СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме: "Основные алгоритмические конструкции"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме: "Основные алгоритмические конструкции"»

Технологическая карта занятия по теме: Основные алгоритмические конструкции

Дисциплина

Информатика и ИКТ


Тема занятия


Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником


Тип занятия


Методы обучения


Формы организации познавательной деятельности



Используемая технология



Цели занятия














Задачи занятия



Личностные УУД



Познавательные УУД







Регулятивные УУД





Метапредметные УУД



Коммуникативные УУД





Планируемые результаты:

































Оборудование (ресурсы)



Структура занятия


занятие «открытия» нового знания


Проблемно-диалогический, частично-поисковый, наглядный, словесный, практический


Коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная




Технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология здоровьесбережения



Образовательная:

- дать представление о понятии «алгоритм», «исполнитель»;

- познакомить учащихся с исполнителем Чертежник и с основными командами этого исполнителя;

- научить решать простейшие задачи с использованием команд Чертежника в системе программирования «Кумир»

Воспитательная:

- воспитать интерес к предмету;

- воспитать аккуратность, умение организовывать свою работу и поэтапное её выполнение;

- воспитывать отношение делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважение мнения других, умение слушать одноклассников и обсуждать вопросы, приходя к единому мнению)

Развивающая:

- развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, логически мыслить

- развивать речь, внимание


Создание условий для развития мышления, памяти, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний


- создавать внутреннюю мотивацию к учению;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию


- формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- умение анализировать и соотносить учебный материал с повседневной жизнью;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий


- принятие и сохранение учебной задачи;

- умение ставить перед собой цель работы и пути достижения цели;

- формирование умения самостоятельно работать с материалом, планировать и корректировать свою работу, оценивать действия сверстников


- находить и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- формировать информационные компетенции


- умение грамотно, четко и точно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение;

- формировать навыки работы в группе, в паре, умение слушать одноклассников;

- развитие устной и письменной речи учащихся


Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества


Метапредметные:

- владение умениями организации собственной учебной деятельности;

- владение общепредметными понятиями такими как «алгоритм», «исполнитель», «график», «система», «объект» и др.

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера




Предметные:

- развитие алгоритмического мышления, умения составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, командах и операциях;

- умение записывать и решать простейшие задачи с использованием команд Чертежника в среде программирования «Кумир»;

- формирование у студентов представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации и инструменте решения задач


Компьютер, проектор, компьютерная презентация (созданная учителем), раздаточный материал


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  3. Этап выявления места и причины затруднения

  4. Этап построения проекта выхода из затруднения

  5. Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

  6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  7. Этап включения в систему знаний и повторения

  8. Этап организации домашней учебной работы учащихся

  9. Этап рефлексии учебной деятельности на урок


Этапы работы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

УУД

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся


Цель: включение учащихся в учебную деятельность и определение содержательных рамок урока (2 мин.)

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих; проверяет подготовленность учащихся к учебному занятию. Организовывает Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Слушают учителя, включаются в деловой ритм урока, настраиваются на работу.


Личностные:

формирование положительного отношения к учебной деятельности

Регулятивные:

умение осуществлять самоконтроль готовности к уроку

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии


Цель:

организовать

актуализацию

знаний учащихся, подготовка мышления учащихся (5 мин.)

Преподаватель создает ситуацию для активизации знаний необходимых для формулировки темы занятия.

Предлагает учащимся просмотреть презентацию «Задания по теме алгоритмы». Во время просмотра задаёт вопросы: (1-6 слайды)

  1. Как вы думаете, что изображено на каждой картинке? (некие действия, последовательность действий)

  2. Пожалуйста, прокомментируйте каждую картинку?

  3. В правильном ли порядке приведены все эти действия?

  4. Что общего между этими картинками? (на них изображен алгоритм)

  1. Кто из вас может дать определение понятия «алгоритм»? (Алгоритм – это последовательность действий)

Предлагает учащимся продолжить просмотр презентации и выполнить задания, которые содержатся в этой презентации (слайды 7-9).


После просмотра задает вопросы:

1) Ставили ли перед собой цели «герои» решенных вами задач?

2) Были ли достигнуты эти цели?

3) Попробуйте дать более точное и полное определение понятию алгоритм? (Алгоритм - это последовательность действий, которая приводит к решению поставленных целей и задач)

4) Как вы думаете, какой теме сегодня посвящен наш урок? (алгоритмам, алгоритмизации)

Слушают учителя. Просматривают слайды презентации. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания, которые содержатся в презентации. Формулируют предположение о теме урока.

Познавательные:

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- умение анализировать и соотносить учебный материал с повседневной жизнью Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать предположение о теме урока

Коммуникативные:

- формулировать речевые высказывания;

- обсуждать и комментировать графическую информацию;

- умение слушать учителя и сверстников

  1. Этап выявления места и причины затруднения


Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения (7 мин.)




Преподаватель создает ситуацию, в которой учащиеся должны осознать, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

Учитель делит учащихся на группы. Просит учащихся выбрать спикера группы. Каждой группе раздает карточки с двумя задачами и графиками (Приложение №1). Задает вопросы, которые подводят учащихся к формулировке проблемного вопроса, созданию проблемной ситуации и постановки цели и задач урока.

Вопросы:

  1. Определите, что содержится в этих карточках? (задачи, решение задач, графики)

  2. Что общего между решениями этих двух задач? (команды, структура, алгоритм решения, наличие графиков, слова «нач», «кон», «алг»)

  3. Как мы можем назвать набор действий «сместиться в точку», «опустить перо», «поднять перо»? (команды, система команд)

  4. Есть ли связь между решением задачи и соответствующими им рисунками? Какая? Опишите эту связь своими словами (связь есть, график отображает решение задачи и наоборот)

  5. Может ли человек решить эти две задачи? (да) А техническое устройство? (да)

  6. Как вы думаете можно ли перенести изображение рисунка на компьютер? (да)

  7. Благодаря какой компьютерной программе (компьютерной среде) можно перенести изображение рисунка на компьютер и решить эти задачи? (затрудняются ответить)

  8. Почему вы не можете ответить на последний вопрос? Чего мы не знаем? (не знают такой программы)

  9. Чем нам необходимо заняться на уроке, чтобы ответить на эти вопросы? (познакомиться с новой компьютерной программой, которая сможет решить задачи на карточках)

Учащиеся делятся на группы. Выбирают спикера группы. Обсуждают задание на карточках в группе (Приложение №1) и отвечают письменно на вопросы, работая в группе.







Отвечают на вопросы учителя, сравнивают и анализируют ответы сверстников. Определяют причину того, почему не справились с последним заданием. Формулируют проблемный вопрос, ставят перед собой цель урока

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- умение осуществлять сравнение и классифицировать понятия по заданным критериям

Регулятивные:

- самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- контролировать правильность ответов сверстников, работая в группе и осуществлять самоконтроль;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД

Коммуникативные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- умение понимать возможность различных позиций сверстников и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, работая в группе;

- умение строить монологическое высказывание, владение диалогической формой речи, умение вести беседу.


  1. Этап построения проекта выхода из затруднения


Цель: построение

и фиксация нового

знания (10 мин.)


Учитель создает ситуацию, в которой совместно с учащимися знакомится с новой компьютерной средой программирования «Кумир» и исполнителем Чертежник.

Для достижения цели урока нам необходимо познакомиться с новой компьютерной средой программирования «Кумир» и исполнителем «Чертежник».

Учитель предлагает учащимся совместно просмотреть презентацию «Исполнитель Чертежник».

Рассказывает про назначение исполнителя Чертежник, особенности работы в этом исполнителе. Вводит понятие «перо» и основные команды работы с инструментом «перо», используя рисунок. Команды: «опусти перо», «подними перо».











Рассказывает про систему команд исполнителя Чертежник. Делает акцент на командах, которые встречались в карточках: «опусти перо», «подними перо» и «сместиться в точку (a,b)».

Предлагает учащимся совместно разобрать задачу №1 про треугольник, которая была написана в карточке. Вызывает одного из учащихся к доске.

Задача №1: Изобразим с помощью Чертежника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1,1), (3,5), (5,2). После рисования вернем Чертежника в исходную позицию.

Алгоритм решения задачи:

использовать Чертежник

алг треугольник

нач

сместиться в точку(1,1)

опустить перо

сместиться в точку(3,5)

сместиться в точку(5,2)

сместиться в точку(1,1)

поднять перо

сместиться в точку(0,0)

кон


Учитель предлагает с помощью демонстрации на проекторе посмотреть, как открывается исполнитель Чертежник, какие рабочие области он содержит, что необходимо записывать в эти рабочие области, что нужно делать после записи алгоритма решения задачи, и в каком виде исполнитель Чертежник выдаст требуемый результат.

Слушают учителя. Просматривают презентацию «Исполнитель Чертежник». Работают с графиком. Знакомятся с новыми понятиями, сравнивают и объясняют решение задачи на карточке с задачей в презентации.


Наблюдают за действиями учителя во время демонстрации на проекторе работы в исполнителе Чертежник. Получают ответ на проблемный вопрос урока.

Познавательные:

- умение выделять существенную информацию из слов учителя, из презентации;

- умение читать информацию по графику, работать с графиком;

- умение проводить анализ решения задачи и объяснять использование каждой из команд исполнителя Чертежник;

- формирование умения составлять и записывать алгоритм решения задачи в среде программирования «Кумир» с помощью исполнителя Чертежник;

- формирование простых навыков работы в среде программирования «Кумир» в исполнителе Чертежник

Регулятивные:

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение различать способ и результат действия;

- умение контролировать правильность ответов учащихся, корректировать при необходимости собственные ответы и ответы других

Коммуникативные:

- умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль и речевые высказывания в понятной собеседнику форме;

- умение задавать вопросы;

- умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет


  1. Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Цель: формировать

у обучающихся

способности к

новому способу

действия (7 мин.)

Организовывает работу учащихся за компьютером (в паре), направленную на умение применять полученные знания при решении конкретных задач в среде программирования «Кумир».

Учитель предлагает записать алгоритм решения задачи №1 в среде программирования «Кумир», используя Чертежник и получить результат выполнения задачи на рабочем поле.


Проверяет результаты работы учащихся, отвечает на возникающие вопросы учащихся во время работы.



Занимают рабочие места за компьютером. Знакомятся с программной средой «Кумир» с исполнителем Чертежник. Записывают алгоритм решения задачи №1, используя команды исполнителя Чертежник. Задают вопросы учителю в случае их возникновения. Показывают результат решения задачи учителю.

Познавательные:

- формирование простых умений и навыков работы в среде программирования «Кумир»;

- формирование умения записывать алгоритм решения задач, используя команды Чертежника;

- умение анализировать полученный результат и сравнивать его с результатом, решенным с помощью математических методов.

Регулятивные:

- умение планировать и реализовывать пути достижения цели;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы;

- умение работать в паре, взаимодополняя друг друга