Использование технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
на уроках литературы
Горбачева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Новоалександровская СОШ»
высшей квалификационной категории
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
- Отсутствие культуры критичного чтения
- Неумение выделять причинно – следственные связи, делать анализ того или иного эпизода произведения
- Неумение подвергать критической оценке учебный материал
- Отсутствие аргументов и вывода в своих выступлениях
- Неумение формулировать собственное мнение по какой – либо проблеме
- Отсутствие ответа на поставленный вопрос
- Снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников
- Отсутствие терпимости к иной точке зрения в общении
- У Пассивность учащихся на уроках русского языка и литературы
- Отсутствие атмосферы, способствующей развитию критического мышления, коммуникативной компетенции на уроке
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
- Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
- В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
- Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии .
- Международный журнал «Перемена»
о развитии критического мышления
Образовательные результаты РКМЧП:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
- с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Фаза
рефлексии
( reflection ).
Фаза
вызова
(evocation) .
Фазы урока
Фаза
реализации
смысла
(realization
of meaning) .
Цели :
- Активизация каждого обучающегося
- Актуализация изученного
( повторение)
- Мотивация
- Создание условий, позволяющих ученику самостоятельно сформулировать цели урока
- Прием прогнозирования,
- прием составления списка известной информации,
- «древо предсказаний»,
- подбор определений,
- проблемный вопрос,
- прием «Корзина идей»,
- «мозговой штурм».
- кластер и т.п.
- активизации ученика;
- актуализации предшествующих знаний;
- мотивации на получение новой информации.
1 . Прогнозирование темы урока;
2. Прогнозирование темы произведения по отличительным признакам или ключевым деталям;
3. Прогнозирование времени написания произведения;
4. Прогнозирование этапа в биографии писателя, поэта;
5. Прогнозирование по фотографии.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В процессе реализации стадии вызова важно:
- давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно. Без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;
- фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
- работа в группах на стадии вызова, заинтересованность в познавательной деятельности, её результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Цели этой стадии в технологии
поддержание активности учеников
отслеживание ими собственного восприятия.
Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.
По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал».
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Работаю в паре: что я знаю о теме урока?
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Ставлю цели
Что я знал, а что узнал?
Прием «Чтение с пометками INSERT ».
V
+
Я это знал
Новое для
меня
-
?
Я думал иначе
Интересно
Непонятно
Нужно разобраться
Прием «Двойной дневник».
Фразы из текста , которые
произвели
наибольшее
впечатление
(согласие, протест или
непонимание)
Комментарий : что
заставило записать
именно эту фразу?
Какие мысли,
вопросы, ассоциации
и воспоминания она
вызвала?
Текст
Текст
ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
Тонкие
вопросы
Толстые
вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Прием «Ромашка вопросов»
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию .
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Цели:
- Классификация и систематизация материала
- Выражение отношения
( формирование позиции) к информации (мысли + чувства)
- Обмен мнениями
- Самооценка
Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки, письма»
Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.
Например, после рассмотрения образа помещиков, учащимся предлагается составить телеграмму-приглашение от лица одного из помещиков в адрес Чичикова:
«Бесплодный мечтатель и фантазер приглашает Вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка». (Подъячева А, 9 класс)
Письмо Софье из ХХI века
Софья.
Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты, люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты, имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я.
Манилов
Ленивый, бесхозяйственный. Мечтает, сидит дома, ничего не делает. Почему он такой? Потому что «мертвая душа».
Ноздрев
Хвастливый, драчливый. Играет в карты, пьет и врет. Страсть к чему угодно. Почему он такой? «Мертвая душа»!
По данным опроса учеников:
97% из них полагают, что новые методы преподавания делают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (25%). Новая методика позволяет лучше запоминать материал (12%), активно участвовать в совместной работе (11%), свободно выражать свое мнение (5%). Из всех опрошенных учеников 86% считают, что проведение уроков по технологии «Критического мышления» принесло положительные результаты, в то время как 13% отметили некоторые негативные последствия.
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
-класс лучше работает сообща;
-стало легче учиться;
-все активно участвуют в работе;
-усиление мотивации и увеличение объёма знаний;
-глубже понимается содержание;
-знания приобретаются в классе;
-самостоятельная работа в классе
-труднее поддерживать дисциплину;
-возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе;
-ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем;
-затруднена оценка индивидуальной работы
класс
год
8
качество знаний
2009
9
2010
33 %
54 %
Динамика обучаемости 8 – 9 классов
(по методике Третьякова П.И.)
год
уровень
2009
I – 21 % (низкий уровень)
II – 45 % (средний уровень)
III – 34 % (высокий уровень)
2010
I – 11 % (низкий уровень)
II – 32% (средний уровень)
III – 58% (высокий уровень)
Уровень воспитанности
год
уровень
8 А (2009 год)
I – 42 % (низкий уровень)
II – 28 %(средний уровень)
III – 30 % (высокий уровень)
9 А ( 20 10 год)
I – 36 % (низкий уровень)
II – 32 % (средний уровень)
III – 32 % (высокий уровень)
Динамика уровня интеллектуального развития
(Методика Р. Амтхауэра «Тест интеллектуальных способностей»)
год
уровень
8 А (2009 год)
низкий уровень-38%
средний уровень- 30%
высокий уровень- 32%
9 А ( 2010 год)
низкий уровень- 26%
средний уровень- 28%
высокий уровень- 46%
Автор данного шаблона:
ФИО: Зарецкая Татьяна Ивановна
Должность: временно неработающий учитель английского языка
Название сайта: http://pedsovet.su/