СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 16. Сохраним чистую совесть и достоинство (обзорный анализ глав из романа английской писательницы Шарлотты Бронте (1816–1855) « Джейн Эйр»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

Урок 16. Сохраним чистую совесть и достоинство (обзорный анализ глав из романа английской писательницы Шарлотты Бронте (1816–1855) « Джейн Эйр»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 16. Сохраним чистую совесть и достоинство (обзорный анализ глав из романа английской писательницы Шарлотты Бронте (1816–1855) « Джейн Эйр»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 16. Сохраним чистую совесть и достоинство (обзорный анализ глав из романа английской писательницы Шарлотты Бронте (1816–1855) « Джейн Эйр»)

Раздел 1. Вспоминаю детство

Рабочее название урока: Как переплетаются в автобиографическом романе правда и вымысел?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Целью урока является рассмотрение так называемых псевдомемуаров – их целей и задач, принципов их написания.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.
























2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.











































3. Работа с текстом после чтения.




– Пожалуйста, прочитайте рассказ о жизни и творчестве Ш. Бронте на с. 87. Выделите ключевые слова.

– Что говорится о причинах успеха романа « Джейн Эйр»?

«…в ней переплелись правда о собственной жизни писательницы и вымысел…»


Формулируем тему урока:

Как переплетаются в автобиографическом романе правда и вымысел?


– Попробуем, опираясь на текст автобиографии, ответить на этот вопрос.


Информация для учителя

Безусловно, в романе, в образе главной героини, нашли своё отражение автобиографические черты самой писательницы: она, как и Джейн Эйр, воспитывалась в сиротском приюте, была гувернанткой, учительницей. Кроме того, образ Джейн Эйр отражает и нравственный облик Шарлотты Бронте: она отличалась упорством, удивительным трудолюбием, жизненной стойкостью, любовью к близким, тягой ко всему возвышенному, духовному. Такой была, впрочем, вся семья Бронте. Три сестры Бронте украсили собой английскую литературу: вышедший в 1847 году роман Ш. Бронте «Джейн Эйр» проложил дорогу романам Эмили Бронте «Грозовой перевал» и Энн Бронте «Агнес Грей».


– Расскажите о тех испытаниях, которые выпали на долю Джейн Эйр в Ловуде до приезда мистера Брокльхерста. Можно ли сказать, что они сломили дух Джейн? Чего сумела она добиться до той минуты, как мистер Брокльхерст объявил её лгуньей?


– Каким человеком вам представляется мистер Брокльхерст? На каких принципах построена его система воспитания? Почему он не разрешает девочкам часто менять рюшки на воротничках, считает, что им нужно остричь волосы, а кудрявую Джулию Северн необходимо обрить наголо? Согласны ли вы, что физические лишения способны «укрепить дух» ребёнка?


– Давайте попробуем доказать (опровергнуть) утверждение, что физические лишения укрепляют дух ребёнка, используя уже прочитанные тексты М. Горького, Л.Н. Толстого, А.И. Герцена (работа в парах, 5 минут).


– Мистер Брокльхерст очень много говорит о Боге, о первых христианах-мучениках, о страданиях и заповедях Иисуса Христа, о смирении, терпении, бессмертности души, призывая задуматься над всем этим воспитанниц Ловуда. Какую роль играет сцена появления в самый разгар душеспасительной беседы его собственной жены и дочерей, разодетых в бархат, шёлк и меха? (См. иллюстрацию на с. 93 «Молодые дамы начала XIX в.».) Понимаете ли вы значения слов «лицемерие» и «ханжество»?

– Выписываем составляющие слов «лицемерие» в виде блок-схемы (индивидуальная работа).


– Какому наказанию подверг мистер Брокльхерст саму Джейн? Почему он избрал именно такую форму наказания? Какое чувство пробудилось в душе Джейн в ответ на слова и поступки мистера

Брокльхерста? («…моё сердце забилось от приступа страшного гнева против таких людей…»)

– Почему Джейн хотела умереть после того публичного позора, которому подверг её мистер Брокльхерст?

– Составляем блок-схему: чувства Джейн после наказания мистера Брокльхерста (индивидуальная работа)


– Расскажите, как удалось Элен Бернс поддержать и утешить подругу.

– Какие истины открывает Элен несчастной, униженной Джейн?

– Нужно ли стремиться любой ценой завоевать любовь окружающих?

– Что означают слова Элен Бернс: «Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдёшь друзей»?


Определение слова «совесть» (работа в группах, 5 минут).

– Какой пример подаёт мисс Темпль воспитанницам Ловуда? Согласна ли она с наставлениями мистера Брокльхерста? Докажите, что мисс Темпль сочетает в себе твёрдость характера и нежность, способность к практическому действию и чувствительность.


– Что привело к духовному расцвету Джейн Эйр? Объясните значение изречения царя Соломона: «Угощение из зелени, но при любви лучше, нежели откормленный бык, но при нём ненависть». Почему эта библейская мудрость в устах Джейн не звучит лицемерно и неестественно, как звучат подобные фразы в устах мистера Брокльхерста?

(При ответе опираемся на определение слова «лицемерие».)

– Как вы думаете, по какому пути пойдёт дальше Джейн Эйр? Не ожесточат ли её перенесённые в детстве испытания? Попробуйте обосновать свою точку зрения.

Работа в группах. Попытка продолжить роман и предположить судьбу главной героини (10 минут).

– Какие идеи сближают роман английской писательницы XIX века Ш. Бронте и книги русских писателей XIX–XX веков, с которыми вы познакомились в первом разделе учебника? Вспомните повесть Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки», которую читали в 4-м классе (книга для чтения «В океане света», ч. II). Чем близки образы главных героинь – Лены Икониной и Джейн Эйр? В чём ещё созвучны друг другу эти произведения?

– Можно ли говорить о гуманизме Шарлотты Бронте и её романа?

– Отвечаем на вопрос урока: как переплетаются в романе правда и вымысел?


В качестве домашнего задания


III. Итог урока.

Псевдомемуары пишутся для того, чтобы смоделировать те события, которые, возможно, происходили не так или вовсе не происходили, и ответить на важнейшие вопросы, заданные жизнью. По сути, каждый из авторов пишет про себя, но форма мемуаров или псевдомемуаров позволяет сделать прозу почти исповедальной и сказать гораздо больше, нежели позволяет обычный немемуарный текст.



IV. Домашнее задание.

Дома учащимся предлагается подумать над вопросами 1, 2, 3, 6, 11 на с. 100 учебника.



© ООО «Баласс», 2014