3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, делит класс на группы с помощью асыков . Проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «4 буква ». | Ученики осмысливают поставленную цель. | Алчик 1 гр.буква «С» 2 гр. буква «К» 3 гр. буква «З» |
7мин. | III. Изучение нового материла. Сложноподчиненное предложение состоит из простых предложений, одно из которых синтаксически зависит от другого,то ест связано подчинительной связью.Простое предложение,которое в составе сложноподчиненного предложения подчинино другому простому предложению, называется придаточным. Простоепредложение, подчиняющее себе придаточное предложение,называется главным. Сложноподчиненное предложение имеет три основные группы : 1 .Определительные отвечает на вопрос какой? присоединяются к главному с помощью союзных слов-местоимений и наречи что,кто который.например : Дом, в котором поселился таинственнный незнакомец, стоял особником. 2.Изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей присоединяются к главному с помощью изъяснительных союзов и союзных слов что, чтобы, как будто.Например :Было ясно,что погода начнет портиться. 3. обстоятельственные относятся глаголам или словам обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину,цель действия.Например: Когда солнце село, птицы продолжали петь. |
Внимательно слушают , запишут в тетрадях
При изучении нового материала ученики демонстрируют свои знания. |
Слайд №5 Слайд №6
Слайд № 7 Слайд №8 Слайд №9
|
22 мин. |
IV. Закрепление урока. Работа с учебником .Задание №1 упр 186 стр 134 . Определите , какое место занимают придаточные предложения, составьте схемы предложения. Задание №2 фонетический разбор слов : свежесть, правая ,разговор. Задание №3 Сопоставительная работа . Определить тип и вид придаточного предложения. Сравнить СПП с придаточными в русском и казахском языках .1.Чтобы провести «Недлю русского языка» ,мы разработали ее сценарий.-« Орыс тілі аптасын өткізу» үшін , біз оның сценарийін жаздық. 2.Мы изучаем разные предметы , чтобы знать основы наук.- Ғылымның негіздерін білу үшін . біз әртүрлі пәндерді оқимыз. 1.Сходны ли данные сложноподчиненные предложения в русском и казахском языках А) по строению Б) по значению придаточных В) по средством связи . 2. на какое значение действия в главном предложении указывает придаточное? 3. На какой вопрос отвечает придаточное .? 4. Как связывается главное и придаточное предложения в сложноподчиненном предложении? 5. Каковы средства связи в казахском языке ? Задание №4 Творческая работа  составьте диаграмму Венна, укажите различие и общие признаки ССП и СПП. ССП СПП.
Задание №5 Конструирование предложений. Составьте и запишите сложноподчиненные предложения , подабрав к главной части подходящее по смыслу придаточную часть . Главная часть | Придаточная часть | 1.Надо упорно учиться, 2.Яблони не зацвели, 3.Он добрался до города, 4.Мы знаем, 5.Будет теплая метель | А ....когда уже стемнело. Б ....если воробьи чирикают. В ....как красива наша Земля. Г .....чтобы познать себя. Д..... потому что было холодно. | Задание №6 тест |
Работа с учебником ученики демонстрируют свои знания. Задание №1 Выполняют упражнения. Задание №2 Сделают фонетический разбор слов : свежесть, правая ,разговор. Задание №3 Учащиеся делают вывод:СПП обстоятельственные, с придаточными цели , данные СПП в русском и казахском языках сходны по значению придаточных, по средством связи .Придаточные предложения цели указывают цель того , о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы: Зачем? Для чего? С какой целью?Придаточные могут располагаться впереди главного предложенияя или после него. Задание №4 Творческая работа 1.состоит из двух пр.предложений. 2 простые предложения равноправны по смыслу.3.Связаны сочинительными союзами
1.состоит из двух неравноправных частей:главного и придаточного.2.придаточные предложение подчиняется главному по смыслу и строению3.Связаны с помощью подчинительных союзов и созных слов.
Задание №5 Конструирование предложений. Ответы :1г,2д,3а,4в,5б
Задание №6 Ученики демонстрируют свои знания . |
Слайд №10 Учебник
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16 Слайд №17
Слайд №18 Слайд №19
электронный учебник |