СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема и идея стихотворения А.С Пушкина «Анчар»

Категория: Литература
Тема: Анчар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию эстетического вкуса, привитие интереса к шедеврам живописи, поэзии. Привитие ценностей осуществляется через восприятие информации, обсуждение прочитанного текста и выражения собственного мнения.Урок способствует формированию эстетического вкуса, привитие интереса к шедеврам живописи, поэзии. 

Просмотр содержимого документа
«Тема и идея стихотворения А.С Пушкина «Анчар»»

Бояринцева Анджелика Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 города Юрги»


Урок литературы в 9 классе: Тема и идея стихотворения А.С Пушкина «Анчар»


Цели обучения:

  • определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев;

  • выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и е смысл;

  • самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагмент произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа;

  • давать аргументированный ответ на проблемный вопрос;

  • анализировать в прозаическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев;

  • характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.


Критерии успеха:

Ученик достиг цели, если:

  1. определяет завязку произведения;

  2. называет основной конфликт, развитие действия;

  3. фиксирует развязку;

  4. устанавливает главные образы в каждой из частей;

  5. называет тему стихотворения;

  6. определяет идею.


Ученик достиг цели, если:

  1. выражает личное впечатление;

  2. высказывает своё мнение;

  3. приводит цитаты из текста.


Привитие ценностей: Урок способствует формированию эстетического вкуса, привитие интереса к шедеврам живописи, поэзии. Привитие ценностей осуществляется через восприятие информации, обсуждение прочитанного текста и выражения собственного мнения.


Межпредметные связи: Русский язык, Изобразительное искусство.


Навыки использования ИКТ: интерактивная доска, интернет-ресурсы, представление в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).


Предварительные знания: данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных предыдущих уроках, а также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведений, анализа современной интерпретации, характеристики героев через анализ эпизодов.


Ход урока

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

2 мин

Привет­ствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


II. Этап вызова.

Мотивация к изучению новой темы.


5 мин

Постановка целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

(обратить внимание на изображение дерева)


- Что значит слово анчар? Что представляете вы, когда слышите это слово?

- Какая картина рисовалась в вашем воображении при подготовке к выразительному чтению?


  1. Беседа по вопросам.

- Какие темы можно выделить в этом стихотворении? Определите главную тему.

Согласно одной из легенд «пророк Мухаммед посадил это жуткое дерево в наказание за грехи человечества».

- Как в стихотворении описана исто­рия создания дерева яда? Почему поэт избрал такую версию?








- Какие изменения Пушкин внес в текст стихотворения после разговора с Бенкендорфом?

Учитель представляет учени­кам черновики этого стихотворения Пушкина.





Ученики отвечают на вопросы, выразительно читают текст.

















Ученики отвечают на постав­ленные учителем вопросы.

Одна из тем связана с назва­нием стихотворения. Это тема анчара как необыкновенного и опасного создания природы.

Вторая тема - это тема власти и стремления человека подчи­нить себе все во вселенной. У Пушкина создателем дерева яда выступает природа. При этом он подчеркивает, что это была в «день гнева», но не объясняет, чем был вызван этот пу­стыне, где он наименее опасен, потому что там он один. Чело­век вообще не присутствует в пяти строфах.


Три важных изменения:

не про­ставил дату - 1828 год, назвал стихотворение «Анчар», а слова «древо яда» убрал в сноску и в последней строфе вместо слова «царь» оставил «князь». По мнению исследователей, поэт сделал около 200 исправ­лений. Это свидетельствует о напряженной работе поэта над этим стихотворением.

III. Стадия осмысления. Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятель­ности.


20 мин

Учитель организует работу в группах, предложив карточки с заданиями.


КАРТОЧКА 1

  • Внимательно перечитайте легенду.

  • Выделите основные смысловые ча­сти и озаглавьте их (пункты плана).

  • Составьте развернутый план.
































КАРТОЧКА 2

  • Как через образы раскрываются тема и идея стихотворения?

  • Составьте фишбоун к проблеме «Мог ли человек не пойти к смертоносному дереву?






















КАРТОЧКА 3

Составьте даймонд.

Перед выполнением задания пред­лагается учащимся схема алгоритма даймонда.







КАРТОЧКА 4

  • Как через художественные детали раскрываются тема и идея стихотво­рения?

  • Какая идея стихотворения передана через его пространственную компози­цию?

  • Постройте модель художественного пространства.


Ученики делятся на 4 группы, отвечают на опрос каточки-задания.


ГРУППА 1

Первая строфа устанавливает «вселенские» масштабы со­бытия. Вторая строфа говорит о сакральном происхождении анчара.

Третья строфа раскрывает сущ­ность анчара как производите­ля и обладателя смертоносного яда. Это дерево яда - антитеза дереву добра и зла в Раю; анти­теза живительному священ­ному меду, пропитывающему мировое древо в скандинавской мифологии, а также дереву с золотыми яблоками бессмертия в саду Гесперид в древнегрече­ской мифологии. В четвертой и пятой строфах анчар представлен во взаимо­действии с миром природы как полный антипод древу жизни. В шестой-восьмой строфах рассказывается о добывании яда ценой человеческой жизни (послал, потек, возвратился, принес и т. д.). Девятая, последняя строфа -это превращение яда в орудие сознательного убийства других людей ради достижения.

Ученики должны дать названия смысловым частям. В каждой смысловой части можно выделить подпункты.


Фишбоун к проблеме мог ли человек не пойти к смертоносному дереву


1 причина – «Послал к анчару властным взглядом…»

Следствие – «И тот послушно в путь потек»

2 причина –ничем не ограниченная власть.

Следствие – полная покорность.

3 причина – тиран.

Следствие – «И умер бедный раб у ног/ Непобедимого владыки».

4 причина -царь.

Следствие - гибель.

Вывод: нет, не мог, потому что за ядом к анчару по приказу владыки идет не человек, а раб.


ГРУППА 3

Пример даймонда к стихотво­рению «Анчар» Царь.

Всесильный, властный. Приказал, послал, живет. Владыка отправил слугу за ядом.

Подчинился, потек, умер.

Слабый, бесправный.

Раб.


ГРУППА 4

Ученики читают материал «Литературоведческая лесенка. Ступенька 3», посвященный художественной детали. Речь идёт о пейзажных деталях. Детали-эпитеты при характеристике пустыни, дерева, яда и вихря. Детали-сравнения

«как грозный часовой»,

Выделить деталь-лист в пятой строфе.

Властный взгляд - деталь поз­воляет представить не только мимику, но и жест царя. «Царь тем ядом напитал» - деталь-действие владыки. Через них передан жестокий характер равнодушного деспота. Повиновение раба переда­но через детали поведения и действия с помощью наречий и глаголов: послушно, утром возвратился, принес, ослабел, лег и умер у ног. Портретные детали - пот по бледному челу струился хладными ручьями. Изобразительная роль деталей сочетается с психологической. С их помощью нарисован характер покорного во всем человека. Ученики должны размышлять и высказывать свои мысли. Идея опасности зла передана через его распространение во вселенной с помощью челове­ка. Сначала описан анчар - в пустыне-вселенной. Потом яд каплет с него, и пространство вокруг опасно. Далее раб совер­шает путь к анчару и назад. Он выносит яд за пределы пусты­ни. И далее царь еще более рас­ширяет пространство зла.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

10 мин

Развернутый ответ на вопрос:

Чья роль в распространении смерти по земле страшнее: ядовитого дере­ва или человека?

Ученики отвечают на вопрос.

V. Итог урока. Этап рефлексии.

5 мин

«Волшебная лесенка».

Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

  • Нижняя ступенька - не понял.

  • Вторая ступенька - требуется помощь или коррекция

Верхняя ступенька - хорошо усвоил материал и работу может выпол­нить самостоятельно

VI. Информация о домашнем задании.


Написать эссе на тему: «Что страшнее - зло в мире природы или в мире людей?»