СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология современных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

в докладе рассмотренны типы современных уроков

Просмотр содержимого документа
«Типология современных уроков»

Современный урок.

Типология уроков по ФГОС.

Важнейшая задача образовательной

системы - переложить ношу ответственности за образование на плечи самого индивида.

Д.В. Гарднер

Урок как форму организации обучения придумал Я. О. Коменский еще 400 лет назад.

Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя.

Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон*, что-то вроде современной архаики, что есть абсурд».

«Колесо, еще древнее, но попробуйте без него обойтись»

Е.А. Ямбург,

Типология уроков по ФГОС.

1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).

2. Урок отработки умений и рефлексии.

3. Урок творчества (урок – исследование).

4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

5. Уроки развивающего контроля.


  • На уроке «открытия» нового знания (ОНЗ) учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением.

  • На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.

  • На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.

  • Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.


1. Урок открытия нового знания

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

8. Включение в систему знаний повторение.

Цель:

- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

9. Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

2.Урок отработки умений и рефлексии

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Основной целью является выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности.

Для этого требуется:
-создать условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

-установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»).

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5. Этап реализации построенного проекта.
Основная цель — осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основная цель — индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха.

8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

3.Урок творчества (урок – исследования)

  • Структура урока-исследования может быть следующей:

  • I. Актуализация знаний.

  • 1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  • 1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

  • II. Операционно-исполнительский этап.

  • 2.1. Постановка проблемы:

  • а) создание проблемной ситуации;

  • б) постановка проблемы исследования;

  • 2.2. Определите темы исследования.

  • 2.3. Формулирование цели исследования.

  • 2.4. Выдвижение гипотезы.

  • 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

  • 2.6. Составление плана исследования.

  • 2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

  • III. Оценочно-рефлексивный этап

  • 3.1. Интерпретация полученных данных.

  • 3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

  • 3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

  • 3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

  • IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

  • Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу.

  • 4.Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
    Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.

  • Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

  • Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

  • организационного,

  • постановки цели,

  • оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,

  • подведения итогов и формулирования выводов,

  • определения и разъяснения домашнего задания.

  • На уроке построения системы знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности.

  • Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников.

  • Урок построения системы знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности.

  • 5.Урок развивающего контроля.

  • На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.

  • Можно ограничиться лишь одним уроком, включающим в себя первый этап в полном объеме: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. Второй этап - в неполном виде – рефлексивный анализ выполненной контрольной работы.

  • организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

  • предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.


«Дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учитьсяВ.В. Путин