Основная часть | - Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии). Новая война – Гражданская – позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером… Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни – найти призвание», – говорил он. Его призванием стала литература. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие» и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала. Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней. - Давайте прочтем скороговорку Три сороки-тараторки тараторили на горке - О чём она? - Рассмотрим значения слов, которые вы могли не знать. Прельщала – стала для кого-нибудь заманчивой, приятной. Абсурд – нелепость, бессмыслица. - Прочитайте название. Как думаете, о чём оно будет? - Внимательно послушайте рассказ. - Какие ваши впечатления от прочитанного? Почему? - Как связана скороговорка и рассказ? - Какие Золотые слова сказал папа? - Прочтите рассказ ещё раз. - Почему автор назвал слова золотыми? - На ваших столах ежит раздаточный материал. Переверните листки. На них написаны толстые и тонкие вопросы. На первые вам необходимо дать развернутый ответ, на вторые ответ проще. Обсуждение ответов. – Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться. – Как изменилось поведение Лели и Миньки? – Почему это произошло? – Почему папа называл их поведение глупым? – Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? – В чем она заключается? – Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком? – В группах риготовьте выразительное чтение любого отрывка по ролям. | - Болтливого человека сравнивают с сорокой. - О значимых словах. - стало жалко героев, потому что они не так поняли слова отца. - Дети были такими же болтливыми. - Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. - Потому что они правдивы. - Сначала они смеялись, потом безоговорочно молчали и только ели. - Потому что они перебили гостя. - Дети промолчали даже в изменившейся ситуации. - Да, ведь в рассказе говорится, почему эти слова стали золотыми. - не всегда стоит выпонять что-то с точностью, если обстановка изменилась. - В будущем он прислушался их. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения, и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности, оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос; Познавательные УУД: использовать учебник и словарь в качестве источников информации, с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать правильно осознанно, выразительно; размышлять о поступках героев; делать выводы об идее (главной мысли) стихотворения; |
Рефлексия | - Какой рассказ мы сегодня читали? Что вам больше всего запомнилось? - Кто автор? - Выполнили ли мы цель на урок? -покажите зеленый карандаш, если вы активно работали на уроке; покажите жёлтый, если могли лучше; покажите красный, если хотели бы лучше. | - “Золотые слова”. То, как Минька уронил масло в чай. - М. М. Зощенко - Да | Личностные: Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. |