СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Река, её части. Значение рек для людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта окружающего мира "Река, её части. Значение рек для людей" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Река, её части. Значение рек для людей"»

Технологическая карта урока

ФИО студента: Лапина Мария Андреевна


УМК: Гармония

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Дата проведения: 10.03.17

Тема урока: Река, её части. Значение рек для людей

Цель урока: Сформировать представление о реке, её частях; учить различать расти рек. Выявить какое имеют значение реки в жизни людей.

Задачи:

Образовательные – расширить знания о реке, её частях.

Развивающие – развивать экологическое мышление; продолжать формирование умения извлекать информацию из разных источников.

Воспитательные – воспитывать у обучающихся бережное отношение к водоёмам, желание сохранять их чистоту и красоту.

Планируемые результаты:

 Предметные:
- уточнить понятие «река»;
- вывести закономерности в течении рек;
- систематизировать и расширить знания детей о реках.

Регулятивные:
- продолжить формирование умения готовить своё рабочее место;
- учить задавать вопросы, отыскивать причины явлений;
- учить ставить учебные задачи;
- учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учить осуществлять контроль по результату;
Познавательные:
- учить осуществлять анализ объектов на основе имеющегося личного опыта;
- формировать умение сравнивать, выделять главное;
- учить планировать эксперимент, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- упражнять в работе с различными источниками информации: познавательным текстом.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать;
- учить строить диалог с партнером, договариваться и приходить к общему решению проблемы;
- учить сотрудничеству;
- упражнять в умении участвовать в обсуждении;

Личностные:
- формировать учебно - познавательную мотивацию;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
- формировать уважительное отношение к одноклассникам;
- осваивать новые виды деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: Словесный, наглядно-образный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.; компьютер; мультимедийный проектор, презентация, для детей карандаши, учебник.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя/ деятельность учащихся

Формируемые УУД:

  1. Организационный момент.

Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку.

Приветствует обучающихся, проверить их готовность к уроку.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  1. Актуализация опорных знаний.


- Сегодня к нам на урок я пригласила одного мальчика, а вот кто он, ну никак не пойму, давайте посмотрим на экран. (Слайд 1)

Он, как рядовой в пехоте,

Служит рядовым в Морфлоте.

Не привык он вешать нос!

Он в тельняшке! Он - ...

-Мальчик матрос приготовил нам письмо, давайте прочитаем его! (Слайд 2)

- Ну что поможем юному матросу?

Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Познавательные: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно

  1. Постановка темы и целей урока.

Цель: Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка собственных целей обучения.


Побуждение учащихся к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

- Матрос предлагает нам отгадать загадку.

Один сказал, что она тихая, медленная, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, быстрая, мутная. То она широкая, то она узкая.

- О чем это?

Уч-ся: О реке

- Ребята, предположите тему урока.

- О чем пойдет речь на уроке?

Уч-ся: Узнать что такое река? (Слайд 3)

- Какую цель перед собой поставим?

Учащиеся высказывают свои версии, ставят познавательные задачи.

- Какие еще можно затронуть вопросы, касающиеся нашей темы?


- Обратите внимание, на какие вопросы мы должны ответить на уроке, чтобы Петя вернулся домой. (Слайд 4)

* что такое река?

* какие виды рек по месту протекания?

* из каких частей состоит река?

* чем важны реки для людей и чем они опасны?

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

  1. Изучение нового материала.

Цель: Организация классификации, полученной информации по категориям знаний.


Что такое река?(Слайд 6)

- Как вы понимаете значение этого слова?...

Ответы учащихся.

- Посмотрим, что же нам говорит словарь...

Реки – природный постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по выработанному им естественному углублению. (Слайд 7)

- Каким цветом изображают реки на карте?

Уч-ся: Синим.

- На карте реки отображаются синей изогнутой полосой. (Карта на слайде 8)

- Сложно даже сосчитать, сколько больших и малых рек, речушек, ручейков течет по просторам нашей страны и всей планеты. Все они такие разные. (Слайд 10)

Посмотрите на фотографии. (Слайд 11, 12)

- Сравним эти реки. Что можно сказать о реке на первой фотографии?

- Какая она по характеру?

Уч-ся: Спокойная, неторопливая.

- По какой местности она течет?

Уч-ся: По равнине

- Как можно назвать такие реки?

Уч-ся: Равнинные (Слайд 11)

- Каков характер второй реки?

Уч-ся: Она бурная, шумная, быстрая.

- Где она протекает?

Уч-ся: По горной местности.

- Как же называются такие реки?

Уч-ся: Горные.( Слайд 12)

- Мелкие, быстрые, шумные горные реки стекают со склонов гор, иногда образуя грохочущие водопады.

-А какие реки имеются в нашей местности? (Слайд 13)

Уч-ся: …

- Зависит ли количество воды от времени года? В какое время года воды становится больше и почему?

Уч-ся: Весной из-за таяния снегов.

- Что происходит, когда реки переполняются талыми водами? (Слайд 14)

Уч-ся: Вода выходит из берегов и затопляет низкие места.

- Как называется это явление?

Уч-ся: Затопление.

- Посмотрим видео, которое нам покажет, к чему может это привести. (Слайд 15)

Учащиеся смотрят видео.

- Надо ли опасаться рек людям, живущим на их берегах?

- Как вы думаете, как можно защититься от наводнения?

- Какие виды рек существуют по месту протекания?

Уч-ся: Равнинные и горные реки.(Слайд 16)

- Прочитаем следующий вопрос, где можем найти ответ на этот вопрос? (Слайд 17)

Откроем учебник на странице 41. (Слайд 18)

Чтение текста

Русло – углубление, где протекает река

Исток – начало реки, где она истекает

Приток – реки, которые притекают к главной реке.

Устье – место впадения реки в море, озеро или в другую реку

Если двигаться по течению, то слева будет левый берег, справа – правый берег.

- Какие части реки вам встретились в тексте? И что они означают?

Физкультминутка интерактивная.

Коммуникативные: Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Регулятивные: Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Корректировать выполнение задания

  1. Первичное закрепление

Цель: Проверить усвоение знаний по теме

- Рассмотрите задание №2 на этой же странице, что нужно сделать?

Уч-ся: Назвать части рек

- Поработайте в парах, найдите все части реки.

(Отработка умений определять и называть части рек.)

- Проверим! (Слайд 19)

Игровая ситуация «Поймай шпиона»

- Беда, ребята! Вредина отправила шпиона, чтобы он сбил нас с верного пути, наша задача четко определить в какой части реки он находится!

(Слайд 20)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием!(Слайд 21)

- О значении реки для живой природы и для человека высказывание (Слайд 22 – вопросы).

-Чем важны реки для человека и для природы? (Слайд 23)

Уч-ся: …

- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Для чего нужна вода?»

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Без воды легко прожить».

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача –

Без воды сварить …(компот)».

Недоволен рыжий …(кот):

« Не напиться молоком».

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

«Без воды вы плыть смогли бы?»

На поля не льётся …(дождь) –

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) –

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) –

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ –

Без …(воды) нам жизни …(нет)!»

-Какая главная мысль стихотворения?

Уч-ся: Без воды нам жизни нет.(Слайд 24)

Ну вот и наш Петя Васечкин добрался до своей школы, мы пожелаем ему счастливого пути, а сами подведем итог урока.

Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Личностные Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

  1. Рефлексия

Цель: Проверка знаний по теме, выбор ответа.


Итог работы.

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Реки – это водоемы с течением от истока к устью (+)

- Если ты плывешь по реке вниз по течению, то слева будет правый приток (-)

- Начало реки или ручья называется устьем (-)

- Реки бывают равнинные и горные (+)

- Реки своё начало берут в морях и оканчиваются в горах. (-)

Дети показывают ответы «+»,

«-« (карандашами)

Самопроверка (ответы на слайдах) (Слайды 26-30)

Оцените смайликами свою деятельность на уроке.(Раздаю детям смайлики, а они должны нарисовать улыбку смайлику)

Регулятивные: оценка процесса деятельности

Коммуникационные: обмен мнениями о новой информации

Познавательные: информационная (приобретение новых знаний)

Личностные: Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

7. Домашнее задание

- Что вам нужно сделать дома, чтобы хорошо подготовиться к следующему уроку?

Дети самостоятельно называют страницы учебника, которые надо прочитать, выучить название частей рек. 

СПАСИБО ЗА УРОК!



Методист________________________Учитель_________________________Оценка________________________