СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по ОРК иСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по предмету ОРКиСЭ учебный модуль"Основы светской этики". Тема урока "Этикет"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по ОРК иСЭ»

Технологическая карта по предмету ОРКСЭ

учебный модуль «Основы светской этики»

Тема урока «Этикет»


Гурская Людмила Владиславовна

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №343 г. Санкт-Петербурга



1. Общая часть

Предмет ОРКСЭ.

Основы светской этики

Класс 4

Тема урока

Этикет (27 урок)

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

П. Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрации).

Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К. Умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь


Знание и понимание правил этикета;

знакомство с основами этикета, его значением в жизни;

формирование первоначальных представлений о возникновении правил

этикета;

осознание в применении правил этикета.

Цель урока


Организовать деятельность обучающихся по изучению установленных правил поведения в обществе, видов этикета. Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Задачи

  • Подвести обучающихся к понятию «этикет»; организовать деятельность, направленную на выяснение видов этикета.

  • Развитие умения высказывать свою точку зрения, умение анализировать ситуацию.

  • Воспитание ценностного отношения к правилам поведения в социальной среде, ориентированного на позитивные качества человека.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Усвоение понятий: этикет, образец, правила этикета, речь, нормы поведения, здравый смысл.

Виды этикета: речевой, столовый, этикет выходного дня, религиозный, повседневный, служебный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

Тип урока:


урок изучения нового материала.

Средства ИКТ,

используемые на уроке

Компьютер, интерактивная доска, презентация.


Ресурсы

(информационные,

литературные, музыка,

искусство), используемые

на уроке

Словарь С.И. Ожегова, В.В.Репкина, учебник «Основы духовно-нравственной культуры» « Светская этика», 4 кл./ Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, мультимедиа, презентация, раздаточный материал, стихи Г.Б. Остера «Вредные советы».

Пословицы и поговорки по теме, карточки с текстами; рисунки, фотографии.

Организационная структура урока


Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД


3 мин.


-Послушайте историю про двух мальчиков. Слайд 2

Утро. В школу вошел Вася. Он подошел к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю с кулаками»


-Правильно ли поступил Петя?

-Как надо было поступить ребятам?


- Послушайте еще одну историю.

«Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу другому, если одному мальчику 10 лет, а другому 8 лет».


-Как вы думаете, почему произошли эти недоразумения? (Мальчики не знали или забыли как себя вести)

- Правильно ли ребята себя вели в обеих ситуациях?

- Что же помогает людям вести себя в той или иной ситуации? (правила поведения)

- Как называются правила хорошего тона, которые необходимо соблюдать в обществе? (этикет)

- Кто знает, что такое «этикет»? А не все ли равно, как себя вести? Слайд 3

-Зачем нужно соблюдать этикет?

-Откуда он к нам пришел?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?




Личностные:

мотивация к

учебной деятельности,

желание учиться, проявление

интереса к предмету.



Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование цели.




Коммуникативные:

Обмен мнениями, выражают свою точку зрения.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

1.Беседа.


- Многие не знакомы со словом «этикет». Где мы можем выяснить лексическое значение этого слова?

Работа в группах. Выяснить лексическое значение слова «этикет»

(обучающимся предлагаются толковые словари русского языка В.В. Репкина, С.И.Ожегова, учебник.)


Представление групп результатов работы. Слайд 4.


Этикет – установленные правила поведения для особых случаев. (В.В.Репкин)

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (С.И. Ожегов)

Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях (Учебник)

-Что общего есть в определениях? (этикет – форма для содержания этики)


2. Работа с текстом «Слова – форма для выражения мыслей». - Используя текст учебника с.67, сравните значения слов этика и этикет. В чем они похожи, а в чем различаются?

– Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?( этикет)

– Каково содержание правил этики (морали)?

- Почему следовать правилам на деле не всегда бывает просто?

– Как не нарушить правила морали, этики?

– В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку?

( в соблюдении правил этикета)

– А как могут быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения на «вы» и поведение человека?

– Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника, помогает соблюдать правила уважения старших?

-Сделайте вывод по проблеме урока: зачем нужно соблюдать этикет? Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.


3. Знакомство с историей этикета. Слайды 5- 8.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Правила этикета складывались столетиями, выбирались как наиболее полезные и удобные в общении. Они позволяют отличить хорошее от дурного, красивое от некрасивого, приличное от неприличного.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у французского короля Людовика Х IV. На карточках были написаны правила поведения. В Х IV – ХVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Первые письменные правила поведения на Руси были даны в «Поучениях»

Владимира Мономаха, затем в книге «Домострой» и, наконец, в 1717 г. при Петре

Появилась книга «Юности честное зерцало, по которой учили дворянских детей хорошим манерам.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Правила этикета необходимо знать каждому человеку независимо от возраста, профессии и места жительства.


4.Виды этикета


-В каких сферах жизни мы должны соблюдать этикет? (в школе, дома, в театре, везде)

-В каждой области нашей жизни существуют какие-то определенные правила. В связи с этим выделяют разные виды этикета.

Работа в паре. Рассмотрите внимательно картинки, определите виды этикета. Слайды 9-11.

-Найдите среди них те, где нарушены правила? Обоснуйте свой ответ.

  • Школьный этикет

  • Речевой этикет

  • Этикет в общественных местах

  • Гостевой этикет

  • Деловой этикет

  • Столовый этикет

  • Дипломатический этикет

  • Праздничный этикет

  • Этикет в одежде и др.


-Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но какое одно правило следует помнить всегда твердо? (человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим)







Личностные: проявляют

самостоятельность в поиске

решения задачи, выражают собственное отношение к проблеме.




Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации, узнают новое об этикете, о видах этикета.

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют

учебную задачу, осознают

недостаточность своих знаний.


Коммуникативные УУД:

умеют слушать и слышать,

отвечать на поставленные

вопросы.

Учатся работать в группах, понимать товарища, представлять свою позицию по данной ситуации.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

-Объясните смысл высказывания, используя учебник:


«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» (Блез Паскаль) (Правила конкретны, ценны и доступны каждому. Знания их не передаются по наследству. Правилам этикета люди должны научиться.)


Работа в группах. Решение жизненных ситуаций.

Вам будут предложены по две жизненные ситуации, прочитав которые вы должны предложить свой вариант выхода из ситуации.



1. К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.

2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации?

4. Когда пришли в буфет, на общем блюде лежали пирожки. Как ты будешь себя вести в этой ситуации?

5. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

6. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. Мальчик Миша торопился домой смотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше.



Обсуждение результатов работы.

-Какие виды этикета встретились в ситуациях?


Блиц - опрос

1.Если спектакль оказался не интересным, можно ли с него уйти? Когда? (Да, вовремя антракта)

2.В течение дня знакомый встречается с вами несколько раз. Сколько раз вы должны его приветствовать? (Один раз: в момент первой встречи)

3.Мужчина едет с женщиной в общественном транспорте, у него бесплатный проезд. Кто должен оплатить за женщину? (Мужчина)

4.За какой девушкой – слева или справа ухаживает юноша за столом?

(За девушкой, сидящей справа).

5.Можно ли пожать протянутую руку для приветствия двумя руками? (Невежливо).




Личностные:

имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.



Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации из

материалов учебника и

рассказа учителя; выделяют

необходимую информацию,

извлекая ее из услышанного

стихотворения, в результате

анализа делают вывод.


Регулятивные: оценивают

свои знания, выделяют то, что

уже известно, и то, что

предстоит узнать и усвоить.

Учатся принимать решения в жизненных ситуаций Коммуникативные УУД:

способность работать в паре;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

эффективно сотрудничать с

учителем и сверстниками.




Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 мин.


Заранее подготовленные ученики читают «Вредные советы» Г. Остера.

- Почему советы называют вредными?

- Зачем Г.Остер написал эти советы?

- Попробуйте прочитать их, переделав для послушных детей.


Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки об соседские штаны.

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома — пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками — ложкой больше зачерпнешь.


Работа с пословицами в парах. Слайд 12

Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла пословиц.

-К каким видам этикета подходят пословицы?

Чего в другом не любишь, а дурак говорит, что знает.

Встречают по одежке, того и сам не делай.

Умный знает, что говорит, провожают по уму.

Мил тот гость, за дверь не выкинешь.

Гость не кость, что недолго гостит



Личностные: принимают и

осваивают социальную роль

обучающегося; развиваются

навыки сотрудничества.


Познавательные: применяют

полученные знания в

практической деятельности,

анализируют, сравнивают,

делают выводы.


Регулятивные: контролируют

и корректируют свои действия

и действия партнера.


Коммуникативные: умеют

слушать, слышать и понимать

партнера, отстаивают свою

точку зрения, уважая при этом

партнера и самого себя.



Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Слайд 13 - Какую же роль имеет этикет в нашей жизни

-Должен ли современный человек знать этикет?

- Над чем хочется задуматься?

-Будете ли дальше раскрывать «золотые правила» этикета?


Составить синквейн к слову ЭТИКЕТ

  1. Существительное (этикет)

  2. прилагательных, эпитеты (вежливый, культурный, воспитанный)

  3. глагола (учит, помогает, воспитывает и др.)

  4. фраза, несущая смысл

(Дает возможность показать себя воспитанным человеком.)

  1. заключение в форме существительного (ассоциация со словом ЭТИКЕТ)

ПОВЕДЕНИЕ


Личностные: осознают

важность полученных знаний. Регулятивные: осознают

важность приобретения новых

знаний.

Познавательные: оценивают

процесс и результаты своей

деятельности.

Коммуникативные: полно и

грамотно выражают свои

мысли.


Домашнее задание


Слайд 14. 1.Учебник с. 68. Прочитать материал, определить как связан этикет с выбором одежды. Составить памятку.

2.Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

3.Учебник с.69 объяснить значение высказываний.




Список литературы


  1. Лихачёва Л.С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. – 320 с.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой [Текст] – М.: Рус. яз., 1990. – с.910.

  3. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка [Текст]: Учебно-методическое издание/ В.В. Репкин. – Томск: Издательство «Красное знамя», 1993. - с. 640.

  4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть II. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 96 с.

  5. http://www.zatebya.ru/statiy/vidy-etiketa.html - За тебя.


Приложение1.


1. К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.

2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?


3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации?

4. Когда пришли в буфет, на общем блюде лежали пирожки. Как ты будешь себя вести в этой ситуации?


5. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

6. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще?


7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. Мальчик Миша торопился домой смотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше.










Приложение 2.

Г.Остер «Вредные советы» Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки об соседские штаны.

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома — пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками — ложкой больше зачерпнешь.


Г.Остер «Вредные советы» Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки об соседские штаны.

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома — пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками — ложкой больше зачерпнешь.






Приложение 3.

Чего в другом не любишь, а дурак говорит, что знает.

Встречают по одежке, того и сам не делай.

Умный знает, что говорит, провожают по уму.

Мил тот гость, за дверь не выкинешь.

Гость не кость, что недолго гостит



Чего в другом не любишь, а дурак говорит, что знает.

Встречают по одежке, того и сам не делай.

Умный знает, что говорит, провожают по уму.

Мил тот гость, за дверь не выкинешь.

Гость не кость, что недолго гостит



Чего в другом не любишь, а дурак говорит, что знает.

Встречают по одежке, того и сам не делай.

Умный знает, что говорит, провожают по уму.

Мил тот гость, за дверь не выкинешь.

Гость не кость, что недолго гостит