Учитель | Смирнова Галина Петровна |
Класс | 5 |
Автор УМК (Программы учебного курса) | Неменский Б.М. |
Тема урока | Древние образы в народном искусстве |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты: | |
Предметные | Дальнейшее формирование представлений о наших предках, о древних корнях многих сказочных образов; осознание прикладного искусства в жизни наших предков, как отдельных личностей так и сообществ людей |
Личностные | Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России. освоение древних корней искусства своего народа Учащиеся осознают свои задачи на урок, излагают своё мнение, проявляя уважение к мнению других |
Метапредметные | Добиваться проявления самостоятельности и инициативы в постановке учебной задачи, в систематизации учебного материала; Вызывать осознанный интерес к культуре и истории своего народа, родной страны. Ученики могут прокомментировать свою работу и дать ей самооценку, дают оценку работам одноклассников |
Основное содержание темы, понятия, термины | Декоративно-прикладное искусство (ДПИ), образы и символы в жизни наших предков |
Образовательные ресурсы | Компьютерная презентация, ЦОР (Комплекс уроков по изобразительному искусству для 1-9 классов на СD ) Вышитые полотенца, вязанные салфетки. Таблицы с мотивами орнаментов. Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии |
Этап урока, учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Действия педагога | Действия учащихся |
1.Самоопре-деление к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Подготовить учащихся к изучению нового материала и выполнению художественной задачи | Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2.Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б. Салтыков Оценить знания учащихся с предыдущих уроков. | Беседа о декоративно-прикладном искусстве: о создании нашими предками изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.) Напомнить о материалах , которые использовались крестьянами для изготовления предметов быта:: дерево, камень, глина, гипс, кожа и др
Показ слайдов и таблиц с мотивами орнаментов, вязанных салфеток и вышитых полотенец. | Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство». Рассуждают о том, как можно превратить предмет быта в художественное изделие.
Пробуют увидеть в орнаментах образы |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту | Помочь учащимся проникнуться выразительностью слов, отражающих мироощущение предков: умываюсь медвяною росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь звездами.
Объяснить, как выполняются элементы Древа жизни, показать возможности компьютерной графики при выполнении орнаментов | -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни?
(музыкально-изобразительно- поэтический ряд)
| Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание: понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент. | Дать представление о древних образах - символ солнца; -символ воды; - символ земли; - образ коня и птицы; образ Женщины; образ Древа жизни.
| Презентация -Беседа о крестьянском быте, о значении образов в жизни крестьянина, о древних образах и символах о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д., Рассказ о цвете, как символе | Воспринимают презентацию. Участвуют в диалоге. Анализируют новые сведения о древних образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. | Путём педагогического рисования, иллюстративных таблиц помочь сделать рисунки Древа жизни | Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.
Во время работы звучат музыкальные произведения с русскими народными мотивами | Создают выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. |
6. Оценивание | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Учить давать оценку своей работе и работам одноклассников | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) | Выставка рисунков. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Учить осознание детьми способа преодоления затруднений в самостоятельной работе, использовать в речи новые понятия, обобщать понятия, используя более ранние знания. | Беседа по вопросам изученной на уроке темы.
- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Пробудить интерес к подбору иллюстративного материала на следующий урок и непосредственно к теме следующего урока | -Ребята, попробуйте найти иллюстративный материала по теме «Народное жилище. Изба». | Запись д/з в дневник. |