Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»
МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»
Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся гимназии.
Елохина Галина Петровна
Ивченко Игорь Владимирович
МАОУ «Гимназия имени А. С. Пушкина»
Учителя физической культуры
г. Сыктывкар
2014 год
Педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.
Педагогический мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся, а так же поиска путей оптимизации учебного процесса и сохранения здоровья каждого.
Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. Оценивание результатов физической подготовки учащихся является важным инструментом диагностирование уровня физического развития и физической подготовленности. Применение тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:
1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить каждого ученика;
2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаний учащихся;
3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;
4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.
При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.
На основе результатов тестирования можно:
– сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах страны;
– проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;
– осуществлять достаточно объективный контроль в процессе обучения (тренировки) школьников и юных спортсменов;
– выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;
– обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей школьного возраста.
Использование в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:
Наряду с научно-педагогическими задачами в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:
• научить самих школьников определять уровень физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
• стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (физической формы);
• знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенный период времени;
• стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленности, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.
Тестирование физической подготовленности учащихся.
Тестирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесы, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.
На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:
- бег 30м., 60 м., 100 м.,
- бег 1000 м.,
- прыжки в длину с места,
- «Челночный» бег 3*10 м.,
- подъём туловища за 30 сек.,
- подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).
Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.
Определение уровня физического развития детей.
Физическое развитие – это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.
По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.
Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:
Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;
Физиометрических - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти рук, становая сила;
Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..
Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.
Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:
1 балл - очень плохо (низкий уровень),
2 балла - плохо (ниже среднего уровня),
3 балла - среднее (средний уровень),
4 балла - хорошо (выше среднего),
5 баллов - отлично (высокий уровень).
Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции.
Мониторинг физического здоровья учащихся.
В настоящее время в учебно-воспитательном процесс выделена группа факторов риска, оказывающая наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
недостаточная двигательная активность;
нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;
нарушение организации питания;
отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведение различного рода профилактических мероприятий.
В практике физического воспитания существует множество методов и различных тестов, позволяющих объективно оценить состояние физического здоровья каждого школьника. При этом используются как медицинские, физиологические, психолого-педагогические, так и антропометрические подходы. Диагностика физического здоровья включает следующие показатели: антропометрические, физического развития, физической и функциональной подготовленности школьника.
Один из методов «Экспресс-оценка физического здоровья школьника».
На основе интегрированной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьников.
Характеристика кондиционные и координационные способности.
По существующей классификации физические качества подразделяются на кондиционные и координационные качества или способности.
Кондиционные (энергетические) способности обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная деятельность. К ним относятся такие качества, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость.
Координационные (информационные) способности обусловливаются не морфофункциональными возможностями организма, а, в первую очередь, свойствами центральной нервной системы, особенностями сенсомоторных процессов человека. Немаловажное значение при проявлении координационных способностей имеет и интеллект. Таким образом, очевидно, что не все физические качества являются показателями физического развития человека. К специфическим координационным способностям относятся: способности к равновесию, к ориентированию, к реагированию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к перестроению двигательных действий, к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц, к согласованию (связи)
Следует заметить, что между кондиционными и координационными способностями существует определенная связь. Так, успешность овладения двигательными действиями, совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков зависят, в первую очередь, от координационных способностей человека. В то же время, чем больше освоенных человеком двигательных действий, чем они разнообразнее, тем выше возможности совершенствования физических качеств. Таким образом,
с одной стороны, морфофункциональное состояние организма человека – основа для проявления кондиционных способностей, с другой, – высокий уровень развития этих качеств является предпосылкой для улучшения морфофункциональных показателей.
Характеристика физических качеств.
Сила-способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий. Собственно силовые способности проявляются в движении (динамическая сила) и в напряжении изометрического типа (статическая сила). Статическая сила характеризуется двумя его особенностями: активная статическая сила и пассивная статическая сила. Соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
К скоростно-силовым способностям относятся быстрая сила и взрывная, которая проявляется как стартовая сила и ускоряющая сила.
Силовая ловкость проявляется в циклической работе и ациклической работе.
Силовая выносливость-способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. И они проявляются в быстроте простой и сложной реакции, в скорости одиночного движения, в максимальной частоте движений в различных суставах и в скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (бег на короткие дистанции).
Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.
Гибкость – способность выполнять движения с большей амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. По способу проявления гибкости подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая - в позах.
Двигательно-координационные способности в физическом воспитании связывают с понятием ловкости – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи, в изменяющихся условиях.
Контрольные тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств.
Развитие выносливости
В практике физического воспитания для определения уровня выносливости применяется косвенный способ, когда выносливость у занимающихся определят по времени преодоления дистанций: 600,800,1000, 1500, 2000 и 3000 метров.
Используется также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 и 12 мин. Определяется расстояние, которое пробежал учащийся за определённое время.
К неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, педалирование на велоэргометре, степ-тест.
Специфическими считаются тесты, которые приближены по структуре к соревновательным (плавание, лыжные гонки, гимнастика, единоборства и т.д.).
Развитие силовых способностей
Для измерения статической максимальной силы применяются динамометры (кистевой и становой), для измерения силы кисти и спины. Для определения динамической максимальной силы используют отдельные упражнения с предельным отягощением (жим штанги лежа, приседание). Применение данных тестов требует особой осторожности и обязательной страховки учителем. Косвенными показателями взрывной силы ног являются результаты максимальных прыжков с места (в длину и вверх). Для оценки силовой динамической выносливости используют многократное (до отказа или за определенное время) выполнение тестовых упражнений:
- подтягивание на перекладине;
- сгибание - разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа;
- приседание типа «пистолет»;
- поднимание опускание туловища, в положении лежа;
- сгибание ног до определенного угла в висе на гимнастической стенке или перекладине и др.
Развитие быстроты
Для оценки быстроты двигательной реакции испытуемому предлагают в ответ на определенный световой или звуковой сигнал как можно быстрее выполнить простое движение, например нажать на кнопку, размыкающую электрическую цепь хронорефлексометра Время, прошедшее от начала сигнала до моторной реакции (латентный период). В силу разной чувствительности зрительного и слухового анализаторов, время реакции на световой раздражитель меньше, чем на звуковой.
Более простой метод измерения быстроты одиночного движения выполнение 5 выпрыгивания или 5 приседаний с заданной амплитудой с максимально возможной скоростью. С помощью секундомера регистрируется время, с последующим расчетом времени одиночного движения.
Для определения частоты движений кисти применяют теппинг - тест. Проставление карандашом на бумаге размером 10 см. на 10 см. максимально возможного количества точек за 10 с. Затем число точек подсчитывают и делают перерасчет движений за 1 мин.
При определении частоты движении ног испытуемый выполняет бег на месте с высоким подниманием бедра (параллельно опоре) в максимальном темпе в течение 10 с. Число шагов подсчитывается, и затем рассчитывают количество шагов за 1 мин.
Оценка скоростных возможностей человека определяется по времени про бегания коротких дистанций (бега 30, 60 и 100 м.). В таких тестах учитывается вариант старта (низкий, высокий) и правила соревнований по легкой атлетике.
Развитие гибкости
Гибкость измеряют в линейных (см) или угловых (градус) единицах. Подвижность в плечевом суставе с гимнастической палкой, выполняется вы крут прямых рук назад. Степень подвижности оценивается по расстоянию между кистями рук.
Подвижность в коленных суставах выполнение полного приседания, руки вперёд или за голову.
Подвижность в голеностопном суставе измеряются параметры сгибания и разгибания в суставе.
Гибкость позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед, назад и в стороны. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Зафиксировав крайнее положение на 1-2 сек., измеряется расстояние с помощью линейки или ленты от нулевой отметки до кончиков средних пальцев рук (в см). Если пальцы не достают до нулевой отметки, то результат с минусом, а если дальше, то со знаком плюс.
Гибкость в тазобедренном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика) в положении стоя ноги врозь в сторону и вперёд-назад с опорой на руки. Чем меньше расстояние, тем выше результат.
Развитие ловкости
Ловкость – сложное, комплексное качество, во многом связанное с координационными способностями, точностью движений и функцией равновесия.
При оценке точности движений предлагается выполнить движение, строго регламентированное в пространстве, во времени и степени мышечного усилия. Регистрируются ошибки при воспроизведении заданного параметра движения. Чем меньше величина ошибок, тем совершеннее точность движений. В качестве контрольных упражнений могут быть:
- отведение или сгибание конечностей до заданного угла без контроля зрения;
- ходьба по периметру размеченного квадрата с завязанными глазами;
- выполнение движений (приседаний, махов руками, ходьбы, бега) в течение точно заданного интервала времени по собственному «ощущению» времени;
- не глядя воспроизвести на динамометре усилие в половину максимальной силы кисти;
- выполнение без разметки прыжка в длину с места на расстояние, равное половине личного максимального результата.
Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела (статическое – удержание принятой позы, динамическое – в движении). Для оценки статического равновесия, рассматривают время сохранения позы – стойка на одной ноге, другая согнута и подошвой упирается в колено опорной ноги, руки вытянуты.
Развитие координация движений
Наиболее часто применяется «Челночный» бег 3 * 10 м., бег «змейкой», «Челночный» бег 4 * 10 м. с переноской двух кубиков за линию старта, метание в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.
Вывод:
Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.
Объективное оценивание по предмету «физическая культура» должна осуществляться с учётом индивидуального темпам прироста в развитии физических качеств, качеству и объему приобретенных знаний, прочности освоения двигательных умений и навыков, уровню выполнения учебных нормативов.
Исходя из реальных возможностей и минимально необходимой объективной информации в условиях школы представляется целесообразным использовать простейшие методы оценки, не требующие сложной аппаратуры и расчетов, а также больших затрат сил и времени.
По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности каждого учащегося, что поможет составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.