Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)
Тема: «Организация профориентационной работы
с обучающимися 8, 9 классов»
Подготовила
Е.С. Юркова
Учитель СБО
г. Онега
2017
Если вы удачно выберите труд и вложите в него
свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Актуальность:
Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с нарушением интеллекта, т.к. выбор профессии для таких обучающихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших образовательные учреждения VIII вида, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении обучающихся.
Профориентационная работа в школе направлена и организована так, чтобы обучающиеся смогли определиться в выборе профессии. С учетом индивидуальных потребностей, формированию их профессиональных компетенций, профессионально – личностных качеств. Овладеть профессией и впоследствии стать социально - адаптированными. Для педагогов школы самым главным является - не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Цель:
Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающих с нарушением интеллекта.
Задачи:
• актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
• подобрать формы работы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с нарушением интеллекта к выбору доступной профессии;
• ознакомить с рабочими профессиями, доступные выпускникам коррекционной школы-интерната;
• ознакомить обучающихся с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;
• формировать профессиональные интересы, склонности.
Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.
При организации профориентационной работы с обучающимися 8,9 классов мы ориентировались на основные результативные критерии и показатели эффективности работы:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.
Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.
Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности
3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда,
т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
Процесс профориентационной работы цикличен и предусматривает поэтапную реализацию:
1. Этап - Подготовительный:
- анкета изучения интересов и склонностей обучающихся;
- изучение готовности к профессиональному самоопределению (результаты анкетирования).
- организация родительского собрания по профориентации обучающихся.
2. Этап – Основной:
- экскурсии на предприятия и организации города Онеги;
- знакомство с рабочими профессиями, изучение требований к поступлению в образовательные организации реализовывалось через
совместное проведение мероприятий с ЦЗН Онежского района,
внеклассные мероприятия,
День открытых дверей в СПО г. Архангельска;
- проведение родительского собрания на тему: «Роль семьи в профессиональном определении подростков»
3. Этап - Обобщающий:
- итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;
- создание стенда по профориентационной работе.
- мониторинг удовлетворенности родителей и обучающихся.
Вывод:
В результате организации по профориентационной работе обучающиеся 8, 9 классов школы-интерната и родители получили знания :
- о профессиях;
- информацию об профессиональных образовательных организациях, принимающих обучающихся с нарушением интеллекта в Архангельской области.
- о перечне документов, необходимых для поступления в образовательные организации.
- контактную информацию профессиональных образовательных организациях, принимающих обучающихся с нарушением интеллекта в Архангельской области.
Научились:
- оформлять необходимые документы.
Обучающиеся и родители после проведения профориентационной работы определились с выбором профессий в образовательных организациях Архангельской области.
- Техникум технологии и дизайна г. Архангельск.
Мастер по обработке цифровой информации – 3 чел.
- Техникум строительства, дизайна и технологий г. Северодвинск
Мастер столярно - плотничных и паркетных работ – 5 чел.
- Торгово - промышленный техникум п. Плесецк.
- пекарь, повар – 5 чел.