СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Тема урока « Охрана животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

      Познакомить учащихся с историей Красной книги России.

      Расширить и углубить знания учащихся о животных, которые внесены в Красную книгу России.

      Раскрыть основные причины сокращения численности животных.

      Формирование чувства ответственности за всё живое.

 Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

 Развивать мышление детей, учить сравнивать, обобщать; наблюдать.

Создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Тема урока « Охрана животных»»

Тема урока « Охрана животных»

Цели:

Познакомить учащихся с историей Красной книги России.

Расширить и углубить знания учащихся о животных, которые внесены в Красную книгу России.

Раскрыть основные причины сокращения численности животных.

Формирование чувства ответственности за всё живое.

Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Развивать мышление детей, учить сравнивать, обобщать; наблюдать.

Создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.


Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: учебно - познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, воспитание

бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: умение понимать и принимать учебную задачу, умение планировать свои действия в

в соответствии с этой задачей, умение осуществлять рефлексию.

Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, находить необходимую информацию из различных

источников, умение наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение строить устный диалог, умение правильно отстаивать свою точку зрения, умение

правильно выдвигать предположения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.


Оборудование:

Компьютер.

Проектор.

Экран

Диск с презентацией

Учебник, рабочая тетрадь.

Схемы “Правила поведения в природе”.






Ход урока



Этап урока

Содержание

Формирование УУД

I.Организационный момент

У: Вот опять звенит звонок -начинается урок. Встали ровно. красиво. Тихо сели.

Руки( на месте)

Ноги ( на месте)

Локти( у края)

Спина ( прямая) 

Личностные УУД

Нравственно-этическая ориентация;

Эмоционально- положительный настрой на урок

Здоровьесберегающий компонент

II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

У: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Выполните тест. ( слайд 1)

- Какое значение имеют животные для растений?

-Какое значение имеют животные для человека?

Познавательные УУД

Умение перерабатывать полученную информацию и делать самостоятельные выводы

III.Cамоопределение к деятельности.

С каждым годом на Земле становится всё меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших их дом, кормовые участки. На численность животных влияет вырубка лесов, вспашка полей, загрязнение рек, озёр , уничтожение животных.

Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала миллионы лет.




Новая тема.

Чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем кроссворд:

Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. (Соболь.)

Владыка Арктики. (Белый медведь.)

В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль.)

Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь.)

Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр.)

Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго.)


-Какое же слово получилось в выделенных клеточках? (береги)

-Почему же у нас получилось такое волнующее слово?

Это слово и будет девизом нашего сегодняшнего урока.

- Как вы, думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Да . тема урока : « Охрана животных» 

Регулятивные УУД

Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV.Работа по теме урока

У- Ребята, посмотрите ,как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях! Ими бы восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. ( слайд)

За последние 400 лет на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причём более половины из них – за последние 50 лет.. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Посмотрите на слайд. (Слайд)

У: Обратите внимание, сколько лет уже существует Красная книга? 

У: Для чего нужна Красная книга?

У: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

У: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой?

Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.

У: Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?

У.: Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.

У.: Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

У.: Международная Красная книга состоит из цветных страниц:

чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;

красные – особо редкие и исчезающие животные;

жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;

белые – животные, которые до сих пор мало изучены;

зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания

Познавательные УУД

Умение перерабатывать полученную информацию,

Регулятивные УУД

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, текстом

V.Физкультминутка

А сейчас давайте представим, что мы с вами оказались в лесу.

Мы шагаем, мы шагаем

 Руки выше поднимаем,

 Голову не опускаем

 Дышим ровно, глубоко.

 вдруг мы видим на опушке

 две зеленые лягушки

 Ножками потопали,

 ручками похлопали,

 впереди из-за куста

 смотрит рыжая лиса

 Мы лисицу обхитрим

 На носочках пробежим.

 Хорошо чуть-чуть размяться

 Снова сядем заниматься.


Снятие мышечного и эмоционального напряжения

VI. Работа по теме урока. Животные Красной книги.



У.: А сейчас мы поговорим о животных Красной книги.

У.: Отгадайте загадку. О ком она?

1) Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Слайд )

О бобрах

Бобр — ценный пушной зверь, всегда служил объектом охоты. Из бобрового пуха изготавливали особо ценный фетр для шляп В результате хищнического промысла к 20 в. в России был почти истреблен, осталось 800-900 особей. С 1922 охота на бобров была повсеместно запрещена.

2) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной, 
А когда придёт весна, 
Просыпается от сна. (Медведь)

Редким стал медведь белый. (Слайд )

О белом медведе

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт.

О лебедях

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует легенда о лебединой песне, которую эта птица поёт перед своей гибелью. Но на самом деле лебедя не относят к певчим птицам. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах - это очень чуткие и осторожные птицы. ( слайд )

О журавле

В мире 14 видов журавлей. В России обитает 7 видов. Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.

(Слайд )

О соболе

Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных. Обитает - в тайге, на севере нашей страны. В дневное время соболь плохо видит, зато ночью очень ловок. Питается – мышами, птицами, мелкими зверьками. Соболь был на грани уничтожения, но предпринятые меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас их насчитывается около 700 тыс. голов. ( слайд )





Экологические жалобы

У.: К нам в класс поступили жалобы от животных.

Жалоба 1

“Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.

Кто это? (Слайд )

У-. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые могут уничтожить 1 т зерна.

Жалоба 2

“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.

(Слайд)



Жаба

Сохраняет от гусениц и червей весь огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут.

- Ребята, можно ли уничтожать животных за их некрасивый вид?

Для сохранения животных люди создают заповедники, национальные парки , где охота на животных запрещена.

Так же для спасения исчезающих видов животных организуют зоопарки – “живые музеи”, убежища для редких животных.

Слайд

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь зависит от вас, от вашего поведения в природе.



Логические УУД

Умение отгадывать

Познавательные УУД

Умение перерабатывать полученную информацию, взятую из разных источников



























































Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли















Регулятивные УУД

Умение высказывать своё предположение

(версию) на основе своего личного опыта

VII. . Знакомство с правилами друзей природы.

- Давайте вспомним экологические правила.

Учебник. С. 109 (Слайд ). Дети читают правила и видят его изображение на экране.

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков; умения находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт



VIII. Практическая работа в группах.

  • А теперь я предлагаю вам тест. У каждой группы на парте лежит вот такая табличка:



1

2

3

4





Я буду читать вопрос и давать 2 варианта ответа. Вы должны выбрать один ответ и записать буквой в таблицу.

1.Почему нельзя загрязнять воду?

  • Потому что будет некрасивый цвет воды (М)

  • Потому что в ней погибают живые организмы (Д)

2.Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

  • Да, например, комар. Он больно кусается. (Б)

  • Нет, в природе нет ничего ненужного и бесполезного. (Р)

3.Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

  • Потому что их осталось мало и они могут исчезнуть. (У)

  • Потому что их можно будет потом взять домой. (Я)

4. Какие животные занесены в Красную книгу?

  • Которым грозит полное исчезновение. (Г)

  • Красивые (П)

- Какое слово у вас получилось? (ДРУГ)

- Что это значит?

Человек должен стать настоящим другом всего живого на земле. И только тогда будет меньше исчезающих животных и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самих людей.


Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

IX. Закрепление изученного материала

- А сейчас поработаем в рабочих тетрадях.

Познавательные УУД

Умение перерабатывать полученную информацию и делать самостоятельные выводы

X. Рефлексия.

- О чём мы с вами говорили на уроке? Что нового вы узнали?

- Почему надо защищать животных?

- Что вы можете сделать для защиты животных?

-Назовите животных из Красной книги, о которых мы говорили на уроке? Что вы о них запомнили?

Какие открытия вы сделали на уроке?

Чему научил вас урок?

Кто доволен своей работой?

Кто считает, что может работать лучше?



Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...

Об этом же просит и поэт М. Дудин в стихотворении “Заклинание с полюса”.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!




XI. Домашнее задание: сделать сообщение о животных, занесённых в Красную книгу Кубани.