III.Cамоопределение к деятельности. | С каждым годом на Земле становится всё меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших их дом, кормовые участки. На численность животных влияет вырубка лесов, вспашка полей, загрязнение рек, озёр , уничтожение животных. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала миллионы лет. Новая тема. Чтобы узнать тему урока, давайте разгадаем кроссворд: Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен. (Соболь.) Владыка Арктики. (Белый медведь.) В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль.) Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь.) Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр.) Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго.)  -Какое же слово получилось в выделенных клеточках? (береги) -Почему же у нас получилось такое волнующее слово? Это слово и будет девизом нашего сегодняшнего урока. - Как вы, думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да . тема урока : « Охрана животных» | Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя |
IV.Работа по теме урока | У- Ребята, посмотрите ,как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях! Ими бы восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. ( слайд) За последние 400 лет на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причём более половины из них – за последние 50 лет.. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Посмотрите на слайд. (Слайд) У: Обратите внимание, сколько лет уже существует Красная книга? У: Для чего нужна Красная книга? У: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. У: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой? Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. У: Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали? У.: Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения. У.: Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”. У.: Международная Красная книга состоит из цветных страниц: чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер; красные – особо редкие и исчезающие животные; жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы; белые – животные, которые до сих пор мало изучены; зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания | Познавательные УУД Умение перерабатывать полученную информацию, Регулятивные УУД Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, текстом |
VI. Работа по теме урока. Животные Красной книги.
| У.: А сейчас мы поговорим о животных Красной книги. У.: Отгадайте загадку. О ком она? 1) Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Слайд ) О бобрах Бобр — ценный пушной зверь, всегда служил объектом охоты. Из бобрового пуха изготавливали особо ценный фетр для шляп В результате хищнического промысла к 20 в. в России был почти истреблен, осталось 800-900 особей. С 1922 охота на бобров была повсеместно запрещена. 2) Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь) Редким стал медведь белый. (Слайд ) О белом медведе Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржами, растительной пищей. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей медленно, но растёт. О лебедях Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует легенда о лебединой песне, которую эта птица поёт перед своей гибелью. Но на самом деле лебедя не относят к певчим птицам. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах - это очень чуткие и осторожные птицы. ( слайд ) О журавле В мире 14 видов журавлей. В России обитает 7 видов. Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. (Слайд ) О соболе Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных. Обитает - в тайге, на севере нашей страны. В дневное время соболь плохо видит, зато ночью очень ловок. Питается – мышами, птицами, мелкими зверьками. Соболь был на грани уничтожения, но предпринятые меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас их насчитывается около 700 тыс. голов. ( слайд )
Экологические жалобы У.: К нам в класс поступили жалобы от животных. Жалоба 1 “Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”. Кто это? (Слайд ) У-. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые могут уничтожить 1 т зерна. Жалоба 2 “Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”. (Слайд)
Жаба Сохраняет от гусениц и червей весь огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут. - Ребята, можно ли уничтожать животных за их некрасивый вид? Для сохранения животных люди создают заповедники, национальные парки , где охота на животных запрещена. Так же для спасения исчезающих видов животных организуют зоопарки – “живые музеи”, убежища для редких животных. Слайд Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь зависит от вас, от вашего поведения в природе.
| Логические УУД Умение отгадывать Познавательные УУД Умение перерабатывать полученную информацию, взятую из разных источников
Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать речь других Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные УУД Умение высказывать своё предположение (версию) на основе своего личного опыта |
VIII. Практическая работа в группах. |
Я буду читать вопрос и давать 2 варианта ответа. Вы должны выбрать один ответ и записать буквой в таблицу. 1.Почему нельзя загрязнять воду? 2.Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа? Да, например, комар. Он больно кусается. (Б) Нет, в природе нет ничего ненужного и бесполезного. (Р) 3.Почему человеку нужно заботиться о редких животных? 4. Какие животные занесены в Красную книгу? - Какое слово у вас получилось? (ДРУГ) - Что это значит? Человек должен стать настоящим другом всего живого на земле. И только тогда будет меньше исчезающих животных и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самих людей. | Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать речь других Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли |
X. Рефлексия. | - О чём мы с вами говорили на уроке? Что нового вы узнали? - Почему надо защищать животных? - Что вы можете сделать для защиты животных? -Назовите животных из Красной книги, о которых мы говорили на уроке? Что вы о них запомнили? Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научил вас урок? Кто доволен своей работой? Кто считает, что может работать лучше?
Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва... Об этом же просит и поэт М. Дудин в стихотворении “Заклинание с полюса”. Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!
| |