СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний по географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом, для оценивания знаний по географии.

Просмотр содержимого документа
«Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний по географии.»

Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний по географии.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса я считаю выбор рационального уровня их географической подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.

Для оценки контроля и коррекции знаний и умений разработана и апробирована система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят; тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.

Учебный процесс ориентируется не на среднего ученика, а создаются оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых учеников. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.

В связи с этим перед учителем ставится две главные задачи. Первая – выделение в классе временных типологических группа; вторая – разработка и применение приемов обучения и контроля ЗУН, отвечающих особенностям каждой группы.

При решении первой задачи исходить нужно из обученности школьников. Ее устанавливают с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы содержания географического образования и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. Также по классному журналу нужно ознакомиться с успеваемостью учащихся по другим учебным предметам. Нужно постараться различать учеников в зависимости от наличия или отсутствия у них познавательного интереса к географии. Школьников, интересующихся географией можно выделить в особую типологическую группу. Их можно задействовать в олимпиадах, для организации географических недель, праздников.

Учащиеся, у которых отсутствует познавательный интерес к предмету или часто пропускающие с небольшим багажом знаний относятся к противоположной типологической группе – отстающие. Для таких учеников целесообразно проводить индивидуально-групповые занятия, вовлекая их во внеклассные мероприятия и открытые уроки, давая тем самым почувствовать себя уверенней, задается индивидуальная домашняя работа.

Вторая задача, т.е. разработка и применение приемов дифференцированного обучения, решается наиболее успешно при использовании индивидуальной и коллективной форм организации учебной деятельности. Один из способов дифференциации проверки ЗУН – сложность заданий.

Показатели сложности заданий:

  1. Проблемность задания (творческие или проблемные задания сложнее, чем репродуктивные);

  2. Расстояние от условия и вопроса до ответа (по числу звеньев в цепи рассуждения – чем оно больше, тем задание сложнее)

  3. По числу причин или следствий, которые надо установить (чем больше причин и следствий надо найти, тем задание сложнее);

  4. По количеству используемых источников (чем больше источников, тем задание сложнее)

Используя задания, соответствующие реальным учебным возможностям школьников, нужно попытаться вселить уверенность в своих силах даже у слабого ученика, пробуждая тем самым у него желание учиться. Однако, если все время давать более слабым ученикам легкие задания, трудно рассчитывать на их рост и на переход в более сильную типологическую группу; не исключено даже, что разрыв между временными типологическими группами будет углубляться.

Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классноурочной системы обучения по обязательным учебным программах, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных задания для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Одна из важнейших задач дифференцированного подхода в системе обучения географии это проверка и оценка знаний учащихся. Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мною на уроках, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определенной системы повторения и закрепления учебного материала.

На уроках проверки и оценки знания я широко использую тестирование.

Я использую тестовый тематический контроль как тренировочный (обучающий) так и итоговый. Тесты содержат несколько вариантов (как равносильных между собой, так и не равносильных). Обучающий и контролирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающий проблем. Каждое задание имеет оценочный балл.

Кроме этого, использую индивидуальные карточки-задания. Они составлены с учетом сложности заданий. Если для детей не очень интересующихся географией, использую вопросы репродуктивного характера, то для того, чтобы получить более высокий балл, необходимо решение более сложных заданий, возможно с применением источником географической информации: с контурными картами, дополнительной географической литературой, географическим атласами и словарями.

Использование различных карточек заданий (вопросы, кроссворды, задания по контурной карте), как видов индивидуальной проверки знаний, умений и навыков, дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания, а это возможность увеличения количества оценок.