СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Культура Западной Европы в средние века.Образование и философия"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока по истории тема "Культура Западной Европы в средние века.Образование и философия"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Культура Западной Европы в средние века.Образование и философия"»

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога: .Латыпова Гузаль Равиловна
Предмет: история
Класс:

Дата урока: 15.12.2016г.

Целевой блок

Тема

Культура Западной Европы в средние века. Образование и философия.

Цель урока

Какие изменения происходили в средневековой культуре?

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, характеризуют достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются значение средневековой культуры

Личностные

Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируются нравственные чувства и нравственное поведение; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, позиции.

Метапредметные:

.


Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений; структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства


Регулятивные УУД:

Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


Коммуникативные УУД:

Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Инструментальный блок

Задачи урока


образовательные

Формирование представлений о развитии образования и философии в Средние века;

Введение новых понятий: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомство с именами средневековых философов

развивающие

Развивать познавательный интерес и критическое мышление уч-ся .

воспитательные

Формировать уважительное отношение к культуре средневековой эпохи

Тип урока

Урок открытия новых знаний

УМК

Ресурсы

Учебник Всеобщая история. История Средних веков, 6 кл. - Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, «Просвещение», 2016

Презентация

Раздаточный материал

Основные понятия

корпорация, университет, профессор, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, рационализм, мистика

Межпредметные связи

обществознание , физика

Организация пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор с экраном. ноутбук

Формы организации работы учащихся

Фронтальная Индивидуальная Групповая

Технология

Проблемно-диалогическая модель урока

Организационно-деятельностный блок

Основные этапы учебно-познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На доске

Планируемый результат

1 этап Организационный этап


Проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся приготовили все необходимое к уроку: учебники, тетради, ручки.


Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

2 этап

Мотивация к деятельности



Формулирование темы

Культура Западной Европы в средние века. Образование и философия.

Запись темы

Регулятивные;

Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Личностные; Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Создание проблемной ситуации

1 точка зрения

В XVIII– XIX веках в среде историков сложилась точка зрения, о том, что средневековье было периодом "темных, мрачных веков". Эта эпоха жестоких междоусобных войн, костров инквизиции, кровавых крестовых походов, эпоха невежества и фанатизма. Приходят в полный упадок и исчезают "великие достижения античности", а научная мысль скатывается "на пещерный уровень", распространяется "всеобщее культурное одичание".

2 точка зрения



2 точка зрения «Средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций…В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианской религии , культура средних веков оставила нам важнейшие достижения, в том числе институты научного познания и образования. В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре: здание» европейской культуры было когда «построено, культуру Средневековья «разобрали» и забыли. Но без неё западная культура не возникла бы. ( Петров М. К. Социально-культурные основания развитии современной науки. — М., 1992.)


Формулирование проблемы

Какая версия верная?

Средневековье

темные века ? новая дорога культ. развития


Запись проблемы в виде схемы

Постановка цели

Но достаточно ли нам этих знаний, чтобы решить проблему?

-Что нам нужно еще узнать ?

Какие изменения происходили в средневековой культуре?


Версии

Что мы уже знаем по данной проблеме ?

Ищут подтверждения версий



3 этап

Актуализация знаний

Повторение

Фронтальный опрос


-Значит действительно, все было плохо, страшно в средние века. Люди были невежественными дикарями.

-Или было что- нибудь положительное?

Ответы «темные века»

-еретики, инквизиция, крестовые походы, войны, война Алой и Белой Розы 1455-1485 г.г.





Ответы (положительное) Соборные школы, рукописные книги-(запись на доске и в тетр.)

Запись подтверждений

Познавательные:осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия;


Постановка цели

Но достаточно ли нам этих знаний, чтобы решить проблему?

-Что нам нужно еще знать ?

Цель; Какие изменения происходили в средневековой культуре?



Планирование деятельности

Что нам нужно знать, чтобы достичь цели?

Совместное составление плана:

1. Представления о мире средневекового человека

2. Образование

3. Философия

Запись плана

4 этап

Поиск решения проблемы

Открытие нового знания




Коммуникативные Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Выполнение продуктивных заданий

Раздача 4 различных заданий для 4 групп, объяснение порядка выполнения задания и правил работы в группе. Есть ли дополнения к правилам?

Дается время на выполнение.-5-7 мин

Слайды и в бумажном виде-раздаточный материал

Задание 1. Представления о мире. Переводы книг арабских и греческих ученых.

  1. Какие представления о мире существовали в средние века?

  2. Какие новые знания появились?

  3. Почему возникла необходимость в новых знаниях?

Задание 2. Университеты

  1. Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: «корпорация-это…» .

  2. Охарактеризуйте структуру университета.

  3. Докажите, что университеты были корпорациями.

Задание 3. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

  1. Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос «Схоластика-это……….»

  2. В чем сущность спора философов?

  3. Дайте оценку личности Пьера Абеляра и Бернара Клервоского.

Задание 4. Великие ученые

  1. В чем значение трудов Фомы Аквинского?

  2. Используя текст документа на стр. 222 и параграфа сравните взгляды Роджера Бэкона с другими философами. В чем различие?

  3. Какие технические изобретения он предвидел?



Слайд

Правила работы в группе

1.Выбор руководителя группы

2. Совместная работа

3. Активное участие каждого

4. Умей слушать

5.Уважай своего товарища

6. Не согласен- предлагай

7. В группе согласуется общее решение.

Порядок выполнения задания

1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию . необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ.

4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ.



Устный разбор ответов на 1 задание. Первичное закрепление знаний

1)Перед ответом на задание 1 демонстрирует слайд с заданием. 2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по первому вопросу

1)Выступление учащихся 1 группы.

1.Представления об окружающем мире были искаженными, так как контактов было мало.

2. Новые знания по географии (Марко Поло). Переводы арабских и греческих ученых также расширили представления

3.Причины- развитие хозяйства( развитие городов, ремесла, торговли), расширение контактов из-за крестовых походов.

2) Вывод по 1 вопросу плана: Круг знаний значительно расширился и обогатился,

1) слайд с заданием 1

2)Слайды с иллюстрациями представлений о мире,переводами книг ученых, портретом Марко Поло, картой его путешествий

--Запись в тетрадь и на доске:

Расширение круга знаний,

Познавательные владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений;


Устный разбор ответов на 2 задание.




Первичное закрепление знаний






Смена деятельности

1)Перед ответом на задание 2 демонстрирует слайд с заданием. Можете ли вы привести примеры корпораций? (вопрос всем)

2)После ответа группы учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по второму вопросу Какое значение имело появление университетов?(всем)

и подводит к выводу.


3) Работа с индивидуальным заданием логической схемой «Средневековый университет»


Значение университетов для современной эпохи?(всем)


1)Выступление учащихся 2 группы.

1.Корпорация –это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку. Корпорации были у ремесленников-цехи, гильдии –у купцов.

2. Университет-ректор, декан, факультеты, профессора, студенты. .Знания получали на лекциях и диспутах.

3. Университет-корпорация людей интеллектуального труда.

4. Университеты способствовали развитию образования в Европе, подъему культуры..


2) Индивидуальная работа- выполнение задания в тетрадях- заполнить пропуски в логической схеме «Средневековый университет»

3)Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания

4)Вывод по 2 вопросу плана: В XII-XIII в.в. развивалось образование, появились новые учебные заведения-университеты, образованных людей становилось все больше.

1)Слайд с заданием 2

2) слайд с иллюстрациями университетов

3) Слайд с заданием логическая схема с пропусками «Средневековый университет»

2) слайд с ответами









Запись в тетрадь и на доске

открывались университеты

Познавательные структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства
















Устный разбор ответов на 3 задание.







Первичное закрепление знаний




Смена деятельности

1)Перед ответом на задание 3 демонстрирует слайд с заданием.








2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по третьему вопросу


3) Работа с индивидуальным заданием –таблица «Направления средневековой мысли

Абеляр и Бернар своим идейным спором положили начало двум направлениям в философии. Найдите их в тексте и заполните таблицу.

1)Выступление учащихся 3 группы.(Абеляр)

1. Схоластика-это религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

2.Спор о сущности познания Бога (мира): верой или разумом.

3. Абеляр честно, до конца отстаивал свои взгляды. Бернар использовал силу церкви чтобы победить идейного противника, стремился заставить его замолчать.



2) Индивидуальная работа- выполнение задания в тетрадях- заполнить пропуски в таблице «Направления средневековой мысли» 3)Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания

4)Вывод по 3 заданию: В развитии философии XII-XIII в.в. все большее значение приобретает рационализм

1) Слайд с заданием 3

2) слайды с портретами Абеляра и Клервоского 3)Слайд с таблицей с пропусками «Направления средневековой мысли»

2) слайд с ответами





Запись в тетрадь и на доске

В философии- появление рационализма

Коммуникативные

работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;















Устный разбор ответов на 4 задание.






Первичное закрепление знаний





1)Перед ответом на задание 4 демонстрирует слайд с заданием.







2)После ответа учитель демонстрирует слайды для закрепления знаний по третьему вопросу

3)Какое значение имели труды Роджера Бэкона для дальнейшего развития науки?(всем)

1)Выступление учащихся 4 группы.(ученые)

1. Значение трудов Фомы Аквинского- крупнейший философ, автор «Суммы богословия» создал целостную картину Вселенной.

2. Роджер Бэкон- для познания истины разума недостаточно. Нужны наблюдения и опыты.

3. теплоходы, машины, самолеты, микроскоп, телескоп, очки.







Р.Бэкон заложил основы новых научных знаний

2) Вывод по 4 заданию:

В XII-XIII в.в. возникли новые научные идеи

1) Слайд с заданием 4

2) слайды с портретами Фомы Аквинского и Роджера








Запись в тетрадь и на доске

Новые научные идеи

Предметные знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике,







Решение проблемы


Вопрос о цели и проблеме урока. Как ответим на главный вопрос? Какая версия подтвердилась?

Учащиеся вспоминают все выводы еще раз и делают общий вывод: Средневековье нельзя назвать упадком культуры, достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры

Итоговый слайд с выводом

Запись в тетрадь и на доске(посередине)

Средневековая культура заложила основы современной культуры

Предметные характеризуют достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются значение средневековой культуры

5 этап выражение решения , применение нового знания. Рефлексия


1)Демонстрация слайда с 4 портретами –необходимо соотнести ответы

2)Фронтальная работа

3) Оценки за работу на уроке


Учащиеся отвечают на вопрос по слайду устно отвечают на вопросы

(Лист самооценки)

- Я приобрёл..

- Я научился..

- Я смог…

- Мне было сложно…..

- Меня заинтересовало…

- Мне захотелось..

- Мне понравилось…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке с помощью «дерева успеха»(завершают)

1)Слайд с 4 портретами философов и заданиями


2)слайд «Лист самооценки»

Регулятивные оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние фиксируют и анализируют динамику собственных образовательных результатов.

6 этап информация о домашнем задании


Три уровня домашнего задания:

1.Стандартный минимум

2. Повышенный

3. Творческий

1.Заполнить таблицу на 1. стр. 223 №4

2. составить кроссворд по теме

3. написать сочинение от имени студента университета




Что будем изучать на след. уроке); «Средневековая литература»