Тема: Условия обособления деепричастного и причастного оборотов.
Деепричастный оборот. Синтаксический разбор предложений.
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1) Организационный этап. | Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой | Слушают учителя, готовятся к работе | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Рассмотрим предложение. Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани. - Почему здесь стоит запятая? - Поставьте цель и задачи на урок. | Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок | Регулятивные: Самоконтроль, прогнозирование результатов. |
3) Актуализация знаний | - Что называется причастным оборотом? - Может ли деепричастие иметь при себе зависимые слова? Докажите на примере словосочетания «отстаиваясь в гавани». | Отвечают на вопросы. Формулируют выводы. | Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. |
Физкультминутка | Просит показать физкультминутку «Растет высокая береза» (показывает сам) | Выполняют за одноклассником (учителем) | Личностные – забота о здоровье |
4) Первичное усвоение новых знаний. | - Вернемся к предложению. Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани.  Чтение и проговаривание правила из параграфа 44. Дополнительная информация Условия обособления деепричастного оборота Деепричастные обороты не обособляются в следующих случаях: 1. Если это фразеологизмы. Переводчик работал спустя рукава и налетел на штраф. Редактор работал не покладая рук и получил за это премию. 2. Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и». Можно неплохо зарабатывать и не делая халтуру. 3. Если деепричастие утратило глагольное значение. Начиная с сегодняшнего дня буду вести свой ЖЖ. Он не будет отнимать у меня много времени и я буду это делать шутя. 4. Если деепричастие тесно связано по значению (т.е. неразделимо по смыслу) со сказуемым. Он разговаривал не вытаскивая «бычок» изо рта. 5. Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством. Быстренько (обстоятельство) и не мешкая (деепричастие) лишний раз перед дамами я рассказал очередной похабный анекдот. 6. Если одиночное деепричастие (образа действия) по своему значению приближается к наречию или сочетанию существительного с предлогом, то оно тоже не обособляется. Я забрал «бабки» не пересчитывая (=без пересчета). Он тараторя выпалил перевод (=быстро). 7. Если два одиночных деепричастия тесно связаны со сказуемым или приближаются по смыслу к наречию, то они также не обособляются. Хихикая и причмокивая они запивали пиццу пивом. | Читают теоретический материал, задания упражнений, находят новые слова, определение понятий. Выполняют задание и проверяют себя. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Логические: анализ, сравнение, синтез. |
5) Первичная проверка понимания | Упр. 506 – комментированная работа. Дополнительные тренировочные упражнения:   | Отвечают на вопросы учителя, находят в книге необходимый материал, выясняют непонятное в тексте, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6) Первичное закрепление. | Упр. 508 – комментированная работа Упр. 509 – СР с последующей самопроверкой Упражнение. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их. Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклоняясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку. Синтаксический разбор предложений 1) Он снял рюкзак и неспешно обошел поляну, внимательно все рассматривая. 2) Едкий пот стекал по лицу, смывая грязь, и комары начинали наглеть. 3) Посидели на поваленной березе, сбросив рюкзаки. 4) Вода, разлившись метра на три в ширину, бойко журчала по каменистой россыпи. 5) Все трое стали быстро спускаться по склону, раздвигая руками густые ветки кустарника. 6) Всякому приятно оказаться в центре внимания, когда тебя слушают разинув рот. 7) За окном, не переставая, выла пурга. 8) Он плотно задернул шторы, будто отгораживаясь от бурана, и снова сел, опустив руки. (В. Пронин) 9) И опять самолет рванулся в небо, раскалывая и дробя мерзлый воздух.(В. Пронин) 10) Выйдя на опушку леса и не увидев своего коня, он прислушался. 11) Звуки голосов, мешаясь под сводами, превращались в густой и нестройный шум. (А. Казанцев) | Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 44 выучить правила, упр. 507, 509 (синтаксический разбор второго предложения) выполнить Синтаксический разбор предложений: Высокий ствол, качнувшись, косо пошел вниз, обламывая ветки. (Д. Балашов) Все до боли в глазах всматривались в слепящую даль, надеясь увидеть приближающийся корабль. Окно, завешенное толстым ковром, не давало света. (И. Ефремов) Свет заполнил комнату, увешанную картинами. Платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. Через несколько минут вышли к вершине и, чуть спустившись по противоположному склону, вышли к обвалу. | Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы | Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | - В чем возникли затруднения? - Над чем нужно поработать дома? | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. |