Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»
Учитель: Коморко С.В.
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская
4. Тема урока: «Синтаксис и пунктуация»
5. Тип урока: урок систематизации ЗУН
6. Цель урока: актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса – словосочетании и предложении
7. Задачи урока:
образовательные: восстановить знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, интонация, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, правила постановки знаков препинания
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, связывать слова в предложении по смыслу, ставить знаки препинания при письме; определять главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
10. Межпредметные связи: литература.
11. Ресурсы: проектор, компьютер, презентация, «Фраза»-тренажер, индивидуальные карточки с заданием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л) |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: - включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений. | Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение На доске разбросанные слова, нужно собрать их в предложение: урок, изучать, сегодня, на, мы, новую, будем, тему. Но какую тему мы будем изучать вы узнаете, если решите лингвистическую задачу Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока (Приложение 1) | Составляют предложение и отгадывают слово. Называют тему урока: «Синтаксис и пунктуация» | Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К). |
3. | Актуализация знаний. Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом, который называется СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ. Какое из слов вам незнакомо? Давайте разберемся в значении слова СИНТАКСИС. 1) Чтение параграфа 24 стр.47. (теория) - Как переводится с греческого языка слово СИНТАКСИС? (составление, построение, порядок) -Что изучает этот раздел науки о языке? (Словосочетание и предложение, правила их построения) - Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (строить правильно словосочетания и предложения) – На доске разбросаны слова. Попробуем из них составить предложение так, чтобы получилась пословица (птица, перо, красный, ум, а, человек) -О чем эти пословица? - В ней можно выделить словосочетания. Какие? -Итак, мы увидели, как слова связываются в цепочку, построили предложение, нашли словосочетания. Теперь запишите под мою диктовку начало предложения и завершите его самостоятельно: Раздел науки о языке СИНТАКСИС изучает: (словосочетание и предложение, правила их построения). | СИНТАКСИС – ( из др. – греч. Syntaxis – составление, построение, порядок) это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ. О животных судят по внешности, а о человеке - по уму Красна пером, красен умом | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р). |
4. | Проблемное объяснение нового материала Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания. | В названии темы урока два слова. Что же означает второе слово? ПУНКТУАЦИЯ! - Читаем параграф 25стр.48 (теория) - Что изучает пунктуация? (знаки препинания и их постановку) - ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ Казнить нельзя помиловать. Предлагает вспомнить мультфильм «В стране невыученных урок». -Вспомните мультфильм «В стране невыученных уроков». Жизнь главного героя зависела от правильной постановки запятой. - Ошибкоопасные места в предложении называются пунктограммами До конца XV века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки. Раньше всех была введена ТОЧКА, затем ЗАПЯТАЯ. В русском языке 10 знаков препинания. Они выполняют разную роль. Знаки завершения ставятся в конце предложений. Знаки разделения ставятся внутри предложения (они разделяют слова). Знаки выделения тоже ставятся внутри предложения, но они выделяют слова. Читает стихотворение Маршака -Сколько знаков препинания вы записали? Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их. («…» - ( ) ). | Пунктуация - ( от лат. Punctum – точка) это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. Делают вывод о значимости правильной расстановки знаков препинания Графический диктант. Дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: С.Я.МАРШАКА «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ» -7 знаков. Дописывают. | Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П). |
| Физминутка. | Организует работу с карточками (дифференцированный подход) | Работают с карточками: делят текст на предложения, читают его. 3-4 ученика составляют словосочетания (один у доски) | Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения (Р). Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П). |
5. | Применений знаний и умений в новой ситуации. Цель: | Организует индивидуальную работу ученика у доски Распределительный диктант Распределите по колонкам словосочетания: 1) словосочетания, где главное слово существительное; 2) словосочетания, где главное слово глагол. Посвятить стихотворение, тосковать по Родине, летние обитатели, водяная струя, печь пироги, встреча с космонавтами, беседовать с директором, стремиться к знаниям, русская печь, бежать стремительно. | Ученик распределяет словосочетания .Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. | Умение оценивать действие одноклассников (К). |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: коррекция знаний | Организует парную работу. Организует взаимопроверку работ. | 1 вариант: самостоятельно на карточках озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста. 2 вариант: выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К). |
7. | Домашнее задание ( записано на доске). | Комментирует ДЗ по группам. | Записывают ДЗ в дневники. | |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р). |
Приложение 1
Определите тему нашего урока, ответив на эти вопросы. Слово состоит из 9 букв.
Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу КТО?
С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней -КАК?).
Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
5. Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
6. Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
7. Первая буква в н6азвании части слова, стоящей между корнем и окончанием.
8. Эта буква -самый распространенный союз.
9. Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.
Приложение 2
У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак
- ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие, И прочие, И прочие…
Заявили запятые:
-Мы - особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
-Если нет над вами точки,
Запятая-знак пустой!
Информационно-методическое обеспечение
1. Методическая литература
1. Примерная программа основного общего образования по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы.
2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 кл. М. «Дрофа», 2011 г.
3. Русский язык. Практика. 5 класс/ под ред. А. Ю. Купаловой. М. «Дрофа», 2011 г
4. Русский язык. 5-9 кл.: Справочные материалы / Сост. М.А. Лепихова. – М.,1995.
2. ЦОР
http://school-collection.edu.ru