СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Самый значительный жанр".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. В котором учащиеся получат возможность узнать  много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки.

А также учащиеся смогут ответить на опросы и выполнить задания:

  1. В какой стране родилась опера?
  2. Какие виды искусства объединяются в опере?
  3. Как называется полный словесный текст оперы?
  4. Назовите известные виды опер.
  5. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений

- Является ли опера самым значительным вокальным жанром?

- Откуда опера берёт сюжеты

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Самый значительный жанр".»

Технологическая карта урока.


  1. Дата 14.01.2016 (5А) 12.01.2016 (5Б)

  2. Предмет Музыка

  3. Учитель: Щетинина Виктория Анатольевна

  4. Класс: 5 «А», 5 «Б»

  5. Тема урока «Самый значительный жанр вокальной музыки»

Цель урока: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучающая: научить определять в звучании особенности музыкального жанра оперы.

  2. Развивающая: развить метроритмический слух.

  3. Воспитательная: побудить детей к общению с искусством.

  1. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  2. Планируемые результаты

Предметные: - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Метапредметные: Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Личностные: Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.



  1. Методы обучения словесный, наглядный, аналитический.

Характеристика этапов урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Самоопределение к учебной деятельности.


Подготовка класса к работе. Учитель играет музыкальное приветствие. Устное сообщение учителя:

создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока.

Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…» С. Данилов

- Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере

Музыкальное приветствие. Включение в деловой ритм.




Отвечают на вопросы учителя.


Формирование УУД:

(Л) самоопределение.

(Р) целеполагание.

(К) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация опорных знаний.

1. Опера - сплав искусств

- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

С чего начинаются большинство опер?

Что же такое опера? Как вы понимаете из уроков начальной школы?

Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль.

История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве.

«Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова - вся эта великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге.

Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие.

А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

И. Козловский в роли Ленского. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин»

И. Собинов в роли Князя. Опера А. Даргомыжского «Русалка»

А. Нежданова в роли Антониды. Опера М. Глинки «Жизнь за царя»

Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев.


Ответ учеников:

Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел· оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.


П.: - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры

Л.: эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

регулятивные: осуществлять самоконтроль,целеполагание;

познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов

3.

Изучение нового материала

2. История оперы

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение.

3. Что такое либретто?

Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что либретто - это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка».

Михаил Иванович Глинка 1804 - 1857

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы

М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, объединил их в иную композицию. Всем известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом...

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.


Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает эпически - неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя, знатока старинных преданий.

Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку.

Иллюстрация И. Цыганкова к сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила»

- Расскажите, что вы услышали? Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально-драматического действия, яркость музыкально-образных характеристик, богатство сказочно-фантастического колорита - и вместе с тем веселье, юмор, оптимизм - все это обещает музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере.

3. Лирические отступления в опере

- Мы уже говорили о том, что смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез, в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода.


Слушают рассказ учителя



























Ответы учеников:


(Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)
















Предметные: развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления,

регулятивные: прогнозирование;

познавательные: моделирование,

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из текста;

коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества;


4.

Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия)


- Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А об опере мы продолжим разговор на следующем уроке.

Вопросы и задания:

  1. В какой стране родилась опера?

  2. Какие виды искусства объединяются в опере?

  3. Как называется полный словесный текст оперы?

  4. Назовите известные виды опер.

  5. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений

- Является ли опера самым значительным вокальным жанром?

- Откуда опера берёт сюжеты

Отвечают на вопросы учителя

Предметные: фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


  1. Учебно – методический комплекс

Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2015г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.


- Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.