СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема.Проблема.Тезис

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к практическому занятию. 

Электив по литературе.

Подготовка к итоговому сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Тема.Проблема.Тезис»

10 класс  Электив «От анализа текста к сочинению»  (Презентация к занятию)  ТЕМА-ПРОБЛЕМА-ТЕЗИС   Ресурс выполнен учителем русского языка и литературы  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»  Афанасьевой Татьяной Анатольевной

10 класс Электив «От анализа текста к сочинению» (Презентация к занятию) ТЕМА-ПРОБЛЕМА-ТЕЗИС

Ресурс выполнен учителем русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Афанасьевой Татьяной Анатольевной

 Анатолий Приставкин.  «Фотографии». Рассказ   Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931- 2008), прозаик.    Родился в Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома, работал на консервном заводе.  Много читал, черпая в книгах надежду. После войны стал участвовать в самодеятельности, читал со сцены стихи, играл в спектаклях и имел успех. Попробовал сам писать стихи и читать их с эстрады, затем предложил их в газету, и они были напечатаны, что его очень вдохновило.   Отслужив в армии, поступил в Литературный институт им. М.Горького.  В 1958 в журнале

Анатолий Приставкин. «Фотографии». Рассказ

Приставкин Анатолий Игнатьевич

(1931- 2008), прозаик. 

Родился в Московской области. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома, работал на консервном заводе.

Много читал, черпая в книгах надежду. После войны стал участвовать в самодеятельности, читал со сцены стихи, играл в спектаклях и имел успех.

Попробовал сам писать стихи и читать их с эстрады, затем предложил их в газету, и они были напечатаны, что его очень вдохновило.  Отслужив в армии, поступил в Литературный институт им. М.Горького. В 1958 в журнале "Юность" напечатал цикл рассказов "Военное детство".  Окончив в 1959 г.институт, разочаровался в своем поэтическом призвании и решил работать в прозе.

В 1987 г. Приставкин опубликовал самое значительное своё произведение - повесть

"Ночевала тучка золотая...", принесшую ее автору широкую известность. 

Толковый словарь Тема -ы, ж. 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 2. Главный мотив музыкального произведения. Г. с вариациями. II прил. тематический, -ая, -ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа. Толковый словарь С.И.Ожегова

Толковый словарь

  • Тема
  • -ы, ж. 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 2. Главный мотив музыкального произведения. Г. с вариациями. II прил. тематический, -ая, -ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа.
  • Толковый словарь С.И.Ожегова
Толковый словарь Проблема -ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чём-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений). II прил. проблемный, -ая, -ое (к 1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы). Толковый словарь С.И.Ожегова

Толковый словарь

  • Проблема
  • -ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чём-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений). II прил. проблемный, -ая, -ое (к 1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы).
  • Толковый словарь С.И.Ожегова
Толковый словарь Тезис [тэ], -а, м. 1. В логике: положение, требующее доказательства. 2. Положение, кратко излагающее какую-н. идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада. Тезисы доклада. Развёрнутые тезисы. II прил. тезисный, -ая, -ое. В тезисной форме. Толковый словарь С.И.Ожегова

Толковый словарь

  • Тезис
  • [тэ], -а, м. 1. В логике: положение, требующее доказательства. 2. Положение, кратко излагающее какую-н. идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада. Тезисы доклада. Развёрнутые тезисы. II прил. тезисный, -ая, -ое. В тезисной форме.
  • Толковый словарь С.И.Ожегова
А.Приставкин. Сборника рассказов «Трудное детство» Рассказ «Фотографии» 

А.Приставкин.

Сборника рассказов «Трудное детство»

Рассказ «Фотографии» 

«Мы жили далеко от дома, я и моя сестрёнка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестрёнку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

-Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

-Болеет... — повторяла девочка.

-А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьёт.

-Бьёт…

-Вот это тётя. У нас неплохая тётя.

-А здесь?

-   Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестрёнка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о на-шей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестрёнка. И следу-ющий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.

-Вот папа наш, он на фронте, и тётя, и маленькая Людочка...

-А мама?

-Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тётя. У нас очень хорошая тётя.

Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, кото-

рыми затыкали окна, покрывались пышным инеем,почталь-

онша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у

меня мёрзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе.

Два дня я не приходил к сестрёнке. А потом мы сидели ря-

дом, смотрели фотографии.

-   Вот наша тётя. Посмотри, какая у нас удивительная тё-

тя! Просто замечательная тётя. А здесь Людочка и я...

-А где же папа?

-Папа? Сейчас посмотрим.

-Затерялся, да?

—  Ага. Затерялся.

И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.

-   Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвра-щают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

-Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестрёнкой. Мы написали вашей тёте, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скру-чивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались Мы разгля-дывали фотографии.

Вот Людочка. А вот я.

А ещё?

-Ещё? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»

  • ё

Прошло столько лет, а рассказ не утратил своего значения. Лучший образа детства времён войны, трогающий за душу, трудно найти.

Задания и вопросы для работы с текстом

О чём этот рассказ? Какие жизненные ассоциации он вызывает у вас? Как объяснить то, что дети оказались далеко от дома?

Есть ли в рассказе хоть какая-то нотка радости?

Почему так важно было детям рассматривать фотографии? Что они для них значили?

Почему писатель выбрал название рассказу именно «Фотографии»? Какой вариант названия мог бы быть?

Трижды мальчик получает известия, написанные на листках бумаги, но ни разу не сказано, что содержалось в этих листках, зато сказано, что встречи брата и сестрёнки для разглядывания фотографий участились. Обычно эти встречи проходили раз в месяц. После сообщения о маме мальчик пришел к сестре на следующий же день, а после сообщения об отце — через два дня. Случайно ли это? Почему брат не считал возможным сказать сестрёнке правду о смерти родителей?

Как объяснить то, что по мере сообщений, присланных на листках бумаги, последовательно исчезли из конвертика фотографии матери, отца и тёти?

Почему при рассматривании фотографий раз от разу менялась характеристика тёти: сначала мальчик говорил, что она «неплохая», позже — «хорошая», а когда дети совсем осиротели, стала «удивительная» и «замечательная»? Ваши варианты объяснения, почему она не взяла детей из детского дома, что могло содержаться в её письме к завучу?

Текст рассказа у вас перед глазами, вы, наверное, обратили внимание на то, что в нём много многоточий. Как вы думаете, почему?

Как вы понимаете конец рассказа — слова мальчика, сказанные шестилетней сестрёнке: «Ведь нас очень много, правда?»

Этот рассказ рассчитан на творчество читателя, на его догадку. Слов в нём мало, а для размышлений о драматизме жизни детей в военное время и психологическом мастерстве писателя — огромный простор.

Книжная полка

Книжная полка

Книжная полка

Книжная полка

Книжная полка

Книжная полка

Использованные материалы: http://slovarozhegova.ru https://refdb.ru/look/1807352.html http://www.liveinternet.ru/users/sashka_apple/post115718336/

Использованные материалы:

  • http://slovarozhegova.ru
  • https://refdb.ru/look/1807352.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/sashka_apple/post115718336/