердце забилось от приступа страшного гнева против таких людей…») – Почему Джейн хотела умереть после того публичного позора, которому подверг её мистер Брокльхерст? – Составляем блок-схему: чувства Джейн после наказания мистера Брокльхерста (индивидуальная работа) – Расскажите, как удалось Элен Бернс поддержать и утешить подругу. – Какие истины открывает Элен несчастной, униженной Джейн? – Нужно ли стремиться любой ценой завоевать любовь окружающих? – Что означают слова Элен Бернс: «Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдёшь друзей»? Определение слова «совесть» (работа в группах, 5 минут). – Какой пример подаёт мисс Темпль воспитанницам Ловуда? Согласна ли она с наставлениями мистера Брокльхерста? Докажите, что мисс Темпль сочетает в себе твёрдость характера и нежность, способность к практическому действию и чувствительность. – Что привело к духовному расцвету Джейн Эйр? Объясните значение изречения царя Соломона: «Угощение из зелени, но при любви лучше, нежели откормленный бык, но при нём ненависть». Почему эта библейская мудрость в устах Джейн не звучит лицемерно и неестественно, как звучат подобные фразы в устах мистера Брокльхерста? (При ответе опираемся на определение слова «лицемерие».) – Как вы думаете, по какому пути пойдёт дальше Джейн Эйр? Не ожесточат ли её перенесённые в детстве испытания? Попробуйте обосновать свою точку зрения. Работа в группах. Попытка продолжить роман и предположить судьбу главной героини (10 минут). – Какие идеи сближают роман английской писательницы XIX века Ш. Бронте и книги русских писателей XIX–XX веков, с которыми вы познакомились в первом разделе учебника? Вспомните повесть Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки», которую читали в 4-м классе (книга для чтения «В океане света», ч. II). Чем близки образы главных героинь – Лены Икониной и Джейн Эйр? В чём ещё созвучны друг другу эти произведения? – Можно ли говорить о гуманизме Шарлотты Бронте и её романа? – Отвечаем на вопрос урока: как переплетаются в романе правда и вымысел? В качестве домашнего задания |