СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте Тема: «Звук [а]. Буквы А, а»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте Тема: «Звук [а]. Буквы А, а»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока открытия нового знания по обучению грамоте Тема: «Звук [а]. Буквы А, а»»

Технологическая карта урока обучения грамоте открытия нового знания


 

Класс: 1
Учитель: Каштанова Татьяна Сергеевна
Методист: Мельникова Татьяна Владимировна
УМК:
Тема урока: Звук [а]. Буквы А, а
Цель темы: создание условий для ознакомления с гласным звуком [а], буквами А, а,

развития речи.

Задачи:

-создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;

-развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];

-формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;

-воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.

Содержание изучаемой темы, термины и понятия: понятие звука [а] и буквы А, а
Организация пространства: презентация, раздаточный материал, интерактивная доска

Дидактическая структура урока

(время)

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

УУД

 

 

 

 

Самоопределение к деятельности

 Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.



-У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!



- Проверим готовность к уроку.

Слушают. Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

 Личностные:

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества


Регулятивные:

- волевая саморегуляция

Мотивация к учебной деятельности

Начнем наш урок с небольшого блиц-опроса:



-На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)

-На какие группы можно разделить согласные звуки? (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие)

-Как отличить гласный звук от согласного? (гласный звук можно пропеть, согласный нельзя)



-Молодцы. А теперь давайте немного поиграем

Игра «Подскажи словечко».

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор…(Айболит)

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

- Как вы думаете, с каким новыми звуком и буквой мы с вами сегодня познакомимся на уроке?

(со звуком и буквой А)

Отвечают на вопросы

 Познавательные:

- умение обобщать и классифицировать по признакам


Коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение;

-становление цели на уроке


Регулятивные:

-контроль, коррекция

- формулировать цель деятельности на уроке;


Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Актуализация знаний

-А сейчас я расскажу вам одну историю. Потом задам вам вопрос.

Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.

Кто из вас знает, как звали эту девочку? (Прозвучали разные имена).

-Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и как она попала в страну чудес.

Внимательно слушают, пытаются отгадать имя девочки

 Коммуникативные:


- слушать и понимать речь других.

-  высказывать мнение, отвечая на вопросы


Личностные:

-проявлять интерес к новому;

Открытие нового знания

 Тема урока: Звук [а], буквы А, а.

Сегодня на уроке: (на слайде)

1) Нам нужно будет дать характеристику этому звуку, то есть рассказать, какой он.

2) Нужно научиться находить этот звук в словах.

3) Познакомиться с новой буквой, которая обозначает этот звук.

4) Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

-Что мы для этого будем делать?

Составляем совместно план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.

4. Будем читать слоги.

5. Будем читать слова и предложения.

Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.

-А теперь ребята, посмотрите на рисунок, назовите что изображено на рисунке? (на слайде – арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [А]

- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)



-Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

«Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.


Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его….(арбуз)

-Правильно, арбуз.


Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявший пыль,

Побежит …(автомобиль)

-Правильно, автомобиль.



Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… (А)

-Молодцы! С заданием справились.



-А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.

Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса.

Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу на слайде). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть мультфильм про нее или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.

 Составляют план работы на уроке, выполняют задания

 Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами


Познавательные:

- умение находить и выделять необходимую информацию.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы


Личностные:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;


Первичное закрепление

 На доске записаны слова: мама, папа, бабушка, дедушка.

Задание:

Составить схемы слов, указать количество слогов.


-Посмотрите на слайд. Задание:

Прочитай слова. Отметь слова, в которых есть звук [а]. Есть ли слово, которое подходит этой звуковой модели?






  1. Аист

  2. Орёл

  3. Орех

  4. Акула


-Великолепно. А теперь ребята помогите мне. В словах потерялись буквы. Верните их на место.

Слова *ист, *кул*, б*р*б*н, *н*н*с. (аист, акула, барабан, ананас)


Следующее задание: (на слайде)

-Ребята, отгадайте слово по картинкам (используются только первые буквы слов)

 Выполняют задания

Предметные:

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)


 Регулятивные:

- выполнять последовательность необходимых операций;


Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- высказывать предположения;

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 Работа в группах по карточкам.

1 группа: Назови предметы, которые изображены на рисунках (ананас, абрикос, барабан). Найди «лишнее» слово в зависимости от количества звуков [а].

Составь схемы слов. Посчитай количество слогов у каждого слова.


2 группа: Назови предметы, которые изображены на рисунках (лиса, пальма, тыква, попугай). Докажи, что в этих словах есть звук [а]. Рассмотри звуковую модель






Вопросы:

-Сколько звуков в слове?

-Сколько гласных звуков?

-На какой слог падает ударение?

-Какие согласные твёрдые, а какие мягкие?

-Какое слово соответствует данной звуковой модели?


3 группа:

Сколько звуков [а] произносится в слове коза? Выбери правильный ответ.

  1. Один звук [а], обозначен буквой а: коз[а];

  2. Ни одного звука [а];

  3. Два звука [а], обозначены буквами о, а: к[а]з[а].


Далее совместно проверяем

 Выполняют задание, работая в паре.

 Коммуникативные:

- совместно договариваться о правилах работы в парах;

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать предположения;



Регулятивные:

- выполнять последовательность необходимых операций;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

Личностные:

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам

Рефлексия. Итоги

 — Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

-Ребята, я желаю вам всем удачи в дальнейшей работе по изучению новых букв и звуков.

 Оценивают свою работу на уроке

 Личностные:


- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;


Регулятивные:

- анализировать собственную работу на уроке, находить ошибки

Домашнее задание