ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Совершенствование профессионализма учителя информатики в условиях перехода на ФГОС ООО»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИНФОРМАТИКИ
НА ТЕМУ «КОДИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»
В 8 КЛАССЕ
С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Авторы проекта:
Набиуллин Р.Д., учитель информатики МБОУ «Ново – Арышская СОШ» Рыбно – Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Галлямов Д. .
Хайрутдинова Н.И., учитель информатики МБОУ «СОШ №16» города Зеленодольска
Куратор: Вологодская О.В.
Казань, 2015
Оглавление
Введение
Одним из проблемных вопросов системы школьного образования XX – начала XXI вв. является то, что при хорошем академическом уровне подготовки школьники затрудняются в практическом применении знаний, решении нестандартных задач. Поэтому ФГОС основного общего образования строится на деятельностном подходе. Деятельностный подход - это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач.
При практической реализации общеобразовательным учреждениям ФГОС общего образования необходимо уделить особое внимание части их собственной компетенции и ответственности, определенной в ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в т. ч.:
использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
разработка и утверждение образовательных программ;
прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников;
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В данном проекте приведены технологическая карта урока информатики для 8 класса, дидактический материал и примеры диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Технологическая карта урока ориентирует учителя информатики на проектирование учебного занятия с учетом формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Актуальность проекта
Современный стандарт образования предполагает умение учителя планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности.
В данном проекте обращается внимание на создание технологических карт, а так же формирование и применение ЦОР на различных этапах и видах уроков. К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам. Существенно более слабым звеном в образовательном процессе является их внедрение в образовательный процесс, т.к. учебных материалов (в электронном виде) мало, а доступ к тем, которые есть, требует достаточно высокой квалификации. Таким образом, создание или накопление электронных источников информации наравне с упрощением процедуры доступа к ним является наиболее актуальной задачей. При этом учитель должен уметь не только выбирать оптимальный набор средств обучения, адекватных изучаемому учебному материалу, но и создавать их, используя различные электронные ресурсы.
Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Разработка и реализация Технологической карты, дидактического и контрольно-измерительного материалов к уроку информатики на тему «Кодирование графической информации», ориентированных на достижение предметных умений в области структурирования информации и метапредметных учебных навыков.
2.2 Задачи проекта:
2.2.1. Анализ нормативно-правовой базы и организационно-методического обеспечения введения ФГОС.
2.2.2. Разработка структуры Технологической карты по теме урока «Кодирование графической информации».
2.2.3. Разработать дидактический и контрольно-измерительный материалы к уроку.
2.2.4. Провести урок.
2.2.5. Оценить результаты в соответствии с усвоенными учебными навыками.
2.3 Целевая группа проекта:
ученики 8 класса
2.4 Объект исследования: 8 класс
2.5 Предмет исследования: Технологическая карта
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
В работе современного педагога поставлена задача изучения и анализа различных возможностей, методов, форм и средств обучения в образовательной среде, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. В профессиональной деятельности педагога большую роль играет проектировочный компонент. Он включает в себя: цели и задачи учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предметов, разработку хода урока, подбор учебных ситуаций, планирование методов, организационных форм, анализ планируемых результатов обучения.
К уроку по теме «RGB-кодировка.», 8 класс создана технологическая карта, отражающая деятельность учителя и ученика, задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Технологическая карта урока
Тема урока: Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять),
Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)
Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся понимания принципа кодирования графической информации и ее хранения в памяти ЭВМ, умений решать задачи на расчет объема памяти, необходимого для хранения графической информации.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (регулятивные ууд);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (познавательные ууд);
- владение основными понятиями по теме «Кодирование графической информации» (познавательные ууд).
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(регулятивные ууд);
- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками (коммуникативные ууд);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (познавательные ууд).
Предметные результаты:
- осознание значения информатики в повседневной жизни человека;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые результаты | Возможные используемые инструменты |
1.Организационный | 2 мин. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствие учителя | - формирование ответственного отношения к учению; - создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | проектор, компьютер учителя http://ru.calameo.com/read/002730664bbeb7e3e1ff9 |
2.Актуализация знаний.  3. Проблемное объяснение нового знания | 4 мин. 15 мин. | Фронтальный опрос с использованием презентации «Разминка». Создание условий для получения учениками опорных знаний. Объяснение нового материала. Введение основных понятий и формул. | Отвечают на вопросы, спорят, обсуждают Высказывают предположения по проблемному вопросу | - актуализировать знания, необходимые для проблемного изложения нового знания. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. - зафиксировать причину затруднения. - сформулировать и согласовать цели урока. - организовать уточнение и согласование темы урока. - организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. - организовать фиксацию преодоления затруднения. - осознание значения информатики в повседневной жизни человека; - понимание роли информационных процессов в современном мире; - формирование информационной и алгоритмической культуры; | проектор, компьютер учителя http://ru.calameo.com/read/002730664d0c698573efb проектор, компьютер учителя http://ru.calameo.com/read/002730664bbeb7e3e1ff9 |
4. Первичное закрепление во внешней речи | 5 мин. | Повторение материала урока. | Обсуждение. | -создать условия для первичного закрепления материала. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. - умение сотрудничать с учителем и одноклассниками - владение основными понятиями по теме «Кодирование графической информации» | проектор, компьютер учителя http://ru.calameo.com/read/002730664bbeb7e3e1ff9 опрос с помощью интерактивной доски http://yadi.sk/d/ZA7Pg0Cq98H3e кроссворд (ЭОР) http://learningapps.org/watch?v=p272xjzk3 |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин. | Проведение тестирования по изученной теме | Самостоятельное выполнение теста. | -формирование умений решать задачи на расчет объема памяти, необходимого для хранения графической информации. | Тетради, компьютеры http://ru.calameo.com/read/002730664ae54f19873fa Компьютеры http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8373fc5f-4171-4552-8a46-a7d80762e65e/9_25.swf викторина (ЭОР) http://learningapps.org/watch?v=p7d53oi9c |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин. | Выдает карточки с домашним заданием и кратко поясняет | Записывают задание | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | Карточки с заданиями http://ru.calameo.com/read/002730664c30ee9eeb1dc |
7. Итог урока | 2 мин. | Обеспечивает рефлексивную деятельность учащихся | Оценка урока. | - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |  |
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5.1 Сроки реализации проекта _сентября 2015 года по февраль 2016 год
5.3 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
| Этап 1 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Этап 2 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Этап 3 |
| | | | |
| | | | |
6. Ресурсное обеспечение проекта
Программно-технические средства на уроке: компьютерный класс, проектор, графический редактор Paint.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
| | |
Заключение
Список использованных документов и источников информации
Глоссарий
Приложения
Приложение 1.
Примеры библиографического описания - I. Описание книг
1. Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора:
v книга одного автора:
Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2013.— 411 с.
v книга двух авторов:
Нехаев, Г. А. Металлические конструкции в примерах и задачах: учеб. пособие / Г. А. Нехаев, И. А. Захарова.— М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2010.— 144 с.
v книга трех авторов:
Акимов, А. П. Работа колес: монография / А. П. Акимов, В. И. Медведев, В. В. Чегулов.— Чебоксары: ЧПИ (ф) МГОУ, 2011.— 168 с.
2. Книги четырех и более авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги, за косой чертой пишется фамилия одного автора и вместо следующих фамилий слово — [и др.].
Информационно-измерительная техника и электроника : учебник / Г. Г. Раннев [и др.];под ред. Г. Г. Раннева.— 3-е изд., стереотип.— М.: Академия, 2009.— 512 с.
3. Книги с коллективом авторов, или в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / под ред. В. Я. Позднякова.— М.: Инфра-М, 2010.— 617 с.
- II. Описание статьи из журнала
При описании статей из журналов указываются автор статьи, ее название, затем, за двумя косыми чертами указывают название журнала, в котором она опубликована, год, номер, страницы, на которых помещена статья.
v статья одного автора:
Леденева, Г. Л. К вопросу об эволюции в архитектурном творчестве / Г. Л. Леденева // Промышленное и гражданское строительство.— 2009.— № 3.— С. 31–33.
v статья двух авторов:
Шитов, В. Н. Комплексный подход к анализу конкурентоспособности предприятия [Текст] / В. Н. Шитов, О. Ф. Цымбалист // Экономический анализ: теория и практика.— 2014.— № 13. - С. 59–63.
v статья трех авторов:
Зацепин, П. М. Комплексная безопасность потребителей эксплуатационных характеристик строений / П. М. Зацепин, Н. Н. Теодорович, А. И. Мохов // Промышленное и гражданское строительство. – 2009.— № 3.— С. 42.
v статья четырех и более авторов:
Опыт применения специальных технологий производства работ по устройству ограждающих конструкций котлованов / С. С. Зуев [и др.] // Промышленное и гражданское строителсьво.— 2009.— № 3.— С. 49-50.
- III. Описание статьи из книг и сборников
v статья из книги одного автора:
Каратуев, А. Г. Цели финансового менеджмента / А. Г. Каратуев // Финансовый менеджмент: учебно-справочное пособие / А. Г. Каратуев.— М., 2001.— С. 207–451.
v статья из книги двух авторов:
Безуглов, А. А. Президент Российской Федерации / А. А. Безуглов // Безуглов А. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов (полный курс): в 3-х т. / А. А. Безуглов, С. А. Солдатов.— М., 2001.— Т. 1.— С. 137–370.
v статья из книги трех и более авторов:
Григорьев В. В. Торги: разработка документации: методы проведения / В. В. Григорьев // Григорьев В. В. Управление муниципальной недвижимостью: учебно-практическое пособие / В. А. Григорьев, М. А. Батурин, Л. И. Мишарин.— М., 2001.— С. 399–404.
Маркетинговая программа в автомобилестроении (ОАО “АвтоВАЗ”) // Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний / А. А. Браверман [и др.]; под ред. А. А. Бравермана.— М., 2001.— Гл. 4.— С. 195–272: табл.
v статья из сборника научных трудов:
Данилова, Н. Е. Моделирование процессов в следящем приводе с исполнительным двигателем постоянного тока при независимом возбуждении / Н. Е. Данилова, С. Н. Ниссенбаум // Инновации в образовательном процессе: сб. тр. науч.-практич. конф.— Чебоксары: ЧПИ (ф) МГОУ, 2013.— Вып. 11. - С. 158–160.
- IV. Описание официальных изданий
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст: текст Кодекса приводится по состоянию на 23 сентября 2013 г.— М.: Омега-Л, 2013.— 193 с.
О проведении в Российской Федерации года молодежи : указ Президента Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 1383 // Вестник образования России.— 2008.— № 20 (окт.). - С. 13–14.
- V. Описание нормативно-технических и технических документов
ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. — Введ. 2002-01-01.— М.: Изд-во стандартов, 2001.— 27 с.
или
Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединения. Технические требования: ГОСТ Р 517721–2001. -Введ. 2002-01-01.— М.: Изд-во стандартов, 2001.— 27 с.
Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В. И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи.— № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.).— 3 с.
- VI. Описание электронных ресурсов
v диск
Даль, В. И. Толковый словарь живого великого языка Владимира Даля [Электронный ресурс] / В. И. Даль; подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. – Электрон. дан. – М.: АСТ, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
v электронный журнал
Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая культура: науч.-метод. журн. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014).
v сайт
Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrkomi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.04.2014).
v
Конструкции стальные строительные. Общие технические требования [Электронный ресурс]: ГОСТ 23118–2012. – Введ. 2013-07-01.— Режим доступа: Система Кодекс-клиент.
v
Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных [Электронный ресурс]: приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций от 17 июля 2008 г. № 08 (ред. от 18 февраля 2009 г. № 42). – Режим доступа: Система Гарант
- Библиографические ссылки
Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата документа и служит источником библиографической информации о документах — объектах ссылки.
Ссылки составляют по ГОСТу Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»
По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:
внутритекстовые, помещенные в тексте документа;
подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);
затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).
ГОСТ 7.1–2.2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления».
ГОСТ Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
ГОСТ Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
Внутритекстовые ссылки. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую ссылку заключают в круглые скобки. Например: (Экономика машиностроительного производства / Зайцев В. А. [и др.].— М.: Изд-во МГИУ, 2007). После использования ссылки, цитаты и т. п. в круглых скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы. Например: Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья подробно рассмотрена в книге “Культурология. История мировой культуры” под ред. А. Н. Марковой (М., 1998).
Подстрочные ссылки располагаются в конце каждой страницы. В этом случае для связи с текстом используются знаки в виде звездочки или цифры. Например: В тексте: Дошедшие до нас памятники, чаще всего представлены летописными сводами*
В сноске: ____________
* Культурология. История мировой культуры. М., 1998.° C. 199. или
* Культурология. История мировой культуры.— М., 1998.— С. 199.
Повторяющиеся сведения. Если в повторяющихся библиографических записях совпадают сведения, то во 2-ой и последних записях их заменяют словами “То же”, “Там же”.
Затекстовые ссылки оформляются как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа или его составной части. Связь библиографического списка с текстом может осуществляться по номерам записей в списке. Такие номера в тексте работы заключаются в квадратные [ ] скобки, через запятую указываются страницы, где расположена цитата. Цифры в них указывают, под каким номером следует в библиографическом списке искать нужный документ. Например: [34,° C.78]
При подготовке рекомендации использовались следующие стандарты: ГОСТ Р 7.05–2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Приложение 2.
Оформление проекта
Проектная работа представляется в электронном и бумажном варианте (брошюрованная).
Формат листа А–4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5. Размеры полей: левое - 3 см; правое – 1,00 см; верхнее и нижнее – 1,5 см. ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ШИРИНЕ.
Страницы проектной работы следует нумеровать арабскими цифрами в нижней части листа, справа.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельном листе, включаются в общую нумерацию страниц.
Каждая таблица в проекте должна иметь номер и заголовок (сверху от таблицы). Например:
Таблица 4
Данные анкетирования педагогов
по анкете Р-5 (403 чел.)
№ | Виды компетенций | Кол-во градаций | Процент самооценок: | % выполн. нормы | Коэф.-т коррел. |
«+» | «±» | С/Р | С/К |
1 | Общенаучные | 7 | 39 | 25 | 56 | 0,3 | 0,2 |
2 | Инструментальные | 8 | 37 | 23 | 53 | 0,2 | 0,3 |
3 | Общекультурные | 8 | 35 | 28 | 50 | 0,4 | 0,3 |
4 | Социальные | 6 | 35 | 24 | 50 | 0,3 | 0,4 |
5 | Специализированные | 6 | 33 | 28 | 47 | 0,7 | 0,6 |
| Итого: | 35 | 36 | 26 | 51 | 0,4 | 0,4 |
Например: Рис. 1. Методы обучения
26