СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование уроков музыки 3 класс УМК "Планета знаний

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тематическое планирование уроков музыки 3 класс УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков музыки 3 класс УМК "Планета знаний»

Тематическое планирование уроков музыки в 3 классе


Классы: 3а,3б,3в,3г Учебник «Музыка 3 класс» Бакланова Т.И., АСТ Астрель


п/п

Дата урока

Тема урока,

страницы учебника,цель урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

УУД

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (14 часов)

1


Тема: Концертные залы

с. 6-7

Цель: Воспитание музыкальной культуры учащихся, формирование у них интереса к классической музыке, к её восприятию и исполнению на концертах

Основы музыкальных знаний. Общее представление о кон­цертном зале, его предназначении, устройстве (сцене, зритель­ном зале и пр.) и акустике. Некоторые знаменитые концертные залы России (например, Большой концертный зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, кон­цертные залы Дома музыки в Москве и др.). «Живая» музыка в концертном зале, преимущества ее слушания по сравнению со слушанием музыкальных записей или просмотром концертов по телевизору или в видеозаписи. Общее представление о кон­цертах классической музыки (хоровой, камерной, симфониче­ской и др.). Афиша и программа концерта. Правила поведения слушателей в концертном зале.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: исполнение песни из программы 2 класса.

Слушание музыки. Знакомое произведение классической му­зыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись).

ЛИЧНОСТНЫЕ

- выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение;

- распознавать и эмоционально откликаться на выразительность и изобразительность в музыке

- понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

- осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;

- сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

- распознавать разные виды развития музыкальных произведений

- узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

- исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты произведений;

- формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.



2


Тема: Концерт хоровой музыки

с. 8-9

Цель: Дальнейшее формирование и развитие интереса у детей к хоровому пению, а так же их вокально-хоровых умений и навыков

Основы музыкальных знаний. Общее представление о кон­церте хоровой музыки. Актуализация знаний учащихся о видах хоровых коллективов, о хоровых партиях, об основных прави­лах хорового пения и поведения на сцене участников хорового коллектива. Краткое знакомство с известными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми коллективами. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторе­ние хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского).

Слушание музыки. Фрагмент концерта хоровой музыки (ви­деозапись).

3


Тема: Концерт хоровой музыки: Гимн

с. 10-13

Цель: формирование у детей представления о главном музыкальном символе страны

Основы музыкальных знаний. Понятие гимн. Основные виды гимнов. Общее представление о старинных гимнах российского государства и СССР. Современный Государственный гимн Рос­сийской Федерации, его роль как одного из символов Россий­ского государства. Отражение в музыке и тексте гимна гордости народа за свою страну, патриотических чувств россиян.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: А. Алек­сандров «Государственный гимн Российской Федерации», (сл. С. Михалкова).

Слушание музыки. Видеозапись концертных исполнений гимна РФ

Д/У


Тема: Концерт хоровой музыки: церковные песнопения

с. 14-17

Цель: дальнейшее формирование у детей представлений о про­исхождении древнерусского церковно-певческого искусства; общее представление о знаменном распеве, обиходных песнопениях и их «отраже­нии» в хоровых произведениях русских композиторов-класси­ков

Основы музыкальных знаний. Первоначальные сведения о про­исхождении древнерусского церковно-певческого искусства. Хор патриарших певчих дьяков и Хор государевых певчих дья­ков как первые профессиональные хоровые коллективы в Рос­сии. Древние каноны одухотворенного, возвышенного, ангелогласного хорового пения в храме. Общее представление о знаменном распеве, обиходных песнопениях и их «отраже­нии» в хоровых произведениях русских композиторов-класси­ков (на примере «Всенощного бдения» П.И. Чайковского).

Церковная музыка в репертуаре современных светских про­фессиональных хоров. Особенности концертного исполнения хоровым коллективом произведений церковно-певческого ис­кусства (по сравнению с хоровым пением на церковном бого­служении в православном храме). Сравнение восприятия цер­ковных песнопений во время церковного богослужения и на концерте в концертном зале.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Обиход­ные песнопения (напр., фрагменты Символа веры, Тропаря Рожде­ства Христова и др.)

Слушание музыки. Концертное исполнение произведений древ­нерусского церкоено-певческого искусства и фрагмента 'Всенощ­ного бдения» П. И. Чайковского.

4


Тема: Концерт хоровой музыки: хор

с. 18-19

Цель: Знакомство с новым значением понятия «хор» - как жанра хоровой музыки и малой музыкальной формы, дальнейшее освоение школьниками хорового наследия русских композиторов. воспевающих родную природу и образы русского народа

Основы музыкальных знаний. Двойное значение слова «хор» — хоровой коллектив и хоровое произведение. Хоры русских ком­позиторов-классиков как важная часть их творческого насле­дия. Хоровые «краски» Волшебницы Музыки, создающие коло­ритные музыкальные «портреты» и «пейзажи».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза).

Элементарное музицирование. Музыкально-инструменталь­ные импровизации на тему «Девицы-красавицы» и /или «Чу­десный сон».

Слушание музыки. Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова 'На севере ди­ком» (сл. М.Ю. Лермонтова).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы «Девица-красавица» и/или «Чудесный сон»

5


Тема: Концерт хоровой музыки: кантата

с. 20-21

Цель: Знакомство с понятием «кантата» как жанром хоровой музыки и крупной музыкальной формой, а так же с отражением в хоровой музыке идеи защиты отечества и образов защитников Родины

Основы музыкальных знаний. Понятие «кантата». Компози­тор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент четвертой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Нев­ский» («Вставайте, люди русские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу).

Слушание музыки. Четвертая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»).

6


Тема: Концерт камерной музыки

с. 24-25

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о камерной музыке и ее основных жанрах; общая характеристика куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной музыкальных форм

Основы музыкальных знаний. Понятие «камерная музыка» и ее основные жанры. Камерная вокальная и камерная инстру­ментальная музыка. Первоначальная общая характеристика ма­лых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной).

Общее представление о концертах камерной музыки. Знаме­нитые музыканты-исполнители камерной музыки

Музыкально-исполнительская Пение: повторе­ние одной из песен композиторов-классиков по желанию уч-ся

Слушание музыки. Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении.

7


Тема: Концерт камерной музыки: романс

с. 26-29

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о роман­се как жанре камерной музыки; сведения об истории русского романса и разнообразии малых музыкальных форм, в которых написаны романсы.

Основы музыкальных знаний. Общее представление о роман­се как жанре камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса. Старинные традиции исполнения романсов в домашних музыкальных салонах. Современные концерты и исполнители русского романса. Сравнение звуча­ния романса в «живом» исполнении, в музыкальной записи и в кинофильме.

Разнообразие малых музыкальных форм, в которых написаны романсы. Музыкальные «краски», с помощью которых в роман­сах воплощаются тонкие человеческие чувства и переживания.

Музыкально-исполнительская деятельность. Мелодеклама­ции текстов романсов (напр. А. Варламова «Белеет парус оди­нокий» (сл. М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига).

Слушание музыки. Видеозаписи концертного исполнения романсов А. Варламова «Белеет парус одинокий» (сл. М. Лер­монтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбни­ков «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) — из кино­фильма «Приключения Буратино».

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Цветок», «Перекличка птиц" и «Волны» из программы I класса.

8


Тема: Концерт камерной музыки: пьеса

с. 30-31

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки и средствах музыкальной выразительности; музыкальная форма и ху­дожественно-образное содержание.

Основы музыкальных знаний. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Примеры зна­комых учащимся пьес П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», написанных в различных малых музыкальных формах. Композитор А. Лядов и его фортепианные пьесы из цикла «Би­рюльки». Средства музыкальной выразительности (музыкаль­ные «краски»), использованные композитором для создания этих Музыкальных миниатюр.

Пьеса А. Лядова «Про старину», ее музыкальная форма и ху­дожественно-образное содержание.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинных русских народных песен из программы 2 класса.

Элементарное музицирование и основы сочинения музыки.

Музыкально-инструментальная импровизация на тему «Бирюль­ки» (напр. «Бирюлька-юла», «Бирюлька-пирамидка", «Бирюль­ка-самовар» и др.) для металлофона, игрушечного рояля или дет­ского синтезатора.

Слушание музыки. А. Лядов «Бирюльки», «Про старину» (ви­деозаписи концертного исполнения).

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Зеркало» и «Юла».

Музыкально-изобразительная деятельность. Актуализация знаний учащихся о миниатюрной живописи, о лаковой мини­атюре (Палех, Федоскино). Рисование под музыку ми­ниатюры на тему «Русская старина».

9


Тема: Концерт камерной музыки: соната

с. 32-33

Цель: Знакомство с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование первоначальных представлений о сонатной форме

Основы музыкальных знаний. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Первоначаль­ное знакомство с сонатной формой. Композитор Людвиг Ван Бетховен и его соната № 14 (Лунная) как воплощение в сонат­ной форме глубоких раздумий и душевных переживаний ком­позитора.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Песня Л,-В. Бетховена «Сурок» (русский текст Н. Райковского).

Элементарное музицирование и основы сочинения музыки: Музыкальная картина на тему одной из картин М. Чюрлениса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звездная соната»). Музыкальная импровизация «Мелодия лунной ночи».

Слушание музыки. Л.-В. Бетховен. Соната № 14 (Лунная).

Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с картинами М. Чюрлениса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждение различных предположений (гипо­тез) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен.

10


Тема: Концерт симфонической музыки

с. 36-37

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об истории возникновения симфониче­ских оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Актуализация знаний учащих­ся о расположении оркестра на сцене концертного зала.

Основы музыкальных знаний. Актуализация знаний учащих­ся о симфонической музыке и симфоническом оркестре. Пер­воначальные сведения об истории возникновения симфониче­ских оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Современный симфонический ор кестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Некоторые знаменитые симфонические ор­кестры и их дирижеры.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторе­ние под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ.

Слушание музыки. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества».

Музыкально-пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав сим­фонического оркестра (под музыкальную запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).

11


Тема: Концерт симфонической музыки: симфония

с. 38-39

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о сим­фонии как крупной музыкальной форме

Основы музыкальных знаний. Общее представление о сим­фонии как крупной музыкальной форме (на примере Симфо­нии № 1 (Зимние грезы) П. Чайковского). Музыкальные «кра­ски» симфонического оркестра, создающие таинственные образы на фоне зимней природы. Мелодия русской народной песни «Цвели цветики» в финале Симфонии № 1 П.И. Чайков­ского как пример отражения в симфонической музыке русского народного творчества.

Сравнение музыкальных и поэтических «красок» в художе­ственных образах зимней природы.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: романс М. Яковлева «Зимний вечер» (ел. А. Пушкина). Мелодеклама­ция стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Русская на­родная песня «Цвели цветики».

Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Музыкально-инструментальные импровизации на темы «Му­зыка зимы» и/или «Зимние грезы».

Слушание музыки. П. Чайковский. Симфонии N° 1 (Зимние грезы) — фрагмент.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-фанта­зия на тему «Зимние грезы».

12


Тема: Концерт симфонической музыки: симфония

с. 42-43

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о

Основы музыкальных знаний. Повторение понятий «симфо­ния» и «симфонический оркестр». Композитор А. Бородин и его Симфония № 2 (Богатырская): выражение в этом симфони­ческом произведении русской удали, душевной широты и силы. Имитация инструментами симфонического оркестра звучания русских народных инструментальных наигрышей.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение русской народной песни «Вспомним, братцы, Русь и славу».

Элементарное музикирование и основы сочинения музыки. Сочинение и исполнение двух контрастных «богатырских» ме­лодий (музыкальных тем). Разучивание мелодии русского плясово­го наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях.

Слушание музыки. А. Бородин. Симфония № 2 (Богатыр­ская)— фрагменты.

13


Тема: Концерт симфонической музыки: симфоническая картина

с. 44-45

Цель: Знакомство с программными произведениями симфонической музыки, обогащение их представлений о взаимосвязи музыки и живописи

Основы музыкальных знаний. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите (на примере сюиты А. Лядова «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра). Мелодии русских народных пе­сен различных жанров в этой симфонической сюите. Первона­чальное представление о понятии «духовный стих» (в связи со знакомством с «Духовным стихом» из сюиты А. Лядова).

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня «Я с комариком плясала», мелодия которой звучит п сюите А. Лядова. Повторение русских народных песен различных жанров,

Слушание музыки. А. Лядов «Восемь русских народных пе­сен» для симфонического оркестра (фрагменты).

14


Тема: Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита

с. 48-49

Цель: Формирование у учащихся представление о крупных музыкальных формах в симфонической музыки и первоначальной восприятие и анализа такой музыки

Основы музыкальных знаний. Изобразительность и вырази­тельность в симфонической музыке, программная музыка (на примерах симфонических картин А. Лядова «Баба-Яга» и «Вол­шебное озеро»). Симфонические «краски», создающие сказоч­ные образы. Сравнение сказочных образов в симфонических картинах А. Лядова и в песнях.

Музыкально-исполнительская деятельность, Пение: старин­ные и современные песни о сказочных персонажах (например, игровая русская народная песня «Баба-Яга» или песня М. Дуна­евского «А мне летать охота» (сл. Ю. Энтина).

Элементарное муэнцнроваине и основы сочинения музыки. Ритмическая импровизация на тему «Баба-Яга — костяная но­га» на любых народных музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Симфонические картины А. Лядова «Ба­ба-Яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты).

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнения «Звуковые волны».

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (13 часов)

15


Тема: Музыкальные театры

с. 58-59

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о театре как синтетическом виде искусства; об истории рождения театрального искусства в Древней Греции и роли музыки в театральном искусстве.

Основы музыкальных знаний. Обшие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зала и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с - драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и ба­лета, театр оперетты ндр. Некоторые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран (Большой театр (Москва), Мариинский театр (Санкт-Петербург), Ла Скала (Милан), Гранд Опера (Париж) и др.). Основы театрального этикета.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторе­ние фрагментов хоров из опер (напр., хора девушек из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»).

Слушание музыки. Фрагменты музыкальных спектаклей (в видеозаписях).

ЛИЧНОСТНЫЕ

- определение главных героев оперы или балета, оценка их музыкальной характеристики;

-демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки;

- проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

- выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

- расширение представлений о музыкальном языке произведений

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки


КОММУНИКАТИВНЫЕ

- передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

- формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.)

16


Тема: Опера

с. 60-65

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об опере, как виде музыкально-театрального искусства и синтезе искусств в оперном спектакле

Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «опера» как одного из видов театрально-музыкального искусства. Виды искусства, объединенные в оперном спектакле. Общее пред­ставление об истории рождения оперы в Италии. Понятие «либретто». Появление оперы в России. Постановки оперных спектаклей в придворных и крепостных театрах.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение, повторение фрагментов хоров из опер ( хора из оперы В.-А. Мо­царта "Волшебная флейта»).

Слушание музыки. Фрагмент старинной итальянской оперы

17-18


Тема: М.Глинка, опера «Руслан и Людмила»

с. 66-67, 68-69

Цель: знакомство с понятием либретто. Создание целостного представления об Опере «Руслан и Людмила» М. Глинка.


Основы музыкальных знаний. М.И. Глинка как основатель русской классической оперы. Отражение в «зеркале» оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» одноименной поэмы А.С. Пушкина. Знакомство с либретто оперы М. Глинки «Рус­лан и Людмила». Образы русской старины и сказочного мира на оперной сцене.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторе­ние старинной русской народной песни (например, «Бояре»),

Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа». «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки, арабского и турецкого). Старинные русские народные свадебные песни

Музыкально-пластическая деятельность. Инсценировка шествия Черномора со свитой (под музыку "Марша Черномора»).


19-20


Тема: Н.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка»

с. 70-71, 72-73

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о музыке Римского-Корсакова и отражении в опере старинного народного обряда прово­дов масленицы, а также древнерусского быта народного пе­сенного творчества

Основы музыкальных знаний. Знакомство с либретто оперы и ее основными действующими лицами. Некоторые персонажи древнеславянских мифов (Леший, Лель, Ярило и др.) — дейст­вующие лица оперы. Образы скоморохов в опере, краткая ин­формация об истории скоморошества на Руси. Образы гусля­ров-слепцов, краткая информация о «каликах перехожих» на Руси. Отражение в опере старинного народного обряда прово­дов масленицы, а также древнерусского быта н народного пе­сенного творчества.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторе­ние народных масленичных песен из программ для 1 и 2 клас­сов. Русские народные песни «Прощай, масленица» и «А мы просо сеяли» (цитируемые в опере «Снегурочка»),

Элементарное музицированне. Озвучивание с помощью лю­бых музыкальных инструментов эскиза декорации к опере «Снегурочка». Музыкальная картина-импровизация «Весенний лес в Стране берендеев». Озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина».

Слушание музыки. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсако­ва «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли».

Арт-терапевтичсская деятельность. Повторение музыкальных игр "Перекличка птиц» и «Лесное эха».

Музыкально-пластическая деятельность. Пластические имп­ровизации на темы «Шествие царя Берендея» и «Пляска скоморохов-.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-пейзаж «Ярилина долина».


21


Тема: Оперы для детей

с. 76-77

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о том, как «серьезный» музыкальный жанр может быть интерпретирован к детской музыке Знакомство детей с детским музыкальным театром, развитие у них интереса к оперному искусству как к наиболее доступному материалу для учащихся начальной школы

Основы музыкальных знании. Детский музыкальный театр им. Н. Сац » Москве, Детские оперы («Дюймовочка», «Дитя волшебства» и др.) в его репертуаре.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Фраг­мент оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».

Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью лю­бых музыкальных инструментов одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Волк и семеро козлят»).

Слушание музыки. Фрагменты детских опер (в видеозаписях).

Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы костю­мов и декораций к любой детской опере (например, «Волк и семеро козлят»).

22-23


Тема: Балет. Балеты П.И.Чайковского

с. 80-83, 84-85

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о балете и старинных балетных спектаклях; знакомство с балетами Чайковского Развитие у учащихся интереса к балетному искусству творческих способностей на основе синтеза искусств.

Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «балет». Первоначальные знания о происхождении балета и особеннос­тях старинных балетных спектаклей. П.И, Чайковский как ос­нователь русской классической балетной музыки. Либретто всемирно известных балетов П.И, Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Отражение в них сказок и танцев разных народов мира.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Мелодия Вальса из первого действия балета «Спящая красавица».

Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов рисунка «Красавица» или «Принц».

Слушание музыки. Русский и Неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Музыкально-пластическая деятельность. Характерные дви­жения одного из старинных баянных (придворных) танцев. Плас­тическая импровизация «Музыкальные волны» под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Музыкально-плас­тические импровизации под музыку П.И. Чайковского к балету "Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и Белая кошечка», «Красная Шапочка и Волк», «Фея Сирени и Фея Карабосс». Танцевальные движения вальса.

Музыкально-изобразительная деятельность. Эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: бале­та-маскарада, балета на рыцарские или фантастические темы.

Рисунки на темы «Красавица» и «Принц».


24


Тема: И.Стравинский, балет «Петрушка»

с. 86-87

Цель: формирование у детей представлений о персонажах народного кукольного театра; музыке в народном стиле.

Основы музыкальных знаний. Композитор И. Стравинский и его знаменитый балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах). Знакомство с либретто балета. Отражение в балете традиций русских народных гуляний на городских ярмарках во время празднования масленицы. Общие представления о бала­ганах как одном Из видов народного театра. Представления ку­кольного театра с участием Петрушки. Цитирование в балете мелодий популярных народных городских песен («Вдоль по Питерской» и др.). Невероятный успех балета «Петрушка» в Париже, во время «Русских сезонов». Современные постановки балета «Петрушка».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни о Петрушке И. Брамса.

Слушание музыки. Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка».

25


Тема: В детском музыкальном театре

с. 90-91

Цель: Продолжение знакомства с детским музыкальным театром, развитие у них интереса к балетному искусству на наиболее доступном для их возраста материале

Основы музыкальных знаний. Общее знакомство с балетами из репертуара Детского музыкального театра им. Н. Сац. На­пример. «Синяя птица», Щелкунчик».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторе­ние на звук «А» знакомых музыкальных тем из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Слушание музыки. Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи).

Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок. Макет декорации для одного из детских балетов. Гримирование одного из пер­сонажей сказочного балета

26


Тема: Оперетта

с. 92-93

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об оперетте как одном из видов музыкально-театрального искусства.

Основы музыкальных знаний. Общее представление об опе­ретте как одном из видов музыкально-театрального искусства. Веселый, жизнерадостный характер музыки в оперетте. Основ­ные сведения об истории оперетты. Известные театры оперетты и России. Детские оперетты (например, «Проделки Кота в сапо­гах») на сценах российских театров.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одной из детских оперетт (по выбору учителя).

Элементарное музицирование: веселая, юмористическая музыкально-инструментальная импровизация на одну из сле­дующих тем: «Песенка Кота в сапогах», «Таней Кота в сапогах».

Слушание музыки. Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»).

27


Тема: Мюзикл

с. 94-95

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о мю­зикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкаль­но-театрального искусства; об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее.

Основы музыкальных знаний. Общее представление о мю­зикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкаль­но-театрального искусства. Основная краткая информация об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее. Некоторые знаменитые американские мюзиклы. Мюзиклы российских композиторов. Детские мюзиклы (На­пример, «Волшебник Изумрудного города» и «Путешествие Не-знайки»),

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одного из детских мюзиклов (по выбору учителя).

Слушание музыки. Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях).

В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ (6 часов)

28


Тема: Музыкальные музеи

с. 102-105

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о поня­тиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», "музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира

Основы музыкальных знаний. Общее представление о поня­тиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», "музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира. Известные музыкальные музеи в России (Музей му­зыкальной культуры им. М.И, Глинки и Музей русской гармо­ники в Москве, Музей музыкальных инструментов в г. Санкт-Петербурге. Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клин. Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в г. Тихви­не). Известные музыкальные музеи в зарубежных странах. Например, дома-музеи композиторов И.-С. Баха. В.-А. Моцар-та, Л.-В. Бетховена, музеи знаменитых музыкальных театров (Ла Скала, Венской оперы и др.), музеи старинных музыкаль­ных инструментов в Вене, Париже.

Необычные музыкальные музеи и коллекции (например, коллекция звуков природы и человеческой цивилизации в Вен­ском музыкальном музее).

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение, повторе­ние песни или хорового произведения одного из композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

Слушание музыки. Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» уч-ся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ

- углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей;

- познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края;

- углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека прошлого и нашего современника


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

- присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества



КОММУНИКАТИВНЫЕ

- участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений.

- сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов

29


Тема: Музыкальные инструменты

с. 106-109

Цель: Формирование представлений о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов разных времён, стран и народов

Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу музыкальных инструментов в музыкальном музее: старин­ные клавишные музыкальные инструменты как музейные экс­понаты (клавесины, клавикорды, спинеты и др.). Особенности их устройства, звуконзвлеченин и звучания. Старинные духо­вые и ударные музыкальные инструменты.

Знаменитые музыкальные мастера и музыканты-исполните­ли, чьи музыкальные инструменты хранятся в знаменитых му­зеях мира.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музы­кальных инструментах (например, «На зеленом лугу», «Заиграй, моя волынка»). Песня «Веселый барабанщик» (муз. Л. Швариа. ел. Б. Окуджавы).

Слушание музыки. Записи звучания старинных музыкальных инструментов

Музыкально-пластическая деятельность. Импровизации на

одну из следующих тем: "Ритмы жаркой Африки», «Тарантелла».

30


Тема: Музыка и техника

с. 112-113

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов. Развитие представлений о взаимосвязи музыки и техники. Формирование у них интереса к изучению различных музыкальных устройств, а так же многообразных способов записей и воспроизведения звуков.

Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и техника» в музыкальном музее: старинные му­зыкальные шкатулки, табакерки, шарманки, граммофоны, па­тефоны, механическое пианино и другие музыкальные устрой­ства для записи и воспроизведения звуков. Разнообразие их устройства и характера звучания.

Краткая информация об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов.

Музейные и домашние коллекции старинных музыкальных устройств и пластинок с записями голосов знаменитых певцов (например, Ф.И. Шаляпина), хоровых коллективов (например, хора М.Е. Пятницкого) и музыкантов (например, Велико­русского оркестра народных инструментов под управлением В.В.Андреева).

Сравнение звучания музыки в «живом» исполнении на кон­церте или в музыкальном театре и звучания механических му­зыкальных устройств. Изображение в пьесах и других музы­кальных произведениях звучания механических музыкальных устройств (музыкальной шкатулки, музыкальной табакерки, шарманки и др.). Сравнение старинных механических уст­ройств для записи и воспроизведения звуков с современными музыкальными устройствами, вмонтированными в игрушки, открытки, с «музыкой» мобильных телефонов и т. д.

Музыкально-исполнительская деятельность Пение: музыкаль­ная игра «Граммофон».

Элементарное музицированне: Повторение песни Л.-В. Бет­ховена «Сурок».

Слушание музыки. Звучание механического пианино (в худ. кинофильме «Неоконченная пьеса для механиче­ского пианино») и других старинных механических музыкаль­ных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов Музыкальная табакерка. П. Чайковский «Шарманщик поет».

31


Тема: Музыка и изобразительное искусство

с. 114-115

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о связях музыки и живописи, скульптуры. Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств


Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и изобразительное искусство» в музыкальном музее: портреты знаменитых композиторов и исполнителей, на­тюрморты, исторические и жанровые картины с изображения­ми музыкальных инструментов. Образы народных музыкантов в народных игрушках и других произведениях народного деко­ративно-прикладного творчества. Скульптурные изображения музыкантов.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение. «Песня о картинах" (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

Слушание музыки. Записи звучания музыкальных инстру­ментов, изображенных в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества.

32


Тема: Музыка и книги

с. 118-119

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о музыкальных отделах библиотек и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке. Развитие представлений о значении нотных изданий и книг о музыке


Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и книги» в музыкальном музее: старинные руко­писные церковно-певческие книги, редкие издания партитур симфоний, опер и балетов знаменитых композиторов-классиков, первые издания сборников русских народных песен, ста­ринные книги о жизни и творчестве знаменитых композиторов и другие ценные экспонаты. Сравнение изображений старин­ных нот и книг о музыке с современными изданиями.

Общее представление о музыкальных отделах библиотек (например, Российской государственной библиотеки) и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторе­ние песен, сопровождавших экскурсии по музыкальному музею (например. «Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, ел. Б. Окуд­жавы) и «Песни о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

33


Тема: Школа Скрипичного ключа. Урок сольфеджио: мажор и минор; интервалы

с. 124-127

Цель: Формирование преставлений о сольфеджио как учебной дисциплине

Основы музыкальных знаний. Понятия: «мажор», «минор», «интервал». Интервалы от примы до октавы. Интервалы и мелодия. Интервалы и аккорд.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: пение по нотам различных интервалов. Песня О. Мандичевского «Интервалы».

Слушание музыки. Звучания различных интервалов.

Основы сочинения музыка. Сочинение и нотная запись мело­дии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисование и оз­вучивание голосом рисунка на тему –«Дружная семья интервалов».

34


Тема: Хоровой класс

с. 128-129

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о хоровом коллективе

Основы музыкальных знаний. Понятия «хор», «дирижер», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», унисон».

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: упражне­ния на распевание. Песня Л. Абелян «Петь приятно и удобно».