СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "От Древней Руси к единой России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок окружающего мира в 3 классе "От Древней Руси к единой России". Цель урока: ознакомить учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования единого Московского государства; с условиями и особенностями формирования самосознания русского народа, выявить значение деятельности таких личностей, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.

     В разработке представлена подробная технологическая карта урока со всеми приложениями.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "От Древней Руси к единой России"»

Класс: 3 класс

УМК «Школа 2100»

Предмет: «Окружающий мир»

Учебник: Окружающий мир (Моё Отечество). 3 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / А.А.Вахрушев, и др. – 4-е изд. перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с., ил.

Тема урока: «От Древней Руси к единой России»

Цель урока: создать условия для того, чтобы обучающиеся смогли определить, как развивалось Российское государство, как происходило его объединение и какие выдающиеся личности этому способствовали.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования единого Московского государства; с условиями и особенностями формирования самосознания русского народа, выявить значение деятельности таких личностей, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской в деле объединения и освобождения Руси от власти Золотой Орды.

Развивающие: развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости от сопричастности к истории великой России как единого государства; чувство дружбы и коллективизма.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: н а у ч а т с я: находить и показывать на карте места известных исторических событий; отличать эпохи истории нашей страны по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях;

п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я: оценивать некоторые однозначные события и поступки исторических деятелей, вызывающие чувство гордости, восхищения.

Личностные: получат возможность оценить ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки от самого человека; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Метапредметные УУД:

Регулятивные: обучающиеся получат возможность: совместно с учителем обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план решения проблемы (задачи); в диалоге с учителем выработать критерии оценки и определить степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и формы обучения: проблемно-диалогический; фронтальная, работа в группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, магнитная доска


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

Проводит инструктаж по заполнению карты самооценивания

Готовятся к работе на уроке

Личностные: понимание значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.


2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Работа в группах.

Работа по ленте времени. Постановка проблемы урока.

Предлагает определить, о каких событиях идёт речь в летописи, организует беседу по вопросам и ленте времени. Помогает поставить учебную проблему.

Самостоятельно заполняют карту самооценивания.

Определяют события, описанные в летописи, находят противоречие. С помощью учителя формулируют основной вопрос урока «Как Русь смога стать свободной и независимой?». Приходят к предположению о необходимости объединения Руси.

Познавательные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.

3.Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы

Работа по учебнику. Беседа. Просмотр видеофрагмента.

Динамическая пауза

Знакомство с текстом учебника, с помощью беседы создаёт условия для поиска решения проблемы. Комментирует новую информацию, делает уточнения по теме урока.

Проводит динамическую паузу.

Читают текст, отвечают на вопросы. Сравнивают свои выводы с предложенным авторским вариантом «Как Русь смогла стать свободной и независимой».Обсуждают информацию, делают выводы. Самостоятельно заполняют карту самооценивания

Личностные: развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Самостоятельное применение знаний

Работа в группах: выполнение творческих заданий.

Заполнение таблицы.

Создаёт условия для того, чтобы ученики самостоятельно решили поставленную проблему.

Поясняет задания, выполняемые уч-ся в группах, проводит контроль организации и выполнение групповой работы

Выполняют задания по группам (исправляют историч. ошибки в тексте, расставляют в хронологическом порядке иллюстрации, составляют схему Куликовской битвы). Делают выводы о значении деятельности исторических личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Сам-но заполняют карту самооценивания.

Регулятивные: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, дополнительным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Итог урока

Обобщение сведений

Проводит рефлексивную беседу.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

Личностные: обучающиеся понимают значение знаний и принимают его.

Регулятивные: прогнози-руют результаты уровня усвоения материала

6.Домашнее задание

Работа в тетради с.20 №4, творческое задание - рассказ о битве от 1 лица

Конкретизирует задания

Записывают домашнее задание


Приложение 2

Догадайтесь, о каких событиях идёт речь в тексте


1.

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды. Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»


2.

«А другая беда – из степей пришла, налетели чёрны вороны, спалили города, да сёла… »


3.

«Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землёй!»


Как можно озаглавить данный отрывок (1-3)?

4.

«И лишь 200 лет спустя наконец-то всё переменилось на Руси! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!»


О чём идёт речь в этом отрывке (4)?




Приложение 3

Исправьте исторические ошибки в тексте. Воспользуйтесь учебником


Возле Москвы, в лесу появился Троицкий монастырь. Его основал монах Нестор. Со всей Руси к Нестору за советом шли люди. По легенде, пришёл к нему князь Александр Ярославович. Он решил поднять Русь против Золотой Орды.

В 1240 году за рекой Дон на Куликовом поле встретились ордынское войско и русские полки. Сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Со стороны русских выехал монах Троице-Сергиева монастыря Челубей, от татарского войска – великан Пересвет. И началась битва.

В результате кровопролитного сражения, которое продолжалось целый день, войско князя Дмитрия Ивановича было разгромлено. После этой битвы великий полководец получил прозвище Куликовский.






Приложение 4

Расположите иллюстрации в правильном хронологическом порядке, подпишите,

подберите к ним строки из «Думы» К.Рылеева «Дмитрий Донской»



Раненый Дмитрий Донской на поле битвы



Поединок на Куликовом поле

Худ. М.И.Авилов



Утро на Куликовом поле

Худ. А.П.Бубнов



Куликовская битва

Худ. Н.С.Присекин






… И стяги

Противный осенили брег.

Мгновенно солнце озарило

Равнину и брега реки

И взору вдалеке открыло

Татар несметные полки.

«Бог нам прибежище и сила!

Рек Дмитрий на челе покров,

Умрем, когда судьба сулила!» —

И первый грянул на врагов.

Кровь хлынула — и тучи плыли,

Поднявшись вихрем к небесам,

Светило дня от глаз сокрыли,

И мрак простерся по полям.

Повсюду хлещет кровь ручьями;

Зеленый побагровел дол:

Там русский поражен врагами,

Здесь пал растоптанный Могол,

Тут слышен копий треск и звуки,

Там сокрушился меч о меч.

Летят отсеченные руки,

И головы катятся с плеч.

Но кто там бледен близ дубравы,

Обрызган кровию лежит?

Что зрю?.. Первоначальник славы,

Димитрий ранен… страшный вид!..

Ужель изречено судьбою

Ему быть жертвой битвы сей?

Но вот к стенящему Герою

Притек сонм воев и князей.

К.Ф.Рылеев «Дмитрий Донской»

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу,

И заодно с презренным Ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов!


«Летим — и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцов свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон!.. настало время!

Надежда наша — бог и меч!

Сразим Монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»


Так Дмитрий, рать обозревая,

Красуясь на коне, гремел

И, в помощь бога призывая,

Перуном грозным полетел…

-К врагам! За Дон! Вскричали войски,

За вольность, правду и закон! —

И, повторяя клик геройский,

За Князем ринулися в Дон.


Несутся полные отваги,

Волн упреждают быстрый бег;

Летят как соколы — и стяги

Противный осенили брег.

Мгновенно солнце озарило

Равнину и брега реки

И взору в вдалеке открыло

Татар несметные полки.


Луга, равнины, долы, горы

Толпами пестрыми кипят;

Всех сил объять не могут взоры…

Повсюду бердыши блестят.

Идут, как мрачные дубравы —

И вторят степи гул глухой;

Идут… там Хан, здесь чада славы —

И закипел кровавый бой!..


«Бог нам прибежище и сила!

Рек Дмитрий на челе покров,

Умрем, когда судьба сулила!» —

И первый грянул на врагов.

Кровь хлынула — и тучи плыли,

Поднявшись вихрем к небесам,

Светило дня от глаз сокрыли,

И мрак простерся по полям.

Повсюду хлещет кровь ручьями;

Зеленый побагровел дол:

Там русский поражен врагами,

Здесь пал растоптанный Могол,

Тут слышен копий треск и звуки,

Там сокрушился меч о меч.

Летят отсеченные руки,

И головы катятся с плеч.


А там, под тению кургана,

Презревший славу, сан и свет,

Лежит, низвергнув великана,

Отважный инок Пересвет.

Там Белозерский Князь и чада,

Достойные его любви,

И окрест их Татар громада,

В своей потопшая крови.

Уж многие из храбрых пали,

Великодушный сонм редел;

Уже враги одолевали,

Татарин дикий свирепел.

К концу клонился бой кровавый,

И черный стяг был пасть готов:

Как вдруг орлом из-за дубравы,

Волынский грянул на врагов.


Враги смешались — от кургана

Промчалась: «Силен Русский бог!»

И побежала рать татара,

И сокрушен гордыни рог!

Помчался Хан в глухие степи,

За ним шумящим враном страх;

Расторгнул Русской рабства цепи

И стал на вражеских костях!..

Но кто там бледен близ дубравы,

Обрызган кровию лежит?

Что зрю?.. Первоначальник славы,

Димитрий ранен… страшный вид!..

Ужель изречено судьбою

Ему быть жертвой битвы сей?

Но вот к стенящему Герою

Притек сонм воев и князей.


Вот преклонив трофеи брани,

Гласят: «Ты победил! Восстань!» —

И Князь, воздевши к Небу длани:

— «Велик нас ополчивший в брань!

Велик! Речет, к нему молитвы!

Он Сергия услышал глас;

Ему вся слава грозной битвы;

Он, он один прославил нас!»




Приложение 5

Используя текст, составьте схему Куликовской битвы

Русские прибегли к пятичленному боевому порядку, в три линии. Главную линию заняли полки Правой руки (они упирались своим крылом в берега речки Нижний Дубяк, впадающий в Непрядву), Большой полк и полк Левой руки, упирающийся в крутые берега Смолки.

В передней линии расположились друг за другом Сторожевой и Передовой полки. Сторожевой полк включал только конницу. Его задача состояла в определении направления главного удара Орды. Почти всю пехоту – крестьян и ремесленников, вооружённых чем попало, воеводы решили выставить в Передовой полк.

Частный резерв стал за полком Левой руки. Наконец, в Зеленой Дубраве был сосредоточен Засадный полк. Он стал за левым крылом в густой дубраве над речкой Смолкой. Князь Дмитрий выбрал это место очень удачно: отряд мог легко поддержать левое крыло, где было много новых, необученных воинов; кроме того, он прикрывал обозы, а также мосты, наведённые через Дон.

Боевой порядок войска Мамая включал передовой отряд, состоящий из легкой конницы, центра, в который входила пехота, в том числе и отряд генуэзской пехоты, и крыльев, состоящих из кавалерии. Мамай выделил также сильный конный резерв для нанесения решающего удара.

И началась битва. Ни на чьей стороне не было перевеса. Русские одолевали в одном месте, татары – в другом. Но вот пешая русская рать вся полегла. Татары стали напирать на главные силы русских – на полки москвичей, суздальцев и владимирцев, стоявшие в центре.

Дмитрий поставил свои войска так, что татары не могли обойти их ни с какой стороны. Им оставалось только прорвать русский строй и тогда уже напасть с тыла. Не добившись успеха в центре, они бросили запасную тяжёлую конницу на левое крыло.

Жестокая битва длилась уже около двух часов. Уже на сторону татар склонялась победа. Расстроенное левое крыло русских и теснившая его татарская рать поравнялись с местом, где стояла засада.

Запела труба. Засадный полк, придя на помощь главной рати, добыл победу в течение часа.

Орда обратилась в бегство…












Приложение 6

Лист самооценивания


Карта самооценивания

________________________________________

Вид деятельности

Самооценка

Работа с отрывком из летописи; лентой времени


Работа в учебнике


Работа в группах



5 баллов – было легко, сделал всё правильно

4 балла – задание выполнил, но были недочёты, затруднения

3 балла – при выполнении заданий требовалась помощь, допустил ошибки


Карта самооценивания

________________________________________

Вид деятельности

Самооценка

Работа с отрывком из летописи; лентой времени


Работа в учебнике


Работа в группах



5 баллов – было легко, сделал всё правильно

4 балла – задание выполнил, но были недочёты, затруднения

3 балла – при выполнении заданий требовалась помощь, допустил ошибки