Тема выступления на педагогическом совете школы «Здоровьесберегающие технологии»
Подготовила – Василенкова О.В., классный руководитель 5 класса
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
- Деньги
- Здоровье
- Знания и умения
- Положительные оценки учеников.
Результаты :
Совместно с родителями, медицинским работником школы, я изучила состояние здоровья каждого ребенка в классе. Вот картина здоровья класса (диаграмма):
Эти данные вызвали тревогу. Поэтому приоритетным направлением в работе классного руководителя стала задача создания единой системы воспитания здорового поколения, направленная на обеспечение преемственности в поддержании здорового образа жизни детей, в понимании которого входит взаимосвязь здоровья человека с его природным и культурным окружением.
Здоровье- это
Состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
( Российская педагогическая энциклопедия )
Здоровьесберегающие технологии-
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития .
Медицинский работник школы изучает состояние здоровья учащихся
Питание в школьной столовой
На прогулке. Помощь зимующим птицам.
Работа психолога с учащимися класса
Кружок «Юный исследователь»
Правила поведения на экскурсии
Современные
здоровьесберегающие
технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Витаминизация и аромотерапия
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз- самокоррекция
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая
- Организация работы в режиме смены позы
Физкультминутки- динамические паузы
- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
- для снятия утомления плечевого пояса и рук,
- для снятия напряжения с мышц туловища;
- Гимнастика пальчиковая;
- Гимнастика бодрящая
Гимнастика дыхательная
использую во время контрольной или самостоятельной работы
- успокаивающее дыхание: Вдох выдох пауза
4 с - 5с - 2с
4 с - 4 с - 2с
4 с - 6с – 2с
- мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза
4с - 2с - 4с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
Гимнастика для глаз- самокоррекция
Схема гимнастики для глаз
Рекомендации для учителя
Учитель должен:
- проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении; - обладать педагогическим тактом; -владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения; -уметь сочетать движения с музыкальным ритмом; -знать основы терминологии физических упражнений
Расстановка мебели
- Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны.
- не менее 2 раз в год школьников, сидящих в 1 и на 3 рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот.
- Недопустимо использовать 5 рядов так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела.
- Впереди ряда ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие.
- Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 2м, а до последнего – 8м.
- надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья.
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
- Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
- Самомассаж
На уроке физической культуры
Аромотерапия
Психогимнастика-
это упражнения, этюды, игры,
направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
Музтерапия
использование музыки как оформления фона занятий.
- музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие
Арттерапия –коррекция через творчество
- Рисунки на полях тетради символа дня, лепка рисование, вышивание
- Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения
Организация саморефлексии.
Ведение дневника здоровья
- Каждый день начинался и заканчивался фиксацией в специальном дневнике здоровья (Дневнике настроения) состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе дня, урока, упражнения, помогающие укреплению стрессоустойчивости.
- Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.
Обо мне и моей семье
- Я родился____________________________
- Я живу____________________________________
- Я учусь__________________________________
- Мой рост_________ Мой вес___________
- Мои родители
- Мама__________ Папа _____________
Моё
фото
Занимательная страничка
Проверь себя.
1. Во сколько ты ложишься спать?________________
_______________________________________
2.Какова продолжительность твоего сна?___________
3.Проветриваешь ли ты комнату перед сном? _______
______________________________________________
4.Какие правила гигиены нужно соблюдать перед сном? _______________________________________
_____________________________________________
Какую колыбельную песню пели или поют тебе мама, бабушка перед сном?
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Дни здоровья
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
месяц
сентябрь
мероприятие
оценка
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
Ο – здорово! Ο – хорошо Ο - нормально
Здоровье самого учителя
учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Факты:
- Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
- У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Тренинг-тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»
I . Если утром вам надо встать пораньше, вы
1. заводите будильник
2. доверяете внутреннему голосу
3.полагаетесь на случай
II. Проснувшись утром , вы
1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом
начинаете собираться на занятия
3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом
III. Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами 2. из мясного блюда и кофе или чая 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять
IV. Вы предпочли бы ,
1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой
2.поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе
3.поесть не торопясь еще немного отдохнут ь
Пропишите себе рецепт оздоровления.
Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас.
Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА
1. она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило
Будьте здоровы!!!
“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
СОКРАТ