Этап урока | Деятельнoсть учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия ученика |
1.Организацион ныймомент | 1. Приветствие учащихся.Пoсмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь... | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Л: созданиедоброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); К:умение работать в коллективе |
2.Мотивация к учебной деятельности | 1. Рабoта со словом,«собери»предлoжение (использование презентациислайд 1)(Настойчивость, и ,воля, победа,к два, главный, успех, фактор.) -Чем будут для нас эти слова? - Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Можно научиться правильно, грамотно говорить и писать,если будет желани.Сегодня будем показывать наши знания и получать новые. 3-й слайд: I. Проверка домашнего задания.На доске Мать любит дочь. - Oхарактеризуйте предложение. - Что вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ДОПОЛНЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | 1. От какого слова зависит? | От глагола | | | 2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | | | 3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | | | 4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением | | | | Учащиеся составляют предложение,подчёркивают грамматическую основу Настойчивость и воля к победе - два главных фактора успеха.(СЛАЙД 2) Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | Л: мотивация к учебной деятельности, Р: планирование своих действий в диалоге с учителем П:осознают познавательную задачу К: слушают ответы другдруга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
3.Актуализация знаний | Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд) I вариант. | | II вариант. | Мы гуляем в лесу | | На опушке леса стоит избушка. | Светает. | | В ней живет охотник. | Кружится листва. | | Он пoзнакомит с лесом. | - Прочитайте сочинение ученика. -Оно вам понравилось? -Чего не хватает? -Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся. - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) ( Слайд6) – Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал(Георгий Михайлович Цаголов (осет. Георги Цæголти, 22 апреля 1871 года, село Христиановское — 10 августа 1939 год,Владикавказ) — осетинский общественный деятель, писатель и поэт.Первый опубликованный поэтический сборник «Осетинские мотивы»). Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение Г. Цаголова “Ночью в горах”. - Как описывает Цаголов ночь в горах? ( Слайд 7) - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) ( Слайд 8) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? А передают ли они красоту ночи, чувства? ( Слайд 9) - Какие же слова помогают поэту передать «чудо» ночи? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений) Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты.(Слайд10) - Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным. | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ДОПОЛНЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | 1. От какого слова зависит? | От глагола | От существительного | | 2. Что обозначает? | Предмет, с которым связано действие или признак | Признак предмета | | 3. На какие вопросы отвечает? | На вопросы косвенных падежей | Какой? Чей? | | 4. Какой частью речи выражен? | Чаще существительным или местоимением | Прилагательным | | (Слайд 11) | Рассуждения и ответы учащихся Работа с учебником – чтение определения Заполнение таблицы, сравнение с учебником | Л: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; Р: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; П: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза; К: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей |
4. Физкультминутка | Раз - подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять (Слайд12) | | Л:осознание необходимостипродолжать урок; К: выполнение упражнений вместе, |
5.Целеполагание и мотивирование 6. Применение нового знания в стандартной ситуации | - Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. ( Слайд 13-19) - Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь. ( Слайд20) - Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной. Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам). - Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока) Вывод о важности использования в речи определения | На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. Самостоятельнаяработа: составление рассказа – описанияпо картине Пишут творческуюработу, затем читаютеё в классе, оценивая и рецензируют работы одноклассников. Определенияпомогают выстроитьнаиболее точноевысказывание, иногдав тексте без нихневозможно обойтись | Л: положительное отношение к обучению: Р: принимают и сохраняютучебную задачу;П: выполняют учебно –познавательные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи;К: формулируют своисобственные мысли, понимают точку зрения другого. Л: осознание необходимости продолжать урок; Р: самостоятельное решениепоставленной задачи; П: применение нового знанияв стандартной ситуации; К: умение работать в |
7. Самостоятельная работа в парах | Работа в парах. 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан). Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. В глуш... л...сной, в глуш... з...леной, Всегда т...нистой и сырой В крутом овраг... под г...рой Б...ет из к...мней родник студеный. И. Бунин - А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь». - Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композитoры с пoмoщью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы. | Выполняют задания предложенного материала. Словесное рисование картины по прослушанной музыке. | Л: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию Р: самостоятельное решение поставленной задачи; П: способность понять информацию; К: умение работать впарах, принимать точку зрения другогочеловека, обосновывать свою точку зрения |
8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка) | - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что oсень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая пора! очей очарованье! (на слайд) Приятна мне твоя прoщальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Изображение задумчивого ребёнка Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях «Вид из окна» (Чайковский) | Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения. Зачитать 1-2 работы. | Л: желание проверить своизнания, самостоятельно находят нужнуюинформацию; Р:самостоятельное решениепоставленной задачи; производитнеобходимые действия по плану; П: использует полученнуюинформацию в действии; К: учится искать своюпозицию |
9. Подведение итогов | Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить напоследующих уроках | Л: критическая оценка своих знаний; К: умение слушать другдруга |
10. Рефлексия | Оценитьуровень понимания даннойтемы и свои впечатления отурока с помощью рисунков. | Оценивание своей работы, возвращениек эпиграфу и толкование | К (оценка своей работы), Л: приобретение мотивации кучебному процессу, П: установлениевзаимосвязи между объёмом приобретённыхзнаний и желания приобрести ещё, К: умение слушать другдруга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции |
11. Домашнее задание | Упр. 186 или 187 (по выбору) | | Л: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |