№ Группа ТП 211 Родной язык | Профессия |
ОУД |
Преподаватель: Ионова Анна Григорьевна | E-mail: [email protected] ВКонтакте: https://vk.com/id516054484 |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
27.11.2020 | 29.11.20 |
Тема: Употребление имён прилагательных в речи.
- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в речи».
- что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?
/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? -ая? -ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/
- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык?
/Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой/
- Я думаю, что текст поможет в этом убедиться.
Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».
2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.
Русский лес
Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … и … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью…
Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на … сугробах.
/
4. Сравним ваши тексты с авторским.
5. Прочтем авторский вариант.
6. Проверьте свою орфографическую грамотность, ошибки исправьте карандашом.
- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм.
/Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/
Самопроверка.
Русский лес
Хорош русский лес зимою. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью…
Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.
- Не правда ли, красивая картина представилась нам?
- Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают настроение писателя./
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».
- Употребления имен прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое четвёртое слово - это прилагательное.
- Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью прилагательных в этом стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Задание:
- Запишите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?
/глаголы?/
- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?
/Красочно нарисовать картину осени/.
Задание: Работа со словарём.
- Определите лексическое значение слова пестрый. Подберите синоним. Поработаем со словарем.
С. И. Ожегова
/Пёстрый – ……………….
Задание:
- Выпишите три любых словосочетания “прил.+ сущ в тетрадях
/Например, терем расписной; лес золотой; светлою поляной./
1) - В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы……….
Задание: подобрать антонимы
Веселый - грустный,печальный,тоскливый,угрюмый,мрачный,хмурый…..
Богатый -
Новый -
Горячий -
Близкий -
Безобразный -
Высокий -
Грубый -
Красивый -
Молодой -
Мягкий -
Нежный -
Какой вывод сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи?
/Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/
- Выполните морфемный разбор слов: прекрасный, маленький, низкорослый и укажите способ образования данных слов.
А что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?
/Синонимы –
Задание:подобрать синонимы
1 Красный-
2 Синий--
3 Желтый
4 Зеленый
5. Фиолетовый
6. Коричневый –кофейный,шоколадный..
- Как синоним-прилагательное обогащает нашу речь? В каком значении употребляются некоторые из них?
/В переносном/
- В переносном и ассоциативном, например, слово «кофейный» или «шоколадный».
Задание- Составьте и запишите с любой парой слов-синонимов словосочетания, .
/Например, багровый закат - красная повязка; сиреневый туман - фиолетовая кофта / Задание. Перепишите. Объясните написание Н и НН в именах прилагательных.
Руч…ой, стекля..ый, бето…ый, кожа…ый, искусстве…ый, лебеди..ый, искус…ый, ваго…ый, со…ый, тума…ый, серебря..ый, кури...ый, лу…ый, безветре..ый, стари…ый, опас…ый, урага…ый, телефо…ый, оловя…ый, торфя…ой, клюкве…ый.
Итоги урока.
- Что мы узнали о прилагательных?
/Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным/.