Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | читает стихотворение Тима Собакина: Напрасные мечты Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Часто слышать, как шепчут кругом: «Вон Собакин пошёл... астроном!» Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать чёрные дыры... И трактат сочинить непременно – «ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ». Мне хотелось бы стать астрономом, По ночам на работу влекомым. Но напрасны все эти мечты: Я ведь с детства боюсь темноты. – Кто такой астроном? Что такое астрономия? | Слушают и принимают участие в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; имеют мотивацию к работе на результат | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Знакомство, рассматривание учебника Работа со словарём С. И. Ожегова. | объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель). читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике | Слушают, рассматривают учебное пособие, работают с толковым словарем | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания; владеютлогическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа над темой «Вселенная». | – Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. – Астроном – специалист по астрономии. – С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землёй. За ними – Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун и кроха Плутон. – Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца. Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Устные ответы |
| Работа над темой «Солнце». | Существует несколько гипотез (предположений) о том, как родилась Солнечная система *. – отгадайте загадку: Колокольчик синенький прозвенел букашке: – Ты скажи мне, милая, что там за ромашка Выросла над облаком жёлтая такая, Яркая, лучистая, очень уж большая? – Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, – Это крупное светило под названьем... (солнце). – Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть… – Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) | Выступают с сообщениями. отгадывают загадку Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве | |
| Работа над темой «Наша планета – Земля» | – А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.) – разгадайте кроссворд  | разгадывают кроссворд | Коллективная | |
Физкультминутка** | Проводит физкультминутку с показом движений | Выполняют физические упражнения | Индивидуальная | Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи | упражнения |
IV. Практическая деятельность | Выполнение заданий из учебника, электронного приложения к учебнику, рабочей тетради | – откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания. далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению. в ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий | Отвечают на вопросы, находят необходимую информацию в учебнике, выполняют задания, применяя способы решения задач творческого и поискового характера | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями. Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение | Задания в тетради. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом. – Подведем итоги урока: – Над какой темой работали? – Что нового узнали? – Что было интересного на уроке? – Что еще хотелось бы узнать по данной теме? – Какие задания вызвали у вас затруднения? почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Выставляет оценки | Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение, проявляя целостный взгляд на мир в его органичном единстве | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструкция к выполнению домаш- него задания | Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7 | слушают, задают уточняющие вопросы | Индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | Задания |
– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.
– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.
– Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.
1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)
2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).
3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)
4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)
5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный.)
6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звёзды.)
Ключевое слово: ВПЕРЁД.
Скажи, мой брат, откуда мы? – Взорвавшись Светом во Вселенной, Звездой погибшей рождены, Её материей нетленной?!. Или в Космическом Пути, Гонимые Его дыханьем, Проникшим семенем взросли В Земле, во Чреве планетарном? Колосьями пробились вверх, Зерном рассыпались по спектру И проложили путь для тех, Кто вслед идёт навстречу ветру!.. Скажи, мой брат, Земля – наш Дом – Приют для звёздных постояльцев? Её Очаг горит огнём Для галактических скитальцев. Огнём Тепла, огнём Любви, | Или судьбы – огнём пристрастий?! Мы с головы до ног в пыли По Звёздным тропам вечных странствий. В мирах, покрытых синим льдом, Где нет для скорби утешенья, Душе там снится отчий Дом, Из прошлой жизни – след забвенья. Мой брат, скажи, откуда мы? – Несёмся Светом из Галактик! Или ползём из пасти тьмы – Холодной, чавкающей гати?.. Но тьма не наших душ удел, Внутри мерцает блик надежды! Кто Прометеем вмиг сгорел, Тот был зажжён Огнём Безбрежным. Пронизывая пустоту И расщепляя тьму на атом, | Бредём по Млечному мосту – В иных мирах открыть фарватер. Скажи, мой брат, мы не одни В Пространстве этом бесконечном?! Здесь, на Земле, сочтём все дни И снова в Путь, в Порядке Млечном! К Огню, что не испепелил, А Жизнь зачал, вздохнув ВСЕЛЕННО, И миллиарды Звёзд – Светил, Родившись, вспыхнули мгновенно! И тот Огонь, что в нас горит, Мы пронесём в Пространстве – Светом! Как будет Млечный Путь покрыт, Мы вновь вернёмся за ответом! – Скажи, мой брат, откуда мы?.. (А. Галлицкий.) |