Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)
Тема урока: Ткани, краткая характеристика. Системы органов. Понятие о росте и развитии детского организма. Акселерация и ретардация развития
Тип урока: УФНЗ
Цель занятия: изучить краткую характеристику тканей, углубить знания по системам органов; развить представление темпах и характере роста и развития детского организма; воспитывать бережное отношение к организму; дать представление об акселерации и ретардация развития;
формировать целостное представление о строении и уровнях организации живой системы - организма;
Ход занятия
Организационный момент
Формулирование целей и задач урока
Опрос
Актуализация знаний по новой теме
5. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
6.Закрепление материала
7.Задание на дом. [ 1 ] c. 22-67
3.Опрос
3.1Предмет и задачи анатомии как науки
3.2 Предмет и задачи физиологии как науки
3.3. Гигиена и ее роль в формировании здорового организма.
3.4. Перечислить уровни организации живой системы и привести примеры
3.5. Виды тканей организма
4. Актуализация знаний по новой теме
4.1.Ткани,особенности строения;
4.2. Физиология как наука, предмет и задачи;
4.3.Гигиена и ее роль в формировании здорового организма.
5. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.1. Ткани, виды тканей особенности строения.
5.2. Характеристика 4 видов тканей.
5.3. Органы и системы органов.
5.1. Понятие о росте и развитии детского организма.
5. Закрепление материала
? Составить таблицу «Системы органов»
? Перечислить характеристики эпителиальной ткани
? Характеристики соединительной и нервной тканей
? Особенности роста и развития детского организма
5.1.Рефлексия.
Материал к занятию
Ткань - это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную, нервную.
Эпителиальная ткань образует покровы тела, железы, выстилает полости внутренних органов. Клетки ткани близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ, защита лежащих под эпителием тканей. Смена клеток происходит благодаря способности к быстрому размножению.
Соединительная ткань. Ее особенность - сильное развитие межклеточного вещества. Основные функции ткани - питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани.
Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между органами, перенося вещества и газы.
Волокнистая соединительная ткань состоит из клеток, связанных межклеточным веществом в виде волокон. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах.
В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластичные волокна.
Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Ткань отличается твердостью.
Мышечная ткань образована мышечными волокнами. В их цитоплазме находятся нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды).
Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10-12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченнесть. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметров кровеносных сосудов.
Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим.
Нервная ткань. Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка - нейрон. Нейрон состоит из тела и отростков. Основные свойства нейрона - способность возбуждаться и проводить это возбуждение по нервным волокнам.
Нервная ткань составляет головной и спинной мозг, обеспечивает объединение функций всех частей организма.
Различные ткани соединяются между собой и образуют органы и системы органов.
Орган занимает постоянное положение и имеет определенные строение, форму, функции. Органы, расположенные в полости тела, называют внутренними органами. Органы, объединенные общей функцией и происхождением, составляют систему органов.
Различают следующие физиологические системы: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную. Всего 12.
Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии.
Под термином рост в настоящее время понимается увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.
Под развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции.
Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, улучшением проведения нервных импульсов по нервным волокнам от центральных структур головного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом числа связей между отдельными зонами коры головного мозга, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребенка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-рефлекторный характер.
Темпы роста Для оценки физического развития используются формулы расчета, центильные, перцинтильные таблицы и т. д.
На первом году жизни ведущими показателями физического развития ребенка являются: масса тела длина тела, окружность головы, грудной клетки,живота.
Окружность головы
При рождении окружность головы в среднем равна 34 36 см. В первые месяцы жизни она растет довольно быстро – за первый месяц увеличивается в среднем на 1,5 2 см. Темп увеличения окружности головы ребенка до года можно оценить так: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый месяц, недостающий до 6, надо отнять 1,5 см от 43 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 см к 43 см. К году окружность головы должна равняться 46 см.
Следить за ростом окружности головы надо обязательно. Значительное отставание или, наоборот, слишком быстрое увеличение ее окружности, по сравнению с нормой, обычно свидетельствует о неблагополучии. В подобных случаях необходима консультация врача, а иногда и полное медицинское обследование.
Родничок
В процессе роста черепа изменяются размеры большого и малого родничков. Малый родничок закрывается к двум-трем месяцам жизни, размеры большого родничка начинают уменьшаться с 6 месяцев. Сроки его закрытия сугубо индивидуальны, обычно между 9 и 18 месяцами. Они удлиняются при гидроцефалии и рахите. Более раннее закрытие родничка не зависит от введения витамина D и не является препятствием к проведению профилактики рахита. На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200—250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая и измеряя ребенка.Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5 5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 месяцам.
В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет:
1-й месяц. – 600 г,
2-й и 3-й месяцы. – по 800 г,
в последующие месяцы – на 50 г меньше (3-й месяц 750 г, 4-й месяц – 700 г и т.д.).Развитие ребенка от зачатия до завершения роста во многом определяется питанием его матери.
Особенно важно следить за прибавкой массы и длины тела ребенка и пропорциональным соотношением размеров. Этот показатель отражает сложные процессы, происходящие в организме, и в какой-то мере, уровень его зрелости.
Недоношенные дети за 1-й год жизни набирают, как и доношенные, 6-7 кг, но удвоение и утроение веса происходит раньше, к году вес увеличивается в 4-8 раз. следить и за увеличением длины тела. В первые 3 месяца жизни длина тела в норме увеличивается примерно на 3 см ежемесячно (9 см за квартал). Во втором квартале увеличение становится менее интенсивным – 2,5 см в месяц, т. е. 7,5 см за квартал, в третьем – 1,5-2 см в месяц, т. е. 5 6 см, в четвертом квартале – 1 см в месяц, т. е. 3 см за квартал. Длина ребенка за весь первый год увеличивается на 25 см и должна составлять к году не менее 75 см.
На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200—250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая и измеряя ребенка. К концу второго года жизни прорезываются все молочные зубы.
На третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2—2,5 кг, в длине — 7—8 см. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.
Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10—15 мин. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно улучшается речь, накапливается все больший словарный запас.
Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86—90, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.
Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20—25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.
Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.
Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз
Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку.
Преддошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.
Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне этих процессов часто развиваются воспалительные процессы — аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей данного возраста очень часто встречается такая патология, как увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ).
Преддошкольный возраст — период формирования (при недостаточном внимании к здоровью) хронических заболеваний (туберкулез, гепатит), отсюда — особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении по двум взаимосвязанным направлениям:
• здоровье ребенка от 1 года до 7 лет;
• три линии «обороны» здоровья: режим; питание; физическое воспитание.
Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.
У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.
После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.