1. | Самоопределение к учебной деятельности. | Подготовка класса к работе. Учитель играет музыкальное приветствие. Устное сообщение учителя: создание проблемной ситуации, побуждающей детей самих сформулировать тему урока. Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина». - Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…» С. Данилов - Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере | Музыкальное приветствие. Включение в деловой ритм. Отвечают на вопросы учителя. | Формирование УУД: (Л) самоопределение. (Р) целеполагание. (К) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация опорных знаний. | 1. Опера - сплав искусств - Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру. С чего начинаются большинство опер? Что же такое опера? Как вы понимаете из уроков начальной школы? Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную. Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль. История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве. «Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова - вся эта великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге. Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление. Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие. А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов» И. Козловский в роли Ленского. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» И. Собинов в роли Князя. Опера А. Даргомыжского «Русалка» А. Нежданова в роли Антониды. Опера М. Глинки «Жизнь за царя» Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев. | Ответ учеников: Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел· оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены. | П.: - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры Л.: эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. регулятивные: осуществлять самоконтроль,целеполагание; познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов |
3. | Изучение нового материала | 2. История оперы Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение. 3. Что такое либретто? Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что либретто - это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка». Михаил Иванович Глинка 1804 - 1857 Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, объединил их в иную композицию. Всем известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина: У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом... Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает эпически - неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя, знатока старинных преданий. Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку. Иллюстрация И. Цыганкова к сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила» - Расскажите, что вы услышали? Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально-драматического действия, яркость музыкально-образных характеристик, богатство сказочно-фантастического колорита - и вместе с тем веселье, юмор, оптимизм - все это обещает музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере. 3. Лирические отступления в опере - Мы уже говорили о том, что смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез, в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода. | Слушают рассказ учителя Ответы учеников: (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.) | Предметные: развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, регулятивные: прогнозирование; познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из текста; коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества; |
4. | Заключительный этап (подведение итогов, оценивание, рефлексия) | - Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А об опере мы продолжим разговор на следующем уроке. Вопросы и задания: В какой стране родилась опера? Какие виды искусства объединяются в опере? Как называется полный словесный текст оперы? Назовите известные виды опер. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений - Является ли опера самым значительным вокальным жанром? - Откуда опера берёт сюжеты | Отвечают на вопросы учителя | Предметные: фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |