Тест по русскому языку на основе ФГОС по теме
«Деепричастие. Деепричастный оборот»
Цель:установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот».
Требования стандарта:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению,
формирование способности к самооценке и самоконтролю:
Метапредметные результаты:
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Предметные результаты:
знание основных признаков деепричастия,
опознавание деепричастного оборота и умение правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом,
понимание смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида,
умение отличать деепричастие от других частей речи.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение всей работы отводится 30 минут.
Работа состоит из 10 заданий. Среди них: 3 задания с альтернативным ответом (задание 1, 2, 3), 1 задание с множественным выбором (задание 4), 1 задание на соответствие (задание 5), 2 задания с заданной структурой ответа (задание 6, 7), 2 задания творческого характера на составление предложений, требующих применения знаний на практике (задание 8, 9), 1 задание повышенного уровня со свободным ответом (задание 10).
Задание 1, 2, 3. Из двух предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За верный ответ - 1 балл.
Задание 4. Из четырех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За правильно указанное предложение - 1 балл.
Задание 5. Необходимо установить соответствие. Максимальный балл за задание 4.
Задание 6, 7. Указать правильный вариант ответа из предложенных. За правильный ответ - 2 балла.
Задание 8, 9. Задание со свободным ответом. Составить и записать предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. За каждое правильно составленное предложение – 2 балла.
Задание 10. Необходимо ответить на вопрос, аргументируя свою точку зрения. Максимальный балл за задание – 5.
Максимальное количество баллов за всю работу – 21.
Диагностическая работа по теме:
«Деепричастие. Деепричастный оборот»
Найдите деепричастие:
А) прилетев
Б) сожалел
Укажите деепричастие совершенного вида:
А) беспокоясь
Б) закончив
Укажите деепричастие несовершенного вида:
А) отдыхая
Б) подумав
Найдите предложение с деепричастным оборотом:
А) Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.
Б) Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
В) Поднимающиеся вверх альпинисты пренебрегали опасностью.
Г) К окну подошел улыбающийся мальчик.
Установите соответствие между видом деепричастия и его примерами. Ответ запишите в таблицу.
А. Совершенный вид | 1. Сидя |
2.Получил |
3.Возвратившись |
Б. Несовершенный вид |
4. Промокши |
5.Отставая |
Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
Где-то(1)каркали вороны (2) перелетая с ели на сосну (3) и сбрасывали с ветвей снег.
А. 2 Б. 2, 3 В. 1,2,3
Найдите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков
препинания:
А) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурилась от яркого света.
Б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе.
В) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.
Г) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.
Придумайте и запишите предложение с одиночным деепричастием.
Придумайте и запишите предложение с деепричастным оборотом.
Как Вы считаете, могут ли не выделяться запятыми на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты? Если да, то в каких случаях? Приведите примеры.
Критерии оценивания тестового контроля знаний
Оценка «отлично» | 85 – 100% правильных ответов | 18 – 21 баллов |
Оценка «хорошо» | 66 – 84% правильных ответов | 14 – 17 баллов |
Оценка «удовлетворительно» | 47 – 65% правильных ответов | 10 – 13 баллов |
Оценка «неудовлетворительно» | 46% и менее правильных ответов | 0 – 9 баллов |
Содержание заданий
Компо ненты деятель ности | УУД | Критерии | № задания | Макс. балл |
Эмоц.-психол. | Личностные | Умение отличать деепричастие от других частей речи | 1 | 1 |
Регулятивный | Регулятивные | Понимание и определение вида деепричастия | 2 | 1 |
Опознавание вида деепричастия | 3 | 1 |
Соци-альный | Комму никати-вные | Умение находить деепричастный оборот в предложении | 4 | 1 |
Понимание и усвоение смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида и умение соотносить их с предложенными словами | 5 | 4 |
Анали-тический | Позна- ватель- ные | Умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | 6 | 2 |
Умение верно определять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | 7 | 2 |
Творче ский | Личност-ные | Умение составлять предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, соблюдая правила пунктуации | 8 | 2 |
9 | 2 |
Самосовершенствования | Регуля тивные | Представление о правилах-исключениях. Умение аргументировать свой ответ и приводить примеры. | 10 | 5 |
Ответы и критерии оценки
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | А | Б | А | А | А-3,4 Б – 1, 5 | Б | Г |
Задание 8, 9 – по 2 балла ставится за правильно составленное предложение с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (Максимальное количество баллов – 4)
Задание 10 – 1 балл ставится, если ученик ответил положительно (да) на заданный вопрос. По 1 баллу можно получить за приведенные аргументы (А, Б):
А. Не выделяются запятыми деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов.
Б. Не выделяются запятыми одиночные деепричастия, если они тесно связаны со сказуемым, стоят после сказуемого и несут основную смысловую нагрузку (важно не что делается, а как делается).
Примеры (по 1 баллу): работать спустя рукава, бежать сломя голову (фразеологизмы); Он шел не останавливаясь (=быстро).
№ задания | Критерии оценки | Балл |
1-4 | выписан верный ответ другие случаи | 1 0 |
5 | за четыре верно выполненных соотнесения за три верно выполненных соотнесения за два верно выполненных соотнесения за одно верно выполненное соотнесение другие случаи | 4 3 2 1 0 |
6, 7 | | 2 0 |
8 | одно правильно составленное предложение с одиночным деепричастием частично правильно выполненное задание не приступил(а) к решению или предложение составлено неправильно | 2 1 0 |
9 | одно правильно составленное предложение с деепричастным оборотом частично правильно выполненное задание не приступил(а) к решению или предложение составлено неправильно | 2 1 0 |
10 | правильно выполненное задание (ответ положительный, в качестве доказательства приведено 2 аргумента и 2 примера) частично правильно выполненное задание (ответ положительный, приведены 2 аргумента и 1 пример или 1 аргумент и 2 примера) частично правильно выполненное задание (ответ положительный, приведены 2 аргумента без примеров или 1 аргумент и 1 пример) частично правильно выполненное задание (ответ положительный, приведен 1 аргумент без примеров или 1 пример) частично правильно выполненное задание (дан положительный ответ) или другие случаи | 5 4 3 2 1 |
Результаты тестовой работы
Класс: Предмет: русский язык Педагог: Дата проведения:
Цель: установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
| Уровень деятельности | Эмоц.- псих. | Регулятивный | Социальный | Аналитический | Творческий | Самосовер шенствования | Итого баллов | % выполнения | Отметка |
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | | |
№ | ФИО обучающихся /баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 21 | 100 | 5 |
1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 19 | 90 | 5 |
2 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 10 | 47 | 3 |
3 | | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 10 | 47 | 3 |
4 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 20 | 95 | 5 |
5 | | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | 28 | 2 |
6 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 15 | 71 | 4 |
7 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 21 | 100 | 5 |
8 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 20 | 95 | 5 |
9 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 19 | 90 | 5 |
10 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 17 | 81 | 4 |
11 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 3 | 14 | 66 | 4 |
12 | | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | 28 | 2 |
13 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 17 | 81 | 4 |
| Реал.баллы | 13 | 23 | 46 | 34 | 41 | 35 | | | |
| Макс. баллы | 13 | 26 | 55 | 52 | 52 | 65 | | | |
| % достижен. | 100 | 89 | 84 | 65 | 79 | 44 | | | |
| УУД | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
| % достижения | 89.5 | 72 | 84 | 65 |
Аналитическая записка по результатам тестовой работы
Цель: установление уровня образовательных достижений обучающихся по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот» на основе требований ФГОС.
Класс: Дата проведения тестовой работы:
Тестовая работа устанавливала уровень сформированности следующих предметных, метапредметных и личностных результатов:
знание основных признаков деепричастия,
опознавание деепричастного оборота и умение правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом,
понимание смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида,
умение отличать деепричастие от других частей речи.
По итогам тестирования получены следующие результаты:
Предметные результаты:
На высоком уровне сформированности
знания и умения:
Умение отличать деепричастие от других частей речи,
Понимание и определение вида деепричастия,
Умение находить деепричастный оборот в предложении,
Понимание и усвоение смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида,
Умение составлять предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
На низком уровне сформированности
знания и умения:
Умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом,
Представление о правилах-исключениях,
Умение аргументировать свой ответ и приводить примеры.
Метапредметные результаты:
Наиболее сформированными являются следующие компоненты деятельности:
универсальные учебные действия:
личностные,
коммуникативные.
Наименее сформированными являются следующие компоненты деятельности:
аналитический,
самосовершенствование.
универсальные учебные действия:
Уровни достижения компонентов деятельности:
Эмоционально - психологический 100 %
Регулятивный 85%
Социальный 89%
Аналитический 65%
Творческий 79 %
Самосовершенствования 51%.
Уровни сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД 72%,
Коммуникативные УУД 84 %
Познавательные УУД 65%
Личностные УУД 89.5%
Выводы:
1. По результатам тестирования выявлены: высокий уровень эмоционально-психологического, регулятивного, социального и творческого компонентов деятельности, личностных и коммуникативных УУД.
2. Выявлены недостатки в подготовке обучающихся:
Недостаточно сформированы аналитические компетенции, знания правил расстановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом, умения аргументировать свой ответ и приводить примеры. Отстают компонент самосовершенствования и познавательные УУД.
Предложения:
В ходе учебных занятий необходимо уделить внимание формированию компонентов деятельности и универсальных учебных действий, освоению предметных и личностных результатов:
включать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода к решению, создавать для обучающихся условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.
Дата: Учитель: