СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по природоведению, 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по природоведению специальных(коррекционных) образовательных учреждений (5 класс) VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по природоведению, 5 класс.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


 Рабочая программа по природоведению  в 5 классе составлена на основе  учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.                               Учебник. .Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 176 с. :ил.


Класс

Название учебника

Авторы

Год издания

Наличие рабочей тетради

5

Природоведение

О.А.Хлебосолова

Е.И.Хлебосолов

2008, Москва

Гуманитарный издательский центр «Владос»

Нет



Изучение природоведения в начальных классах школы VIII вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встреча­ющимися в действительности. В то же время данный учебный пред­мет для пятиклассников является подготовительным, способству­ющим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных есте­ствоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.


Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

проведение фенологических наблюдений;

выполнение практических работ и мини-исследований;

уроки с элементами исследования

урок -зачет

Основным типом урока является комбинированный.




Виды и формы организации учебного процесса

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.






п/п

Класс

Название курса

Количество учебных недель

Количество часов

в неделю

в год

1

5 класс

Природоведение

34

2 часа


68часов


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней.


Пятиклассники учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.


Цели :

Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.


Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:


формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека


установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений


экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.


воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.





Результаты освоения учебного предмета.


Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные:


Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Развитие мыслительной деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала


Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;


Предметные результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся.


Обучающиеся к концу 5 класса должны знать :

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.



Обучающиеся к концу 5 класса должны уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.


Содержание учебного предмета, курса


Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

  1. Окружающий нас мир;

  2. Изменения в жизни природы;

  3. Наша Родина – Россия;

  4. Увлекательные путешествия в мир природы;

  5. Рядом с нами;

  6. Человек. Охрана здоровья.

  7. Экология. Охрана природы.

Окружающий нас мир (2ч).

Типы поселений людей – город и село. Знакомство с учебником, тетрадью.

Изменения в жизни природы(16ч).

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

Наша Родина – Россия (7ч).

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).

Увлекательные путешествия в мир природы (19ч).

Живая природа.

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и животные луга. Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).Демонстрация фильма, на тему: «Использование лугов (как пастбищ и для сенокосов)»

Растения и животные болота.Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов.Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Человек. Охрана здоровья(12ч).

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость. Болезни цивилизации (желудочно- кишечные, сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

Экология. Охрана природы(4ч).

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы. Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения.

Повторение пройденного.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям.


Демонстрации: гербариев, микропрепарата – бактерии, влажного препарата – рыбы, муляжей грибов и овощей.



8 .Формы промежуточной аттестации

Формы промежуточной аттестации по предмету «Природоведение»



класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

5

Проверочная работа

Проверочная работа

Проверочная работа

Тестирование



9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Тема

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

5 класс

1.

Окружающий мир.

2

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с текстом. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Сбор и классификация коллекционного материала. Постановка опытов для демонстрации классу. Выполнение работ практикума. Формулировка цели работы с книгой, текстом. Мотивация работы. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Прогнозирование в той или иной степени результатов выполненной работы. Выделение в тексте основных положений, идей. Изучение материала в соответствии с планом. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Оформление результатов работы. Практические работ.


2.

Изменения в жизни природы.

16

3.

Наша Родина – Россия.

7

4.

Увлекательные путешествия в мир природы.

19

5.

Рядом с нами.

6

6.


7.





Человек. Охрана здоровья.


Экология. Охрана природы.




12


4









10.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература.

Методические пособия для учителя:

Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2001.

Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов Природоведение 5 класс Москва «Владос» 2008 год.


И.В. Романов, Р.А. Петросова Природоведение 5 класс Москва «Дрофа»2011

     

Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Клуб учителей биологии коррекционных школ 8 видаhttp://www.proshkolu.ru/club/zhisn/list

Биология раздела «Материалы для коррекционных школ и классов»

http://pedsovet.su/load/344

Блог учителей коррекционной школыhttp://lazgina.wordpress.com/category


11.Планируемые результаты


Пятиклассник научится

Пятиклассник получит возможность научиться

Знать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.

Осознанно соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.

Знать предметы и явления окружающей среды.

Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;


Участвовать в беседе, отвечая на вопросы учителя.

Активно участвовать в беседе, высказывать собственную точку зрения.

Высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений с помощью учителя.

Связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений.


Знать правила поведения в природе.

Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Знать расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы).


Уметь находить расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые).


Знать основные правила охраны природы и основные отделы тела человека.

Знать основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Знать основные санитарно- гигиенические правила.

Соблюдать основные санитарно - гигиенические правила, по отношению к себе.






Календарно – тематическое планирование по природоведению

5 класс

(66ч, 2 ч в неделю)

№ урока

Дата

По факту

Наименование общей темы, темы урока

Цель урока

Дидактические материалы, наглядные пособия




Окружающий мир (2ч)



1



Человек и природа.

На примере иллюстраций рассмотреть разные типы поселений людей.

Иллюстрации типов поселений

2



Окно в природу.

Познакомить уч-ся с разнообразием растительного и животного мира.

Рисунки учебника




Изменения в жизни природы

(16ч)



3-1



Календарь природы.

Познакомить с планетами и другими телами солнечной системы.

Атласы

4-2



Погода.

Рассмотреть, что называют «погодой», почему она изменчива.

Календари погоды

5-3



Температура воздуха.

Познакомить со строением термометра и научить определять температуру.

Термометры

6-4



Вода в воздухе. Осадки.

Рассмотреть процессы образования тумана, росы, облаков.

Рисунки учебника

7-5



Ветер.

Познакомить с понятием -ветер.

Рисунки учебника

8-6



Прогноз погоды.

Рассмотреть как можно предсказать погоду?

Рисунки учебника

9-7



Смена дня и ночи.

Рассмотреть процесс смены дня и ночи.

Теллурий

10-8



Суточные часы.

Объяснить уч-ся, почему на смену дня всегда приходит ночь.

Теллурий

11-9



Сутки в жизни растений и животных.

Рассмотреть изменения происходящие в теч. суток.

Рисунки учебника

12-10



Смена времён года.

Рассмотреть процесс смены времён года.

Глобус

13-11



Осень.

Рассмотреть отличительные признаки осени.

Иллюстрации, рис. учебника

14-12



Зима.

Рассмотреть отличительные признаки зимы.

Иллюстрации, рис. учебника

15-13



Весна

Рассмотреть отличительные признаки весны.

Иллюстрации, рис. учебника

16-14



Лето.

Рассмотреть отличительные признаки лета.

Иллюстрации, рис. учебника

17-15



Многолетние изменения в природе.

Познакомить уч-ся с многолетними изменениями в природе.

Иллюстрации, рис. учебника

18-16



Многообразие живых организмов.

Познакомить уч-ся с многообразием живых организмов.

Иллюстрации, рис. учебника




Наша Родина – Россия (7ч)



19-1



Российская Федерация.

Рассмотреть в каком полушарии и на каком континенте находится территория нашей страны, воды каких океанов её омывают.

Карта полушарий

20-2



Города и сёла.

Назвать главные различия села и города.

Рис. учебника

21-3



Москва – столица России.

Познакомить уч-ся с главным городом государства – столицей.

Набор иллюстраций

22-4



Разнообразие поверхности.

Рассмотреть разнообразие поверхности.

Физич. карта

23-5



Полезные ископаемые.

Познакомить с понятием: полезные ископаемые,

Физич. карта

24-6



Природа России.

Познакомить уч-ся с особенностями природы России.

Физич. карта

25-7



Заповедники и национальные парки.

Рассмотреть, зачем были созданы первые охраняемые природные территории.

Рис. учебника




Увлекательные путешествия в мир природы (19ч)



26-1



Лес.

Рассмотреть условия необходимые для произрастания леса, как люди используют лесные богатства.

Фрагменты д.ф.

27-2



Растения леса.

Познакомить уч-ся с растениями леса.

Иллюстрации

28-3



Грибы.

Познакомить уч-ся с характеристикой грибов, грибами съедобными и ядовитыми.

Муляжи грибов

29-4



Лесной дом и его обитатели.

Познакомить уч-ся с обитателями леса.

Рис. учебника

30-5



Птицы леса.

Познакомить уч-ся с разнообразием птиц леса.

Уч. таблица «Птицы леса»

29-6



Змеи и ящерицы.

Рассмотреть какое место в природе занимают змеи и ящерицы, как к ним нужно относиться.

Уч. таблица «Змеи и ящерицы»

30-7



Насекомые леса.

Познакомить уч-ся с насекомыми леса.

Рис. учебника

31-8



Луг.

Рассмотреть – почему луг называют «Царством трав»?

Рис. учебника

32-9



Луговые травы

Познакомить уч-ся с разнообразием травянистых растений.

Иллюстрации

33-10



Животный мир луга.

Познакомить уч-ся с разнообразием животного мира луга.

Иллюстрации

34-11



Насекомые луга.

Познакомить с многообразием насекомых луга.

Иллюстрации

35-12



Обитатели почв.

Познакомить уч-ся с животными - обитателями почв.

Иллюстрации

36-13



Крот.

Рассмотреть особенности припособлений к жизни под землёй.

Рис. учебника

37-14



Болото.

Рассмотреть, почему болота называют «гиблыми местами»

Иллюстрации

38-15



Растения болот.

Рассмотреть, могут ли болотные растения страдать от недостатка воды.

Рис. учебника

39-16



Птицы болот.

Познакомить уч-ся с разнообразием птиц болота.

Рис. учебника

40-17



Вода на Земле.

Рассмотреть, почему воду называют величайшим даром природы.

Рис. учебника

41-18



Животные морей и океанов.

Познакомить уч-ся с морскими животными.

Уч. таблицы

42-19



Жизнь на границе двух сред.

Познакомить с живыми существами обитающими в водоёмах суши.

Рис. учебника




Рядом с нами (6ч)



43-1



Культурные растения.

Рассмотреть, чем культурные растения отличаются от своих диких сородичей.

Гербарии растений

44-2



Сад.

Рассмотреть откуда появились плодовые деревья, которые мы выращиваем в саду.

Гербарии растений

45-3



Цветочно-декоративные растения.

Познакомить уч-ся с многообразием цветочно-декоративных растений.

Гербарии растений

46-4



Огород.

Рассмотреть, какие растения называют овощами, разнообразие овощей.

Гербарии растений

47-5



Поле.

Познакомить с растениями, которые человек выращивает в поле.

Гербарии растений

48-6



Природа и наше будущее.

Рассмотреть, что значит «быть настоящим хозяином природы»?





Человек. Охрана здоровья ( 12ч).



49-1



Организм человека. Строение тела человека.

Познакомить уч-ся с особенностями тела человека.

Уч.таблица «Строение тела человека»

50-2



Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Познакомить с особенностями строения кожи.

Уч. таблица «Кожа»

51-3



Внутренние органы. Спинной мозг.

Познакомить с особенностями строения спинного мозга.

Уч. таблица «Спинной мозг»

52-4



Головной мозг.

Познакомить уч-ся с особенностями строения головного мозга.

Уч. таблица «Головной мозг»

53-5



Сердце. Лёгкие.

Рассмотреть строение сердца, лёгких.

Уч. таблица «Сердце»

54-6



Желудок, кишечник, печень, почки.

Рассмотреть строение желудка, кишечника, печени.

Уч. таблица «Органы пищеварения»

55-7



Мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).

Познакомить с особенностями строения мышц, скелета человека.

Скелет человека

56-8



Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.

Рассмотреть значение правильной осанки для здоровья человека.

Рис. учебника

57-9



Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

Познакомить с причинами и предупреждением заболеваний.


60-10



Болезни цивилизации. Меры профилактики.

Познакомить уч-ся с болезнями цивилизации, с мерами профилактики.


61-11



Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Познакомить уч-ся с вредным влиянием на здоровье человека никотина, алкоголя, наркотиков.


62-12



Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

Рассмотреть необходимость занятия физкультурой и спортом.

Рис. учебника




Экология. Охрана природы ( 4ч).



63-1



Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов.

Познакомить с понятием – экология.

Рис. учебника

64-2



Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.

Познакомить с необходимостью охраны лесов, лугов, растит. и живот. мира.


65-3



Растения и животные, занесённые в «Красную книгу».

Познакомить уч-ся с растениями и животными, занесёнными в «Красную книгу».

Иллюстрации

66-4



Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Познакомить уч-ся с правилами поведения человека в городе, сельской местности и на природе.