ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ:
ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС
Автор статьи: Чеснокова Александра Викторовна,
учитель английского языка,
МАОУ «Гимназия №10
г. Красноярска
«все образование в будущем перейдет в онлайн».
Первооткрывателями технологии смешанного обучения считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
В современном мире, где каждый учитель старается шагать в ногу со временем, ежедневно задаётся вопросом, как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс». Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих новых условиях учить детей так же, как мы это делали вчера?
В чем же суть данного метода обучения?
Суть метода в том, что с лекционным материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в интернете. А традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и преподавателем. Проще говоря, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается сегодня в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе. Преобладать будет формат flipped classroom — «перевернутого класса», когда лекцию слушаешь дома в записи (может быть, сразу за 5 занятий), а «домашку» делаешь в классе с преподавателем. То есть, более 80% обучения перейдет в онлайн.
Если в поиск по картинкам ввести слово “учитель” или “урок”, то поисковые выдачи будут достаточно схожими: учитель стоит перед классом у доски (или пишет что-то на доске) со своим несменным атрибутом - указкой, а ученики, рассаженные по партам, записывают за учителем в тетрадь. Типичная учебная ситуация. В конце такого урока задается домашнее задание, состоящее, в основном, в прочтении параграфа по заданной теме и ответов на вопросы к нему, или в письменном выполнении упражнения. Следующий урок начинается с проверки домашнего задания. За невыполненную работу, как правило, ученик получает отметку “2”. В случае непонимания темы или дополнительных вопросов назначается время после уроков для дополнительных занятий. И таким образом учебная работа построена, практически, по каждому предмету.
Картина, думаю, знакомая.
Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.
| Традиционный подход | "Перевернутый" подход |
Учащийся | Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. | Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение. |
Учитель | Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. | Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение. |
ИКТ | Использование технологий и веб-инструментов в обучении. | Изменение методов и форм работы посредством ИКТ. |
Методы | Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику. | Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход. |
Построение урока | В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. | Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы. |
Представим схематично объекты переворачивания

Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает ученикам информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию. Учитель, работая в парадигме личностно-ориентированного образования, меньше представляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.

Из этой схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает ученика в потребителя.
Делая вывод, можно отметить, что границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.
РЕСУРСЫ:
« * Перевернутый урок. Как объяснить тему так, чтобы все поняли, и чтобы никому не было скучно?» Диана Богданова, кандидат педагогических наук, Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) / Дети в информационном обществе: информационный журнал - №11, апрель – сентябрь 2012
* Академия С. Хана // https://www.khanacademy.org/
* «7 things you should know about flipped classrooms» //http://www.educause.edu/library/resources/7-things-you-should-know-about-flipped-classrooms (7 февраля, 2012)