I. Мотивация к учебной деятельности. | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Посмотрите на слайд. Вы находитесь в портретной галереи семьи Романовых. ?? Найдите портрет того императора или императрицы, которого вы еще не знаете? (слайд 1) Тема урока и эпиграф на слайде. ?? Почему время правления Екатерины II называют «пр.а.»? ?? Как вы думаете, почему эту эпоху называют именно так? ?? Назовите проблему нашего урока? (слайд 2) | Поиск формулировки цели урока. Запись темы в тетрадь. (Проблемный вопрос! Каковы особенности эпохи просвещенного абсолютизма в России? | Фронтальная | Личностные: смыслообразование Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. | Фронтальная |
II. Актуализация знаний. | 5 | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, выполнение тестовых заданий. | Тест: приложение №1. ?? Как изменилась политическая ситуация в России во второй половине XVIII в.? ?? Какие проблемы стояли перед российскими монархами? ??Каким образом они решались? | Выполняют тестовые задания. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли | Вопросы для уточнения информации. Тестовые задания. Устные ответы. |
III. Изучение нового материала. Понятие просвещенного абсолютизма.
Приход к власти Екатерины II.
Внутренняя политика. «Золотой век» дворянства.
Социальные движения и восстание Е. Пугачева. Внешняя политика Екатерины Великой. | 30 6 6 6 6 6 | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний объекта изучения. Совершенствование навыков работы в группах. | Работа с группой «ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ» Работа с группой «БИОГРАФЫ» Работа с группой «АРХИВИСТЫ» Работа с группой «СОЦИОЛОГИ» Работа с группой «ПОЛИТОЛОГИ» | Группы излагают заранее подготовленный материал. Показывают подготовленные презентации (слайд № 3-5) и делают доклады. В ходе доклада учащиеся делают записи в рабочие тетради. Показывают подготовленные презентации (слайд № 6-8) и делают доклады. Учащиеся делают записи в тетрадь. В конце доклада группе задаются вопросы. Показывают подготовленные презентации (слайд № 9-11) и делают доклады. Учащиеся отвечают на вопросы. В конце доклада группа отвечает на вопросы класса Показывают подготовленные презентации (слайд № 12-14) и делают доклады. Один из группы выступает в роли Е. Пугачева и зачитывает отрывок из прелестной грамоты. Работают с картой «Восстания под предводительством Е. Пугачева». Учащиеся делают записи в рабочие тетради. Показывают подготовленные презентации (слайд № 15-17) и делают доклады. Учащиеся делают записи в рабочие тетради. В конце доклада группа отвечает на вопросы класса | Групповая, фронтальная | Личностные: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Груповая |
IV. Первичное изучение и закрепление изученного. | 4 | Заключительная беседа по вопросам. Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Беседует с учащимися. (слайд 18) | Делают выводы по теме. Определяют свои достижения на уроке. Учащиеся выставляют оценки своим товарищам по группе на специальных листочках. | Фронтальная | Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; | Оценивание работы учащихся на уроке |
V. Итог урока. Рефлексия. | 3 | Отвечают устно на вопросы поставленные учителем Саморефлексия | Какая была тема урока? Цели урока? Что понравилось? Что было сложным? Проблема? Выводы по теме. | | Фронтальная | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Аттестация учащихся. Самооценка учащихся |