1. Общая часть |
Предмет ОРКСЭ. | Основы светской этики | Класс 4 |
Тема урока | Этикет (27 урок) |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | П. Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрации). Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К. Умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь | Знание и понимание правил этикета; знакомство с основами этикета, его значением в жизни; формирование первоначальных представлений о возникновении правил этикета; осознание в применении правил этикета. |
Цель урока | Организовать деятельность обучающихся по изучению установленных правил поведения в обществе, видов этикета. Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке. |
Задачи | Подвести обучающихся к понятию «этикет»; организовать деятельность, направленную на выяснение видов этикета. Развитие умения высказывать свою точку зрения, умение анализировать ситуацию. Воспитание ценностного отношения к правилам поведения в социальной среде, ориентированного на позитивные качества человека. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Усвоение понятий: этикет, образец, правила этикета, речь, нормы поведения, здравый смысл. Виды этикета: речевой, столовый, этикет выходного дня, религиозный, повседневный, служебный, праздничный, профессиональный, дипломатический. |
Тип урока: | урок изучения нового материала. |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, интерактивная доска, презентация. |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Словарь С.И. Ожегова, В.В.Репкина, учебник «Основы духовно-нравственной культуры» « Светская этика», 4 кл./ Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, мультимедиа, презентация, раздаточный материал, стихи Г.Б. Остера «Вредные советы». Пословицы и поговорки по теме, карточки с текстами; рисунки, фотографии. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
3 мин. | -Послушайте историю про двух мальчиков. Слайд 2 Утро. В школу вошел Вася. Он подошел к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю с кулаками» -Правильно ли поступил Петя? -Как надо было поступить ребятам? - Послушайте еще одну историю. «Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу другому, если одному мальчику 10 лет, а другому 8 лет». -Как вы думаете, почему произошли эти недоразумения? (Мальчики не знали или забыли как себя вести) - Правильно ли ребята себя вели в обеих ситуациях? - Что же помогает людям вести себя в той или иной ситуации? (правила поведения) - Как называются правила хорошего тона, которые необходимо соблюдать в обществе? (этикет) - Кто знает, что такое «этикет»? А не все ли равно, как себя вести? Слайд 3 -Зачем нужно соблюдать этикет? -Откуда он к нам пришел? - Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? | Личностные: мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к предмету. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели. Коммуникативные: Обмен мнениями, выражают свою точку зрения. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
15 минут | 1.Беседа. - Многие не знакомы со словом «этикет». Где мы можем выяснить лексическое значение этого слова? Работа в группах. Выяснить лексическое значение слова «этикет» (обучающимся предлагаются толковые словари русского языка В.В. Репкина, С.И.Ожегова, учебник.) Представление групп результатов работы. Слайд 4. Этикет – установленные правила поведения для особых случаев. (В.В.Репкин) Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (С.И. Ожегов) Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях (Учебник) -Что общего есть в определениях? (этикет – форма для содержания этики) 2. Работа с текстом «Слова – форма для выражения мыслей». - Используя текст учебника с.67, сравните значения слов этика и этикет. В чем они похожи, а в чем различаются? – Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?( этикет) – Каково содержание правил этики (морали)? - Почему следовать правилам на деле не всегда бывает просто? – Как не нарушить правила морали, этики? – В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку? ( в соблюдении правил этикета) – А как могут быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения на «вы» и поведение человека? – Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника, помогает соблюдать правила уважения старших? -Сделайте вывод по проблеме урока: зачем нужно соблюдать этикет? Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике. 3. Знакомство с историей этикета. Слайды 5- 8. С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Правила этикета складывались столетиями, выбирались как наиболее полезные и удобные в общении. Они позволяют отличить хорошее от дурного, красивое от некрасивого, приличное от неприличного. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у французского короля Людовика Х IV. На карточках были написаны правила поведения. В Х IV – ХVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. Первые письменные правила поведения на Руси были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха, затем в книге «Домострой» и, наконец, в 1717 г. при Петре Появилась книга «Юности честное зерцало, по которой учили дворянских детей хорошим манерам. В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Правила этикета необходимо знать каждому человеку независимо от возраста, профессии и места жительства. 4.Виды этикета -В каких сферах жизни мы должны соблюдать этикет? (в школе, дома, в театре, везде) -В каждой области нашей жизни существуют какие-то определенные правила. В связи с этим выделяют разные виды этикета. Работа в паре. Рассмотрите внимательно картинки, определите виды этикета. Слайды 9-11. -Найдите среди них те, где нарушены правила? Обоснуйте свой ответ. -Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но какое одно правило следует помнить всегда твердо? (человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим) | Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи, выражают собственное отношение к проблеме. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, узнают новое об этикете, о видах этикета. Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. Учатся работать в группах, понимать товарища, представлять свою позицию по данной ситуации. |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
12 минут | -Объясните смысл высказывания, используя учебник: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» (Блез Паскаль) (Правила конкретны, ценны и доступны каждому. Знания их не передаются по наследству. Правилам этикета люди должны научиться.) Работа в группах. Решение жизненных ситуаций. Вам будут предложены по две жизненные ситуации, прочитав которые вы должны предложить свой вариант выхода из ситуации. 1. К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место. 2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс? | 3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации? 4. Когда пришли в буфет, на общем блюде лежали пирожки. Как ты будешь себя вести в этой ситуации? | 5. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься? 6. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще? | 7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь? 8. Мальчик Миша торопился домой смотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше. | Обсуждение результатов работы. -Какие виды этикета встретились в ситуациях? Блиц - опрос 1.Если спектакль оказался не интересным, можно ли с него уйти? Когда? (Да, вовремя антракта) 2.В течение дня знакомый встречается с вами несколько раз. Сколько раз вы должны его приветствовать? (Один раз: в момент первой встречи) 3.Мужчина едет с женщиной в общественном транспорте, у него бесплатный проезд. Кто должен оплатить за женщину? (Мужчина) 4.За какой девушкой – слева или справа ухаживает юноша за столом? (За девушкой, сидящей справа). 5.Можно ли пожать протянутую руку для приветствия двумя руками? (Невежливо). | Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. Учатся принимать решения в жизненных ситуаций Коммуникативные УУД: способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
10 мин. | Заранее подготовленные ученики читают «Вредные советы» Г. Остера. - Почему советы называют вредными? - Зачем Г.Остер написал эти советы? - Попробуйте прочитать их, переделав для послушных детей. Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои, Опустите незаметно их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши руки об соседские штаны. Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома — пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай. Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет. Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками — ложкой больше зачерпнешь. Работа с пословицами в парах. Слайд 12 Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла пословиц. -К каким видам этикета подходят пословицы? Чего в другом не любишь, а дурак говорит, что знает. Встречают по одежке, того и сам не делай. Умный знает, что говорит, провожают по уму. Мил тот гость, за дверь не выкинешь. Гость не кость, что недолго гостит | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развиваются навыки сотрудничества. Познавательные: применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы. Регулятивные: контролируют и корректируют свои действия и действия партнера. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя. |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
5 минут | Слайд 13 - Какую же роль имеет этикет в нашей жизни -Должен ли современный человек знать этикет? - Над чем хочется задуматься? -Будете ли дальше раскрывать «золотые правила» этикета? Составить синквейн к слову ЭТИКЕТ Существительное (этикет) прилагательных, эпитеты (вежливый, культурный, воспитанный) глагола (учит, помогает, воспитывает и др.) фраза, несущая смысл (Дает возможность показать себя воспитанным человеком.) заключение в форме существительного (ассоциация со словом ЭТИКЕТ) ПОВЕДЕНИЕ | Личностные: осознают важность полученных знаний. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. |
Домашнее задание | Слайд 14. 1.Учебник с. 68. Прочитать материал, определить как связан этикет с выбором одежды. Составить памятку. 2.Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. 3.Учебник с.69 объяснить значение высказываний. |
Приложение1.
Приложение 2.
Приложение 3.