СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Определение» (технологическая карта )

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён изучению темы "Определение". Он представляет собой технологическую карту, которая составлена по требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Определение» (технологическая карта )»

Технологическая карта .

Класс:5

Тема урока «Определение»

1. Цели урока(образовательная, воспитательная, развивающая):

  • Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

  • Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

  • Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

  • Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

  • Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге.

  • Содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

2. Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием.


3.Тип урока: изучение нового материала.


4.Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.







Этап урока

Деятельнoсть учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия ученика

1.Организацион

ныймомент


1. Приветствие учащихся.Пoсмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь...

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.


Л: созданиедоброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

К:умение работать в

коллективе

2.Мотивация к учебной

деятельности


1. Рабoта со словом,«собери»предлoжение (использование

презентациислайд 1)(Настойчивость, и ,воля, победа,к два, главный, успех,
фактор.)

-Чем будут для нас эти слова?

- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Можно научиться правильно, грамотно говорить и писать,если будет желани.Сегодня будем показывать наши знания и получать новые.
3-й слайд: I. Проверка домашнего задания.На доске

Мать любит дочь.

- Oхарактеризуйте предложение.

- Что вы знаете о дополнении?

Фронтальный опрос по вопросам таблицы

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

 

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

 

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

 

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

 

 


Учащиеся составляют предложение,подчёркивают

грамматическую

основу

Настойчивость и воля к победе - два главных фактора успеха.(СЛАЙД 2)




Учащиеся дают характеристику предложения







Показывают знания предыдущей темы









Л: мотивация к учебной

деятельности,

Р: планирование своих

действий в диалоге с учителем

П:осознают познавательную

задачу

К: слушают ответы другдруга, отвечают, формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку зрения


3.Актуализация знаний

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

I вариант.


II вариант.

Мы гуляем в лесу


На опушке леса стоит избушка.

Светает.


В ней живет охотник.

Кружится листва.


Он пoзнакомит с лесом.

- Прочитайте сочинение ученика.

-Оно вам понравилось?

-Чего не хватает?

-Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.

- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

( Слайд6)

– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.

Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал(Георгий Михайлович Цаголов (осет. Георги Цæголти, 22 апреля 1871 года, село Христиановское — 10 августа 1939 год,Владикавказ) — осетинский общественный деятель, писатель и поэт.Первый опубликованный поэтический сборник «Осетинские мотивы»). Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение Г. Цаголова “Ночью в горах”.

- Как описывает Цаголов ночь в горах?

( Слайд 7)

- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

( Слайд 8)

- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?

А передают ли они красоту ночи, чувства?

( Слайд 9)

- Какие же слова помогают поэту передать «чудо» ночи?

- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.(Слайд10)


- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.


 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

От существительного

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

Какой?
Чей?

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

Прилагательным

 

(Слайд 11)


Рассуждения и ответы учащихся





























Работа с учебником – чтение определения



Заполнение таблицы, сравнение с учебником

Л: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

Р: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

П: осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза;

К: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей


4. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять (Слайд12)



Л:осознание необходимостипродолжать урок;

К: выполнение

упражнений вместе,


5.Целеполагание и

мотивирование

















6. Применение нового знания в стандартной ситуации

- Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. ( Слайд 13-19)

- Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.

( Слайд20)

- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.


Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)








Вывод о важности использования в речи определения


На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.

Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.

Самостоятельнаяработа: составление рассказа – описанияпо картине

Пишут творческуюработу, затем читаютеё в классе, оценивая и рецензируют работы

одноклассников.

Определенияпомогают выстроитьнаиболее точноевысказывание, иногдав тексте без нихневозможно обойтись

Л: положительное отношение к обучению:

Р: принимают и сохраняютучебную задачу;П: выполняют учебно –познавательные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи;К: формулируют своисобственные мысли, понимают точку зрения

другого.

Л: осознание необходимости продолжать урок;

Р: самостоятельное решениепоставленной задачи;

П: применение нового знанияв стандартной ситуации;

К: умение работать в


7. Самостоятельная

работа в парах


Работа в парах.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).

Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин

- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композитoры с пoмoщью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.


Выполняют задания предложенного материала.









Словесное рисование картины по прослушанной музыке.



Л: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную

информацию

Р: самостоятельное решение поставленной задачи;

П: способность понять

информацию;

К: умение работать впарах, принимать точку зрения другогочеловека, обосновывать свою точку зрения

8. Письменная работа

Применение нового

знания в нестандартной ситуации

(вторая мини-физкультминутка)

- Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень?

Известно, что oсень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)
Приятна мне твоя прoщальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Изображение задумчивого ребёнка

Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях

«Вид из окна» (Чайковский)

Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения.

Зачитать 1-2 работы.

Л: желание проверить своизнания, самостоятельно находят нужнуюинформацию;

Р:самостоятельное решениепоставленной задачи; производитнеобходимые действия по плану;

П: использует полученнуюинформацию в действии;

К: учится искать своюпозицию

9. Подведение итогов

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение?


Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить напоследующих уроках


Л: критическая оценка своих знаний;

К: умение слушать другдруга


10. Рефлексия

Оценитьуровень понимания даннойтемы и свои впечатления отурока с помощью рисунков.



Оценивание своей

работы, возвращениек эпиграфу и

толкование


К (оценка своей

работы),

Л: приобретение мотивации кучебному процессу,

П: установлениевзаимосвязи между объёмом приобретённыхзнаний и желания приобрести ещё,

К: умение слушать другдруга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной

позиции

11. Домашнее задание


Упр. 186 или 187 (по выбору)



Л: учащиеся выбирают

упражнение по сложности.