СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 И 4 КЛАССАХ ПО 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ - 102 ЧАСА В ГОД
Литературное чтение 2 класс
Тематическое планирование
№ | Раздел. Название темы. | Элементы содержания.
| Универсальные учебные действия. |
1 четверть | |||
1. | Самое великое чудо на свете
| Различие типов книг, использование выходных данных | Знать: – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) |
Устное народное творчество -12ч | |||
| Русские народные песни, потешки и прибаутки.
| Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; – делить текст на смысловые части; – создавать небольшой устный текст на заданную тему |
2 | Малые фольклорные жанры. Считалки и небылицы. | Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения | Знать:– правила заучивания стихотворений; – малые фольклорные жанры: считалки и небылицы. Уметь: – выполнять словесное рисование картин природы; – читать осознанно текст художественного произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); |
3. | Народная мудрость в загадках. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. | Знать народные загадки. Уметь: – отгадывать загадки; – различать загадки народные и авторские; – участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. |
4. | Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров. | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. | Уметь: – различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры); – подбирать пословицы к стихам; – читать осознанно текст художественного произведения; |
5. | Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». Проверка техники чтения. | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные |
6. | Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики». | Народная сказка. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); |
7. | Сказка о животных «Лиса и тетерев». | Народная сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать понятие «сказка о животных». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры сказок о животных; – различать сказки народные и литературные. |
8. | Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль». | Народная сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания литературного произведения. | Знать понятие «сказка о животных». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры сказок о животных; – различать сказки народные и литературные. |
9. | Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора». | Народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать понятие «бытовая» сказка. Уметь: – пересказывать с опорой на картинный план; – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); |
10. | Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди». | Народная сказка. Герои произведения. Иллюстрации в книге и их роль в понимании произведения. | Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка». Уметь: – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать фольклорные жанры. |
11. | Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди». | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | |
12 | Урок-обобщение по теме «Устное народное творчество». | Различение малых фольклорных жанров. Народная сказка. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать понятие «устное народное творчество». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать текст; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; |
Люблю природу русскую. Осень -7ч | |||
13. | Образ осени в стихах Ф. Тют-чева «Есть в осени первона-чальной» К. Бальмонта «Поспевает брусника…». | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать: произведения русских поэтов о природе. Уметь: – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); |
14 | Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени.
| Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Знать: произведения русских поэтов о природе. Уметь:– выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – анализировать средства художественной выразительности. |
15 | Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой. | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь:– описывать поэтический образ осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
16. | Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы». | Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Знать понятие «рифма». Уметь:– находить рифму в произведении; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
17. | Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро». - | Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь:– анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
18. | Поэтический образ осени в произведениях И. Бунина «Сегодня так светло...»
| . Декламация | – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
19. | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объ-ему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь:– анализировать средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – участвовать в диалоге при обсужде-нии прочитанного произведения |
русские писатели -13ч | |||
20. | Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии». | Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворное произведение наизусть (по выбору). |
21. | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). | Произведения А. С. Пушкина о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения А. С. Пушкина о природе. Уметь:– читать выразительно и осознанно текст стихотворений; – осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы |
22. | Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима». | Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Знать понятие «олицетворение». Уметь:– анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них; – читать выразительно стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
23. | Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Литературная сказка. Осо-знанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать содержание сказки. Уметь:– читать выразительно и осознанно текст сказки; – определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; – читать по ролям; – участвовать в обсуждении прочит; – высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам. |
24. | Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыба-ке и рыб-ке». | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Знать содержание сказки. Уметь:– читать выразительно и осознанно текст сказки; – определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; – читать по ролям; |
25 | Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина. | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать произведения А. С. Пушкина о зимней природе. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст художественно-поэтического произведения; – читать наизусть выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина; – характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина. |
26. | Обобщение по теме «Русский писатель А.С.Пушкин». | Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. | Уметь: – сравнивать авторские сказки и народные; – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему |
27. | Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать:– понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; |
28. | Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать: – понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; |
29. | Народная мораль в характере главных героев | Басня. Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать: – понятие «быль»; – творчество Л. Толстого. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; |
2 четверть | |||
30. | Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филипок».
| Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Уметь: – выделять особенности сюжета произведения; – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; |
31. | Познавательный характер в рассказах Л. Н. Толстого. | Научно-популярные произведения. | Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); – определять тему и главную мысль произведения; |
32. | Обобщение по теме «Русские писатели». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | – давать характеристику главным героям произведения; – участвовать в обсуждении прочитанного; – отвечать на обобщающие вопросы по теме |
О братьях наших меньших -8ч | |||
33. | Тема заботы о животных. Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова«Жила-была собака…» | Произведения о природе. чтение целыми словами. Выразительное чтение, Осознанное правильное использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание содержания литературного произведения. | Уметь: – прогнозировать жанр поведения героев путем выбора произведения; – определять мотив правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – участвовать в анализе содержания; – оценивать события, поступки героев; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
34. | О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин щенок». | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев. | Уметь: – выполнять творческую работу (сочинение сказок); – читать осознанно и выразительно текст художественного произведения; – определять его тему и главную мысль. |
35. | Забота о животных в рассказах М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята». | Произведения классиков детской литературы о животных. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: – определять, от какого лица идет повествование; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). |
36. | Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – определять построение, характер текста; – использовать силу голоса для постановки логического ударения; – участвовать в диалоге; – формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану; |
37. | Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок». | Произведения классиков детской литературы о животных. Пересказ текста. | Уметь: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; |
38. | Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант». В. Бианки. | Выразительное чтение, Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
39. | Точность и объективность создания картины природы в рассказе В. Бианки «Сова»
| Выразительное чтение, Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
40. | Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших». | Произведения классиков детской литературы о животных. Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Знать произведения о животных. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать, анализировать произведения. |
Из детских журналов -6ч | |||
41. | Из детских журналов. Д. Хармс «Игра». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; |
42. | Из детских журналов. Д. Хармс «Вы знаете», «Весёлые чижи». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать:– названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; |
43. | Из детских журналов. Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать: – названия детских журналов; – понятие «юмор» произведения. Уметь:– анализировать произведение; – определять средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
44. | Юмор в произведениях. Ю. Владимирова «Чудаки». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании. | Уметь: – прогнозировать содержание текста по заголовку; – участвовать в диалоге; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
45. | Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Учёный Петя». | Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – характеризовать поступки героев, их моральные черты. |
46. | Урок-обобщение по теме «Из детских журналов». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них. | Знать названия детских журналов. Уметь: – представлять свой любимый журнал; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
Люблю природу русскую. Зима -7ч | |||
47. | Образ зимы в поэзии. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег». | Произведения о природе Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Знать произведения о зиме. Уметь: – определять средства художественной выразительности; – составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. |
48. | Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». | Произведения Ф. Тютчева о природе, зимнем времени года. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
49. | Природа в стихах. С. Есенин «Поёт зима – аукает…». | Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Знать: – творчество С. Есенина; – понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – читать стихотворные произведения наизусть. |
50. | Поэтическое изображение берёзы С. Есенин «Берёза». | Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Знать: – творчество С. Есенина; – понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – читать стихотворные произведения наизусть. |
51. | С новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль». | Работа над содержанием произведения. Выразительное чтение, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Уметь: – рифмовать слова, текст; – читать осознанно текст произведения; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему. |
52. | Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было | Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения. | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и находить главную мысль произведения. |
53. | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о понравившемся произведении. | Знать произведения о зимней природе. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях; – читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору). |
3 четверть Писатели – детям - 17ч | |||
54. | Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница». | Выразительное чтение, | Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: – анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; |
55. | Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К. И. Чуковский «Радость». | Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь:– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику героям. |
56 | Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе». | Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Уметь различать народные и литературные сказки. |
57. | Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Знать творчество С. Я. Маршака. Уметь:– анализировать юмористические стихотворения; – давать характеристику героям; |
58. | Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | Знакомство с произведениями о взаимоотношениях людей, о труде; попытка определить мудрое начало в истории. | Знать творчество С. Я. Маршака. Уметь: – анализировать юмористические стихотворения; – давать характеристику героям; |
59. | Удивление | Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственнос ти. | Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь:– прогнозировать содержание произведения по названию; – анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; |
60. | Страна фантазия в произведениях С. В. Михалкова. | Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственнос ти. | – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
61. | Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок». | Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному. | – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
62. | Поэтическая речь в произведениях. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знакомство с юмористическими произведениями о детях. | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. |
63. | Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знакомство с юмористическими произведениями о детях. | Знать творчество А. Барто. Уметь:– определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. |
64. | Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Знать творчество Н. Носова. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; |
65. | Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники». | Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
66. | Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая | Произведения классиков детской литературы о детях. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
67. | Юмор как добрый развлекающий смех. Н. Н. Носов «Живая
| Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
68. | Анализ произведения Н. Н. Носова «На горке». | Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
69. | Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке». | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
70. | Урок – обобщение по теме «Писатели – детям». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Осмысление цели чтения. | Знать произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; |
Я и мои друзья - 10ч | |||
71. | Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой». «Гляжу с высоты»; Э. Мошковская «Я ушел в свои обиды». | Произведения о взаимоотношениях людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Уметь: – анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
72 | Общение и поступки детей. В. Лунин | Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Уметь: – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
73. | Отношение детей в произведении. Н. Булгакова «Анна, не грусти!». | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения.
| Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; – объяснять авторское отношение к персонажам текста; – читать осознанно текст художественного произведения; |
74. | Анализ произведения. Н. Булгакова «Анна, не грусти!». | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. | Уметь: – читать по ролям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения. |
75. | Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных». | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Уметь: – определять характер текста по заглавию; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные. |
76. | Отношения детей и взрослых. В. Осеева«Волшебное слово». | Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Уметь: – выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
77. | Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово». | Произведения классиков детской литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. | Уметь: – использовать в речи вежливые слова; – строить рассказ по опорным картинкам; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
78. | Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее». | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. | Уметь: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части. |
79. | Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?». | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь: – прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; |
80. | «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». В. Осеева «Почему?». | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Уметь: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; |
| Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья». | Произведения о детях. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, | Знать произведения о детях. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
Люблю природу русскую. Весна. – 3ч | |||
81. | Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь:– выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. |
| Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка». | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь:– выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. |
82 | Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот», А. Блока «На лугу». | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, | Знать приметы весны в произведениях. Уметь:– выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. |
| «Сердце матери лучше солнца греет». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю». | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь:– выразительно читать стихотворения наизусть; – подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки; – анализировать средства художественной выразительности; |
83 | Способы изображения характера героя в произведениях. Е. Благинина, Э. Мошковская. | Произведения о детях. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. | Знать способы изображения характера героя в произведениях. Уметь:– выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности. |
| Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна». | Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Знать произведения о весенней природе. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; |
И в шутку и всерьез - 8ч | |||
84 | «И в шутку и всерьёз». Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!». | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | Знать понятие «орфоэпическое чтение». Уметь: – читать орфоэпически; – читать по роля– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; |
85 | Весёлые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Знать творчество Б. Заходера. Уметь:– отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
86 | Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка». | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. | Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь:– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; – отвечать на вопросы по тексту; |
87 | Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать:– творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь:– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; |
4 четверть | |||
88 | Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой». | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; |
| Юмор в стихах Э. Успенского «Память». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; |
89 | Юмористические стихотворения. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; – давать характеристику героям произведения; – отвечать на вопросы; |
| Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим». | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; |
90 | Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова «В чудной стране». | Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. | Уметь: – объяснять авторское отношение к героям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях |
| Способы Г. Остер «Будем знакомы». | Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь: – выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;. |
91 | Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным». | Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | Уметь: – определять характер произведения по рисункам; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать стихотворные произведения наизусть. |
| Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».Тестирование. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, | Знать юмористические произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
Литература зарубежных стран -11ч | |||
92 | Литература зарубежных стран. Английские народные песенки и загадки. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произвед. |
| Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
93 | Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Перчатки».
| Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
| Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Храбрецы». | Выразительное чтение, | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
94 | Особенность народного французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение, | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с французской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
95 | Особенность немецкого народного фольклора. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Знать понятие «рифма». Уметь:– находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой; – анализировать средства художественной выразительности |
96 | Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Знать творчество Ш. Перро. Уметь: – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; |
97 | Хитрости героя сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». | Произведения зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные |
98
| Реальность шапочка». | Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение, | Знать понятие «фантастика». Уметь: – анализировать мотивы поведения героев; – составлять план пересказа; – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения |
99 | Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
| Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
100 | Противопо-ставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук». | Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Уметь: – анализировать образность художественной речи; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
101 | Юмор в стихах. | Произведения зарубежной литературы. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Уметь: – определять эмоциональность характера текста; – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть. |
102 | Обобщение по теме «Литература зарубежных стран».Проверка техники чтения. | Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. | Знать литературные произведения зарубежных стран. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) |
Литературное чтение 4 класс
Тематическое планирование
№ | Раздел. Название темы. | Элементы содержания.
| Универсальные учебные действия. |
|
| ||||
I четверть – 27 часов. Летописи. Былины. Жития (7 ч) |
| |||
1. | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный |
|
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнитель-ный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
| |
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения. | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг |
|
4 | Былина «Ильины три поездочки» | Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу. |
| |
5 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
|
6 | Внеклассное | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. |
|
|
7 | Обобщение
| Различение жанров
| Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения |
|
Чудесный мир классики (18 ч) |
| |||
8 | Чудесный мир классики. | Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. | Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
|
9 | Характеры | Герой произведения, иллюстрация и ее | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
|
|
10 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания с опорой на авторский текст. |
| |
11 | Внеклассное чтение № 2: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах. | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть
|
|
12 | А. Пушкин. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь читать стихотворные произведения наизусть |
|
13 | А. Пушкин. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.
| Знать название и основное содержание изученного Уметь анализировать поведение |
|
14 | Волшебные сказки: народные и литературные. | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
|
15 | А. Пушкин. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. | Уметь составлять
|
|
16 | Внеклассное | Тема, главная мысль, события, последовательность
| Знать сказки Уметь различать
|
|
17 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. | Знать название и основное содержание изученного Уметь различать |
|
18 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | Обучение составлению | Уметь составлять Иметь представление о классической литературе
|
|
19 | Средства художестве-нной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | Устное изложение Участие в диалоге |
| |
20 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя. Осознанное, выразительное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную |
|
21 | Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
|
|
22 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе | Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.
| Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать
|
|
23 | Внеклассное | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
|
24 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление | Понимание основного содержания услышанного. Участие | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
|
25 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
| Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно |
|
Поэтическая тетрадь (11 ч) | ||||
26 | Тоска по родине и красоте родной природы Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины
|
|
27 | Ф. Тютчев. «Как неожиданно | Настроение лирического героя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
| Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста |
|
II четверть – 21 час | ||||
28 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка» | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
| Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста |
|
29 | Внеклассное чтение. № 5: Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках | Образные языковые средства.
| Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
|
30 | Картины весенней природы и настроение | Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С.Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка. | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства
|
|
31 | Картина сельского быта.
| Уточнение сведений о творчестве поэта. Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы
|
|
32 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении. | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы
|
|
33 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства
|
|
34 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. | Знать творчество Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений |
|
35 | Внеклассное чтение № 6: Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | Осознанность и выразительность чтения
| Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Знать книги о жизни трудового народа |
|
36 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Осознанность и выразительность чтения. Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа».
| Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно |
|
Литературные сказки (11 ч) |
| |||
37 | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать
|
|
38 | Особенности поведения, внешнего облика, речи | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя
|
|
39 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией
| Знать творчество Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану
|
|
40 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Знать творчество Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений |
|
41 | Внеклассное чтение № 7: Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие | Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам |
|
42 | Особенности речи героев сказа | Оценка иллюстрации | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения
|
|
43 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные |
|
44 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Анализировать характер, мотивы поведения героев | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы
|
|
45 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа. Групповая работа (составление плана заданного вида). | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями
|
|
46 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | Выражение личного отношения к прочитанному. Создание небольшого устного текста на заданную тему. Иллюстрирование сказок. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему |
|
47 | Внеклассное чтение № 8: Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова
| Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст |
|
Делу время – потехе час (7 ч) |
| |||
48 | Авторская литературная сказка | Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
| Уметь различать
|
|
III четверть - 30 часов |
| |||
49 | Поучительный смысл «Сказки | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|
50 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта | Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)
|
|
51 | Многознач-ность слова как средство выразитель-ности и создания комического эффекта в рас- | Создание небольших письменных ответов на поставленный | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства
|
|
52 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения
|
|
53 | Внеклассное чтение № 9: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | Рассказ о своих
| Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг
|
|
54 | Обобщение потехе – час» | Умение составлять простейшие задания для викторины
| Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать вы- |
|
Страна детства (7 ч) |
| |||
55 | Б. С. Житков. «Как я ловил Плохое и хорошее в поступках людей | Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)
|
|
56 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать |
|
57 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь определять
|
|
58 | Средства художественной вы- | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
|
|
59 | Внеклассное | Рассказ о своих впечатлениях о произведении
| Уметь приводить примеры произведений фольклора
|
|
60 | М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства |
|
61 | Обобщение по разделу «Страна детства» | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений |
|
Поэтическая тетрадь (5 ч) |
| |||
62 | Тема детства | Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения
|
|
63 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы
|
|
64 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Знакомство с биографией и творчеством автора.. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. | Уметь определять |
|
65 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния | Уметь читать стихотворные произведения наизусть
|
|
66 | Внеклассное Книги о ратных подвигах родного народа | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения
| Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного
|
|
Природа и мы (11 ч) | ||||
67 | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. | Знать творчество Уметь определять |
|
68 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|
69 | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями |
|
70 | Тема самопо- | Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа. | Уметь создавать тему
|
|
71 | Внеклассное чтение № 12: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц | Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги
| Уметь различать элементы книги, пересказывать текст
|
|
72 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения
|
|
73 | Рассказ о животных Е. И. Чару- | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать творчество Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|
74 | Тема природы | Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений |
|
75 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Жанровое своеобразие произведения | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства
|
|
76 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе |
|
77 | Внеклассное чтение № 13: Творцы книг. Рассказы | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств
| Уметь различать |
|
Поэтическая тетрадь (7 ч) |
| |||
78 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства
|
|
IV четверть 24 часа |
| |||
79 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений | Уметь определять
|
|
80 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы |
|
81 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | Знакомство с творчеством автора. Организация диалога, формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать её. | Уметь определять |
|
82 | Иносказательный смысл | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства |
|
83 | Внеклассное чтение № 14: В мире фантастики | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг |
|
84 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений |
|
Родина (5 ч) |
| |||
85 | Тема любви | Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. | Уметь определять
|
|
86 | Патриотичес-кое звучание, выразитель-ность | Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений
|
|
87 | Красота и величие природы в стихотворении | Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений. | Уметь определять
|
|
88 | Тема войны в произведении | Тема войны в произведении. Установление причин событий. Умение выразитель- | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту
|
|
89 | Обобщение по разделу «Родина» | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать
|
|
Страна Фантазия (3 ч) |
| |||
90 | Внеклассное чтение № 15: «Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. | Система событий, составляющих основу художественного произведения | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг |
|
91 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. | Уметь определять |
|
92 | Кир Булычев. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|
Зарубежная литература (10 ч) |
| |||
93 | Фантастичес-кие события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
|
|
94 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать творчество Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы
|
|
95 | Внеклассное | Рассказ о своих впечатлениях о произведении
| Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг
|
|
96 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
|
|
97 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про- | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы
|
|
98 | Характерис-тика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
| Уметь составлять
|
|
90 | Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» | Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять
|
|
100 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» | Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план |
|
101 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать произведения зарубежных авторов. Уметь выразительно читать
|
|
102 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | Итоговый урок, обобщение и систематизация знаний. Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии. | Знать изученные
|
|