3.Актуализация и организация познавательной деятельности учащихся. | Напоминает, что кружок называется «Юные исследователи», а любые исследователи должны уметь находить информацию. -Назовите источники получения необходимой информации о рыбах? -Сегодня мы воспользуемся некоторыми из них. Для начала посетим первую «лабораторию» «Внешнее строение» Поговорим о среде обитания рыб. -Где рыбы живут? -Где труднее передвигаться, в воде или в воздухе? Почему? Но не смотря на это, посмотрите, как быстро рыбки умеют передвигаться, плавая. Все строение их тела приспособлено для жизни в воде. - Что же помогает им двигаться в воде? - Какая у них форма тела? Как она помогает? Оказывается по форме тела можно даже догадаться как называется рыба. - Давайте это сейчас и сделаем, по форме тела рыбы попытаемся определить ее название. -А это настоящая засушенная рыба. Как вы думаете она называется? - Какие у рыбы есть плавники? Учимся работать с литературой. Кто быстрее найдет ответ на вопрос на странице 99 в учебнике «Зоология.7 класс», тот и получит рыбку-награду. - Давайте зарисуем рыбку и подпишем все ее плавники. - Что еще помогает ей двигаться? Дорисуйте ее на своих рыбках. - А зачем еще нужна чешуя рыбам? И это еще не все! - Как можно определить возраст человека? - А как определить, сколько лет рыбке? Возраст рыбы определяют по чешуе. Каждый год на чешуе образуется новый слой. С помощью луп с увеличением 20 им удается определить этот возраст. Число кругов равно числу прожитых лет. -Подсчитайте по чешуе возраст рыбы! -Как вы думаете, есть «голые» без чешуи рыбы? - Что же еще помогает рыбе передвигаться в воде? Трогали когда-нибудь рыбу руками? Какая она на ощупь? Тело покрыто слизью, выделяемой кожными железами. - Как вы думаете, зачем она рыбе? Все эти основные признаки позволяют рыбе быстро передвигаться. Рекордсменом является рыба-меч. Ее скорость 130 км/ч. Даже самый быстрый корабль не движется с такой скоростью. -Как вы думаете, а помогает ли окраска жить рыбам в воде? Как? - Могут ли рыбы менять окраску? Действительно могут, она у них меняется в брачный период у самцов или когда рыба меняет среду обитания. Например, рыба камбала может изменятся под цвет фона и становиться красноватой, зеленоватой, желтой, синей. Подражает она не только цвету, но и рисунку. Если ее поместить на шахматную доску, то на ее коже возникаю такие же чередующиеся светлые и темные участки. Давайте посмотрим фрагмент фильма о ней. Ну а теперь настала очередь заглянуть внутрь рыбе. Мы переходим с вами в «лабораторию» «Внутреннее строение» Из житейской практики вы уже кое -что знаете о том, что у рыбы внутри. - Почему нужно есть рыбу очень осторожно? - Косточки -это скелет рыбы. А для чего он ей? -Кроме скелета у рыбы есть еще много органов. Мы с вами вспомним только некоторые. -Чем дышит рыба? -Что она при этом поглощает, а что выделяет? Давайте посмотрим фрагмент, как она это делает. -А вы знаете, что есть рыба, которая любит выходить на сушу. Как она при этом дышит? -А что это за пузырь внутри рыбы? -Зачем рыба его надула вы сможете ответить, прочитав на стр.100 в учебнике «Зоология.7 класс»текст, написанный курсивом. Кто первый найдет ответ, тот и получит рыбку-награду. -Как вы думаете, а у всех ли рыб есть плавательный пузырь? - У кого его нет? -Как это отражается на их поведении? Поэтому акулам приходится плавать даже во сне. - А как вы думаете, а есть ли у рыб зубы? -Для чего они им? Давайте посмотрим на зуб акулы, а также фрагмент о ее жизни в воде. Теперь наши исследования будут продолжаться в лаборатории «Размножение и развитие» - Давайте подумаем, а зачем рыбе размножаться? -Что рыбы делают при размножении? При этом очень сильно меняется поведение рыб. Те рыбы, которые живут в морях откладывать икру идут в реки, а те которые живут в реках идут на размножение в моря. Например, угорь идет на размножение из рек в моря и при этом длина отложенной икры может достигать полкилометра. Такое поведение рыб называется нерестом. -Как вы думаете, сколько икры, примерно, откладывают рыбы? Например, колюшка – более 200 штук в год, треска – 9 миллионов, а рыба-луна – 300 миллионов икринок. - Как вы думаете, почему? Правильно. Природа устроила так, чтобы несмотря ни на что потомство все таки оставалось. -Почему же некоторые рыбы откладывают мало икры? - Приведите примеры такой заботы. - А по размеру какая бывает икра? - Кто рекордсмен в этом? - Все ли рыбы откладывают икру? - Как идет развитие рыбы? Но есть рыбы, которые обладают удивительной способностью. Юные исследователи должны уметь обрабатывать и видеоматериалы. Посмотрите фрагмент фильма «Самые опасные животные. Морские глубины.» и догадайтесь о чем идет речь. - В чем уникальность этой рыбы? -Для чего она это делает? -С помощью чего она это делает? -У этого ската электрические волны возникают в видоизмененных жаберных мышцах. -Как он охотится? - Почему жертва гибнет? - Опасен ли электрический скат для человека? Мир рыб многообразен, удивителен и интересен. Поэтому мы с вами переходим на работу в «лабораторию «Многообразие рыб» В этой лаборатории вопросы будут задавать те рыбки ,которых вы выловите с помощью удочек. -Рыбка №1 задает вам вопрос «Назовите рыб-носителей имен животных.» - Рыба №2 «Какие рыбы «летают»? Для чего они это делают? -Рыба №3 «Какая рыба плюется и для чего она это делает?» -Рыба №4 «Сколько рядов зубов у акулы?» Если у взрослого человека сломается зуб, он больше никогда не вырастет. А если акула сломает свой зуб, вместо сломанного на этом же месте вырастет новый.. Этот зуб она может ломать 6 раз и он снова вырастет! - Рыба №5 «Сколько лет живут рыбы?» - Рыба №6 «Что общего между акулой, губной помадой и кремом от морщин?» -Рыба №7 «Какая рыба умеет надуваться? Для чего она это делает?» Давайте посмотрим как это делает рыба- еж (фугу). -Рыба №8 «Какие рыбы имеют «фонарики»? Для чего они им? - Рыба №9 «Какие рыбы имеют оружие на голове?» -Рыба №10 «Из каких рыб получают черную и красную икру?» | Называют: интернет, книги, учебник, собственные наблюдения, рассказы родителей, энциклопедии и т.д. Отвечают на вопросы и получают за правильные ответы награду- рыбок для своего аквариума. - В воде. - В воде, потому что она плотнее. Наблюдают за движениями аквариумных рыбок. - Плавники, форма тела, покровы. - Форма тела обтекаемая.Рыба легко разрезает им воду. Голова плавно переходит в туловище, шеи у нее нет. Называют рыб: морской конек, рыба-луна, летающая рыба, акула-молот, рыба-парусник, рыба-пила, рыба-еж. -Называют: рыба-игла. - Плавники: хвостовой, грудной, брюшной, анальный. Рисуют рыбку и подписывают. - Чешуя. - Защита, обтекаемость. - По документам, спросить у родителей. - По чешуе. Выполняют практическую работу: подсчитывают возраст рыбы по чешуе. -Отвечают:речнойугорь,рыба-меч. Скользкая. Уменьшает трение тела о воду, защищает от бактерий и плесени. С помощью окраски рыба может замаскироваться. Да, могут. Смотрят фрагмент из фильма «Самые странные в мире животные» -Можно пораниться косточками. -1-опора для мышц; 2-защита внутренних органов. -Жабрами -Поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. Есть рыбы, которые выходят из воды на сушу, прыгают по ней и даже забираются на деревья. Это илистые прыгуны. Во время сухопутного путешествия они плотно прикрывают крышки, защищая жабры от высыхания. На суше они дышат через бугорки на коже. -Плавательный пузырь. Плавательный пузырь-это вырост кишечника на спинной стороне. Его значение: 1-регулируя объем пузыря, помогает рыбе менять глубину; 2-помогает рыбе слышать, так как является хорошим резонатором и усилителем звука - Нет. Акулы не имеют плавательного пузыря. -Акулам приходится постоянно двигаться, так как только они останавливаются, то начинают опускаться на дно. -Да. -Хватать жертву и удерживать ее. Смотрят фрагмент фильма «Самые опасные животные. Морские глубины» -Размножаться нужно для того, чтобы 1-продлить жизнь рыб; 2-восстановить численность рыб; -Откладывают икру. - Разное количество. - Те рыбы, которые откладывают много икры, обычно не заботятся о ней в дальнейшем, бросают ее на произвол судьбы. Икра может погибнуть от бактерий, ее могут съесть, она может не развиться. Поэтому откладывают икры много. - Эти рыбы, обычно заботятся о потомстве. - Рыба колюшка строит для своей икры гнездо, рыба теляпия носит икру во рту, а морской конек прячет икру и первое время и молодое потомство в сумке на брюхе. -Разная. - Китовая акула сама длиной 20 метров, а ее икра размером 60-70 сантиметров. -Нет. Есть рыбы, которые не икру откладывают ,а являются живородящими. Например, акула- молот, скат - манта и другие. - Из икры развивается сначала многоклеточный зародыш, потом личинка, из личинки малек. В дальнейшем из него формируется рыба. Смотрят фрагмент и отвечают, что это электрическая рыба скат. - Она способна вырабатывать электрический ток. - Для защиты, добычи пропитания. -С помощью специальных электрических органов. -Он охотится на придонных животных и рыб. Во время охоты удерживает жертву под своим диском, а потом направляет электрический ток к жертве, разрушая ее тело несколькими сотнями электрических волн. - Удар током разрушает нервную систему и вызывает мышечный спазм. -Чувствуя тревогу и защищаясь, скат выпускает электрическую волну до 50 вольт. Этим может вывести из строя аквалангиста-дайвера. Приглашаются по одному человеку от команды. С помощью игрушечных удочек ловят рыбок с вопросами. -Рыба-ласточка, акула-корова, акула -морская собака, рыба-петушок, рыба – слоник, рыба – попугай, рыба золотой леопард, рыба – мотылек и другие. -Летающие рыбы, скат-манта. Они это делают для того, чтобы увеличить скорость, уйти от преследования. сообщить, что место занято. -Это рыба-брызгун. Она, плавая у берега, замечает сидящего на траве насекомого. Набирает врот воды и пускает струю в насекомого. Оно падает в воду, а рыба его проглатывает. -У акулы 5 рядов зубов, а у некоторых даже 7 рядов. -Карпы, щуки – 30 лет. Осетр - 80-100 лет. - Вытопленный из акул жир применяется для изготовления кремов для кожи и губной помады. - Есть рыбы, у которых от желудка отходит большой мешок. Рыба заполняет его или водой или воздухом при опасности. Смотрят фрагмент фильма «Самые странные животные. Чудаки в океане» - Глубоководные рыбы. В клетках их тела есть светящиеся вещества. -Рыба-пила, рыба-меч, рыба-молот. - Черную икру - из осетровых; красную икру - из лососевых. |