СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции русского речевого общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции русского речевого общения»

Тема урока: Традиции русского речевого общения. Запишите в тетрадь по родному языку число и тему.

Тема урока: Традиции русского речевого общения.

Запишите в тетрадь по родному языку число и тему.

Вспомним изученное: Речевым этикетом  называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

Вспомним изученное:

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

  Прочитайте отрывок из документа Петра Великого о нормах общения:  «Юности честное зерцало». 1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать. 2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. 3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать. 4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Прочитайте отрывок из документа Петра Великого о нормах общения:

«Юности честное зерцало».

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

 Можно ли сказать, что сейчас правила речевого этикета сильно отличаются от того, что описано в документе Петра I ? Стадии разговора, конечно, остались прежними. Но сами формулы речевого общения очень отличаются от современных. Вспомним, что такое речевые формулы.

Можно ли сказать, что сейчас правила речевого этикета сильно отличаются от того, что описано в документе Петра I ?

Стадии разговора, конечно, остались прежними. Но сами формулы речевого общения очень отличаются от современных.

Вспомним, что такое речевые формулы.

 Формулы речевого этикета  - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство) основная часть заключительная часть разговора.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора.
Формы приветствия в речевом этикете. Форма приветствия Пример Пожелание здоровья Указание на время встречи Эмоциональные пожелания Уважительная форма Специфическая форма

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Указание на время встречи

Эмоциональные пожелания

Уважительная форма

Специфическая форма

 Формулы прощания. Формулы благодарности. Формулы просьбы-приглашения. Формулы вежливого отказа. Комплименты.

Формулы прощания.

Формулы благодарности.

Формулы просьбы-приглашения.

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

         Упражнения  1. Составьте портрет приятного собеседника. Запишите в тетради.

Упражнения 1. Составьте портрет приятного собеседника. Запишите в тетради.

2. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации. I. – Как дела? – спросил я. – Как сажа бела. Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал: – Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные. (Ю. Додолев) II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику. – Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья. (В. Богомолов)

2. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

– Как сажа бела.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

(Ю. Додолев)

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

3. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожмёш… руку. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

3. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните.

(Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожмёш… руку. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

 1.Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.  2. Умей находить общий язык с любым собеседником.  3.Помни, что вежливость – основа любого поведения.  4.Избегай многословия.  5.Говори просто, понятно, чётко.  6.Избегай речевого однообразия.  7.Владей культурой языка.  8.Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.  9.Умей не только говорить, но и слушать. Заповеди речевого поведения.

1.Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

3.Помни, что вежливость – основа любого поведения.

4.Избегай многословия.

5.Говори просто, понятно, чётко.

6.Избегай речевого однообразия.

7.Владей культурой языка.

8.Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

9.Умей не только говорить, но и слушать.

Заповеди речевого поведения.

Домашнее задание: Сформулируйте правила речевого этикета, используя материал предыдущих уроков.

Домашнее задание:

Сформулируйте правила речевого этикета, используя материал предыдущих уроков.