СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология модульного обучения как средство повышения мотивации и самостоятельности учащихся

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как же построить модульное занятие? Именно занятие, а не урок, так как для использования технологии модулей требуется как минимум 2 урока. В этом плане «Технология» имеет преимущество перед другими предметами, так как на него в 5-7 классах выделяется 2 урока в связке, что позволяет выстроить лаконичное, логичное занятие, содержащее изучение теоритического блока и отработку практических умений

Просмотр содержимого документа
«Технология модульного обучения как средство повышения мотивации и самостоятельности учащихся»



Технология модульного обучения как средство повышения мотивации и самостоятельности учащихся.

Учитель технологии Булатова С.В.

Стремительное развитие прогресса, инновации в области компьютерных технологий, развитие мультимедийных, Интернет-ресурсов и робототехники – все это приводит к тому, что популярность обычных рабочих профессий падает, интерес к ручному труду угасает.

В связи с этим учебный предмет «Технология» у современного школьника становится непопулярным, вызывает отношение пренебрежения и необязательности. Это приводит к тому, что современные юноши и девушки оказываются в ситуации абсолютного неумения обслужить элементарные бытовые потребности. Что является угрозой глобальной бытовой деградации общества.

Возрождение интереса к ручному труду и к классическим рабочим профессиям стало принципиальной задачей современного учителя технологии. Он находится в ситуации постоянного поиска эффективных педагогических технологий, методик для формирования и поддержания мотивации к учебному предмету. Одним из удачных в этом отношении, на мой взгляд, методов является модульное обучение. Так как оно способно создать оптимальные условия для развития личности в условиях дифференцированного подхода.

Что же мы понимаем под термином «Модульное обучение»? Идея рассматриваемой педагогической технологии состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачей учителя в контексте такого урока является мотивация процесса обучения, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через работу над модулем.

Как же построить модульное занятие? Именно занятие, а не урок, так как для использования технологии модулей требуется как минимум 2 урока. В этом плане «Технология» имеет преимущество перед другими предметами, так как на него в 5-7 классах выделяется 2 урока в связке, что позволяет выстроить лаконичное, логичное занятие, содержащее изучение теоритического блока и отработку практических умений.

Если педагог решил использовать технологию модулей, то целесообразно будет использовать следующий алгоритм:

  1. Определить количество модулей в уроке, например: повторение, блок теоритических знаний, лабораторная работа, практическая работа.

  2. Проработать модульную карту для учащихся и инструкции к каждому модулю, растиражировать модульную карту в соответствии с количеством учащихся в классе/ группе. Для наглядного и более глубокого представления о том, что представляет собой модульная карта, можно ознакомиться с приложением №1.

  3. Подготовить сопроводительный материал к уроку (раздаточные материалы, презентацию и пр.) в зависимости от того, какими ресурсами располагает педагог.

  4. Продумать, каким образом будет осуществлен этап рефлексии, например, можно изготовить дерево успеха и в конце занятия украсить его листьями разного цвета в зависимости от степени самоудовлетворения и уровня индивидуального успеха каждого ученика на уроке.

Модульное занятие можно проводить только в том случае, если на этапе подготовки к уроку учитель видит четкую логику перетекания одного модуля в другой, цели и инструкции ясны и понятны, сложность и способ подачи учебного материала адекватны психологическим, возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся.

Если учебный материал правильно разбит на модули, задания сформулированы корректно и доступно, то учащиеся достаточно глубоко овладеют содержанием учебного материала, осознают свою самостоятельность и ответственность, повысят мотивацию к изучению предмета. Кроме того, занятие, построенное в соответствии с этой технологией позволят в значительной степени развивать личностные качества. Также у учителя появится хорошая возможность не заниматься непосредственным объяснением материала, а грамотно управлять деятельностью учеников, что требуется от современного учителя в соответствии с ФГОС Второго поколения.



ЛИТЕРАТУРА.

Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. 1987, № 2.

Закорюкин В.Б., Панченко В.М., Твердин Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам. // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс, 1983.

Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.М., «Просвещение», 1989.

Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы// География в школе. 1998, № 2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995.

 

Приложение 1.

Модульная карта урока технологии (технический труд) в 7 классе по теме: «Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений»

Ученика(цы) 7____ класса _____________________________________________

Модуль 1 (работа с учебником)

  1. Для изготовления шипового соединения пользуются следующими инструментами:

  1. для нанесения разметки:

  • _____________________

  • _____________________

  • _____________________

  1. Для запиливания шипов и проушин:

  • _____________________

  1. Для выполнения долбления:

  • _____________________

  • _____________________

  1. Для выполнения зачистки гнезда:

  • _____________________

  1. Шиповое соединение должно соответствовать требованиям:

  • _____________________

  • _____________________

  • _____________________

  1. Алгоритм выполнения шипового соединения:


Модуль 2 (Лабораторная работа)

  1. Вы получили образец детали, имеющей шиповое соединение. Проанализируйте его:

  1. Данная деталь, содержит шиповое соединение, состоящее из _____ шипов.

  2. Дайте оценку качеству выполнения детали в соответствии с требованиями п.5 модуля 1:

  • _____________________________

_____________________________

  • _____________________________

_____________________________

  • _____________________________

_____________________________

  1. Какие ошибки допустил мастер при выполнении данной работы (если они есть):

  • _____________________________

  • _____________________________

  • _____________________________

  • _____________________________

  1. Оцените данную работу по 5-ти бальной шкале.


Оценка: __________, потому что

_________________________

Моя оценка за модуль 1: _______

Моя оценка за модуль 2: _______























Модуль 3 (Проверь себя)

  1. Выберите правильный ответ на вопрос:

1. Шиповое соединение используют:

а) для изготовления фанеры
б) для соединения проводов
в) для соединения деревянных частей изделия
г) для закрепления заготовок для их обработки

2. Шип – это:
а) выступ на конце одной из деталей
б) углубление на одной из деталей
в) специальное приспособление
г) специальный вид гвоздей

3. Проушина – это:
а) любое отверстие в древесине
б) выступ на конце одной из деталей
в) открытое углубление на одной из деталей
г) деталь изделия, служащая для подвешивания

4. Гнездо – это:
а) любое углубление в древесине
б) выступ на конце одной из деталей
в) отверстие после вытаскивания гвоздя
г) закрытое углубление, входящее в состав шипового соединения

5. Щечками у прямого и косого шипа называют:
а) срезанные торцевые части шипа
б) боковые грани шипа
в) торцевая часть шипа
г) боковая грань изделия

7. Количество шипов выбирают в зависимости:
а) от ширины соединяемых деталей
б) от толщины соединяемых деталей
в) от длины соединяемых деталей
г) от влажности древесины

8. Если делается один шип, то толщина заготовки делится на:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

9. С какими зубьями необходимо использовать пилу для запиливания шипов и проушин:
а) с мелкими
б) с крупными
в) не имеет значения

10. Проушины и гнёзда:
а) выдалбливают при помощи долота и стамески
б) срезают пилой
в) высверливают
г) не имеет значения

Моя оценка за модуль 3: ______________

Я оцениваю свою работу на уроке на: __























Модуль 4. (Практическая работа)

  1. Индивидуальная работа.

Используя технологическую карту изготовления шипа и проушины, выполнить элементы соединения на заготовке. Размеры элементов соединения определить, исходя из размеров заготовки

.

  1. Работа в парах.

Выполнить соединение двух заготовок. По возможности, устранить допущенные ошибки, осуществив подгонку деталей.

  1. Групповая работа (по 4 чел).

Соединить 4 заготовки в рамочку. По возможности, устранить допущенные ошибки, осуществив подгонку деталей.

Моя оценка за практическую работу:

Моя оценка в группе: ________

Меня оценил учитель: _______