СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные русские куклы – как основа ценностей и традиций русского народа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была выполнена к найчно- практической конференции учащихся начальной школы и среднего звена. Имеет практическую значимость и актуальна в наше время. 

Просмотр содержимого документа
«Традиционные русские куклы – как основа ценностей и традиций русского народа»

XVII Российская открытая конференция учащихся

«Юность. Наука. Культура - ЗАТО»











СЕКЦИЯ ИСТОРИЯ

Традиционные русские куклы – как основа ценностей и традиций русского народа







Работу выполнила

ученица 4 «А» класса

МОУ «СОШ № 222»

Ивлиева Виктория Витальевна


Место выполнения работы:

МОУ СОШ № 225, Пензенская область, г. Заречный

Научный руководитель:

Ерина Антонина Анатольевна




2024 год

Оглавление

I. Введение

стр.3

II. Основная часть

стр.4

1. История возникновения кукол

стр.4

2. Виды кукол:

стр.4

а) Куклы обереги

стр.4

б) Куклы обрядовые

стр.5

в) Куклы игровые

стр.5

3. Практические исследования по актуальности темы

стр.5

III. Заключение

стр.7

IV. Список используемых источников и литературы.

стр.8

V. Приложения

стр.9

Приложение 1. Куклы – обереги.

стр.9

Приложение 2. Обрядовые куклы

стр.10

Приложение 3. Куклы игровые

стр.10

Приложение 4. Анкета для учащихся № 1

стр.11

Приложение 5. Результаты анкетирования (диаграмма)

стр.11

Приложение 6. Мастер - класс по изготовлению куклы

стр.12

Приложение 7. Фото кукол из мини-коллекции

стр.13

Приложение 8. Контрольная анкета для учащихся

стр.15

Приложение 9. Результаты контрольного анкетирования (диаграмма)

стр.15

Приложение 10.Фотоотчёт о проделанной работы

стр.15






I. Введение

Однажды в гостях у бабушки я увидела на полке старую куклу. Мне захотелось ее рассмотреть. Она была необычной, сшитой из разноцветных тряпичных лоскутков. Кукла походила на бабу в пестром платье, с платком и фартуком. Я спросила бабушку, откуда эта кукла. Оказывается, эта кукла из старого дома моей бабушки и она хранит ее, как частичку своего детства. Моя бабушка с интересом стала рассказывать какие куклы были в ее детстве, и я захотела больше узнать об истории кукол.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была символом продолжения рода, залогом семейного счастья. На протяжении многих веков она была самой распространенной, самой доступной и, конечно, самой любимой игрушкой; сопровождает человека всё его детство, а порой остаётся в жизни как талисман, оберег или хранитель важных моментов. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. 

Выбранная мною тема актуальна тем, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Цель работы: исследовать историю возникновения, изучить виды, назначение и актуальность традиционной тряпичной куклы.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи исследования:

1. Изучить литературу, посвященную исследованиям традиционных кукол.

2. Познакомиться с видами русских народных кукол и их назначением.

3. С помощью анкетирования определить актуальность традиционных кукол среди современных школьников.

4. Изучить технологию изготовления русских народных кукол.    

5. Познакомить учащихся начальной школы с народными традициями, связанными с тряпичными куклами и провести мастер- класс по изготовлению традиционной куклы в 1 и 3 классах.

6. Создать свою коллекцию кукол и организовать мини - выставку с целью заинтересовать детей историей куклы и их назначением.

Объект данного исследования: традиционная русская тряпичная кукла в игровых, обрядовых и обережных качествах.

Предмет исследования: культурные, бытовые и обрядовые взаимодействия человека и куклы.

Гипотеза исследования: традиционная кукла является средством сохранения и передачи традиций из поколения в поколение в жизни современного общества.

Методы исследования: изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме, посещение музеев, обобщение полученной информации; социологический опрос (подтверждение гипотезы).

Практическая значимость: данную работу могут использовать классные руководители, учителя технологии, учащиеся, родители при изучении данной темы.

II. Основная часть

  1. История возникновения кукол

История России не представляется без этих маленьких созданий, которые появились у славян примерно тысячу лет назад. Тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что именно женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. От качества её работы зависела судьба семьи, рода. Самые первые куклы на Руси делались из золы. Из очагов бралась зола и смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. Она, став «дублером» человека, стала оберегать его от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения.

Игрушка не была стандартна. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей, отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки, в гости, их клали в приданое. Игрушке не давали имени, только название.

Чтобы создать тряпичную куколку, использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона. Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Куклы изготавливали с разной целью, так как они были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

  1. Виды кукол

а) Куклы обереги

Большинство кукол на Руси были оберегами. Оберег слово исконно славянское. В толковом словаре В. Даля «Оберег – это заговоры, обряд от порчи; наговор, нашёпты для разрушения или недопущения вредных чар, талисман, ладан, привеска от сглаза, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, и болезней и прочее».

Эти куклы на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес — это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка - оберег семейного счастья, из осины - оберег дома, которые отгоняют от жилища злых духов. Главная черта народных куколок — чистый лик, без носа, рта и глаз. Для охраны от тёмных сил, ссор, болезней некоторые из них традиционно ставили где-нибудь в доме на уровне или выше головы человека, часто в красный угол.

Наиболее известные куклы – обереги («Кубышка – Травница», «Крупеничка», «Богач», «День и ночь», «Неразлучники» и другие). (См. Приложение 1).

б) Куклы обрядовые

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые, которые использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. В каждой семье мастерили куклу. В неё вкладывалась частица души, поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой порядок изготовления и выбираемые материалы. Она может рассказать о костюме, обрядах, роде занятий, быте своего народа. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Известны «Коза-дереза», «Масленица», «Десятиручка», «Купавка». (См. Приложение 2).

в) Куклы игровые

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные («На выхвалку») и свернутые («Барыня», «Малышок – голышек», «Отдарок на подарок»). (См. Приложение 3). К свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

  1. Практические исследования по актуальности темы

Первым шагом нашего исследования была встреча с ведущим научным сотрудником МВЦ г. Заречного Сергеевой Еленой Владимировной. Она рассказала, что, проводя первый раз мастер-класс игрушки, ее так увлекло, что теперь куклы составляют часть ее жизни. Елену Владимировну приглашают на мастер-классы в детские сады и школы, выездные встречи. Дети с большим интересом занимаются изготовлением своей неповторимой куклы. В ходе беседы я узнала, что родиной куклы-оберег «День и ночь» Пензенская область. Также Елена Владимировна показала мне свою коллекцию тряпичных кукол и подарила книгу по изготовлению тряпичных кукол. Оказывается, интерес к русским традиционным куклам растет и за границей. Наши соотечественники из-за рубежа попросили изготовить целую коллекцию русских традиционных кукол, чтобы подарить их своим друзьям. Елена Владимировна считает, что при изготовлении куклы нужен особый подход, хорошее настроение, тогда игрушка будет дарить тепло и хорошее настроение.

При посещении музея народного творчества г. Пензы мы выяснили, что коллекции тряпичных народных кукол там нет.

В городской библиотеке г. Заречного мы нашли общие книги об истории игрушек из любых материалов, но нас заинтересовали работы исследовательницы русской народной игрушки Галины Львовны Дайн.

Для более глубокого изучения литературы по теме, мы побывали в областной библиотеке им. Лермонтова. Здесь нам были представлены книги «Русская тряпичная кукла» Галины и Марии Дайн, «Кукла в народной традиции. Игра. Обряд. Коллекция.» Елены Колчины, «Феномен куклы в традиционной и современной культуре» Игоря Алексеевича Морозова. Они содержат уникальную информацию о истории и традициях русской тряпичной куклы.

Для того, чтобы узнать насколько традиционная тряпичная кукла известна учащимся нашей школы младших классов мы провели анкетирование. (См. Приложение 4). В анкетировании принимало участие 27 первоклассников и 28 третьеклассников. Результаты анкетирования представлены в приложении. (См. Приложение 5).

Вывод: У 45 детей дома есть куклы, но они современные (Лол, Барби, Пупс, различные набивные). К сожалению, что такое русская народная обрядовая кукла и как ее делать знает только 3 опрощенных ребёнка. На вопросы: какие народные тряпичные куклы Вам известны и знаете ли Вы для чего нужна обрядовая тряпичная кукла, к сожалению, дети не дали ответов. 42 ребёнка желают научиться древнему мастерству по изготовлению народных кукол. Поэтому возникла необходимость в пропаганде учащихся начальной школы с народными куклами и проведении мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы. (См. Приложение 6). Для этого мы выбрали куклу «Отдарок на подарок», которую сделали ко Дню Матери.

25 декабря 2023 года в телевизионной программе Новости (11канал) был репортаж о новогоднем квесте в библиотеке номер 2 города Пензы, где в одной из станций квеста дети знакомились с обрядовой куклой «Рождественская коза», которую делали в период святок Рождества. Заинтересовавшись этой информацией, мы посетили эту библиотеку, после которой была изготовлена эта кукла.

Для знакомства детей с другими видами кукол была создана коллекция тряпичных кукол и организована мини – выставка, на которой дети не только познакомились с видами кукол, но и их назначением и пошаговой инструкцией изготовления, заинтересовавших их кукол. (См. Приложение 7 Фото кукол из коллекции.)

После проведенной выше работы, этим же детям было предложено повторное контрольное анкетирование. (См. Приложение 7). Получены следующие результаты (См. Приложение 8).

50 учащихся ответили, что у них дома есть тряпичная кукла. 48 детей вспомнили названия таких кукол, как «Отдарок в подарок», «Масленица» и «Колокольчик». 52 ребёнка желают и дальше развивать свои навыки и умения в изготовлении тряпичных кукол, 36 детей ответили на вопрос для чего нужны обрядовые куклы. Рады такому подарку, как тряпичной кукле, по мнению опрашиваемых, в основном бабушки и мамы, то есть люди старшего поколения и только 10 детей написали, что младшие сестрёнки и братишки. Исходя из мнений детей, делаем вывод, что необходимо и в дальнейшем популяризировать тряпичную куклу среди моих ровесников.

III. Заключение

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Её история уходит корнями в глубокую древность. Эта самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры русского народа. Видимо кукла для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед куклой и тогда, и сейчас стоит одинаковая – она служит ребенку и другом, и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает ребенка в увлекательный мир.

Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Традиционная кукла является средством сохранения и передачи традиций из поколения в поколение в жизни современного общества. Гипотеза полностью подтвердилась. Это было и остается актуальным в наше время.

Когда начинали работать по теме, мы ещё не знали, что 2024 год будет объявлен годом Семьи. Семью очень трудно представить без этих маленьких созданий – кукол, поэтому наша тема актуальна вдвойне.

Изучение видов, изготовление традиционной куклы для меня стало хобби, и я продолжу пополнять свою коллекцию новыми образцами кукол и знакомить с ними детей.

Надеюсь, что данная работа послужит источником информации для тех, кому интересен мир традиционных кукол, их виды, назначение и изготовление.


IV. Список используемых источников и литературы:

  1. Дайн Г.Л., «Игрушечных дел мастера.». М. Просвещение, 1994г. 287с

  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология: культура и традиции.». М., 2007г. 120 с.

  3. В. Долгова. «Славянские куклы-обереги». «Феникс», 2015г. 95с.

  4. Колчина Е. «Кукла в народной традиции. Игра. Обряд. Коллекция.». М. Бослен, 2022г. 176с

  5. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»: паритет. М., 2008. 240 с.

  6. И А. Морозов. «Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма». Индрик, 2011г. 740с

  7. https://www.livemaster.ru/topic/3258180-article-istoriya-i-osobennosti-russkoj-tryapichnoj-kukly

  8. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/istoriya-russkoy-narodnoy-kukly-s-istoka.2285649/

  9. https://talismano.ru/slavyanskie/kukly/kukla-maslenitsa


V. Приложения.

Приложение 1.

Куклы – обереги:

Кукла «Кубышка-Травница» – обрядовая кукла, которая защищала от болезней в доме. Внутри кукла наполнена лекарственными травами. Периодически ее надо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах и дух трав, которые будут отгонять все возможные болезни. Травницей разрешали играть детям и вешали над кроваткой. А если в доме кто-то болел – ставили у кровати больного. Это хорошая берегиня дома и заботливая хозяйка. Благодаря ей в дом не проникают злые духи и болезни.

Кукла «Крупеничка» -эта тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.

Куклы- «Лихоманки» - эти обережные куклы от нечисти в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Для защиты от сестриц- трясавиц, злых лихорадок делали одноименных куколок из щепок, обмотанных лоскутками, обязательно из сношенной одежды. Куколок связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших куколок сжигали по весне на Чистый четверг или на Благовещенье, освобождая дом от негатива.

Куклы «Кувадки» – обереги младенцев от злых духов. Несколько веков назад эти куклы использовались в обряде «кувады». Магия обряда связывалась с родами, которые проходили в бане.

Кукла «Филипповка» - эта интересная шестирукая кукла – помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться с множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад. Ее изготавливали из соломы, льна, тканей.

Кукла «Колокольчик» - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.  Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла «Подорожница» – обережная кукла маленького размера. Она должна помещаться в ладони, обычно жены давали эту куколку мужьям, отправляя в дорогу. У куклы в руках узелок, в который клали либо золу (символ домашнего очага), либо горошину (чтобы в дороге был сыт). Ее держали в кулаке, и она защищала в пути-дороге от бед.

Кукла «Капустка» или «Вепсская». Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Кукла «Неразлучники» - эта кукла – оберег семьи и брака. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбе, закрепленную на полотенце.


Приложение 2.

Обрядовые куклы:

«Покосница» - изображала женщину во время сенокоса.

«Масленица» - делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.

«Десятиручка» - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

Кукла «Купавка» - в праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.


Приложение 3.

Куклы игровые:

Кукла «Барыня» - наиболее простая свёрнутая кукла. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали   его, отделяя голову.

Кукла «Малышок – голышек» - отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно   из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.

Кукла «На выхвалку» - являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

«Отдарок на подарок» - так называлась первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок, или за что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.


Приложение 4.

Анкета для учащихся.


Вопрос

Ответ

1

Есть ли у Вас дома куклы?


2

Есть ли у Вас дома тряпичные куклы?


3

Какие народные тряпичные куклы Вам известны?


4

Умеете ли Вы делать тряпичных кукол?


5

Хотели бы Вы научиться делать такие куклы своими руками?


6

Знаете ли Вы для чего нужны обрядовые тряпичные куклы?




Приложение 5.

Результаты анкетирования (диаграмма)

Приложение 6.

Мастер - класс по изготовлению куклы.

Сегодня мы будем делать куклу «Отдарок на подарок». Так называлась первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок, или за что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Эту куколку родители сохраняли до того дня, когда сын или дочь покидали отчий дом. Дочка выходила замуж и уходила в другую семью, а матушка передавала ей эту куклу, говоря: «Когда-то ты этот отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь». Также и сыновьям отдавали их отдарки, если они переезжали жить в другое место.
Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, маленький кусочек ткани для рук, ткань или синтепон для головы и нитки.

1.Маленький кусочек ткани нужно скатать, положить в центр прямоугольного лоскутка.


2. Завернуть прямоугольник и перевязать длинной ниткой вкладыш, получилась голова. Нужно постараться, чтобы на голове было как можно меньше складок.

3.Скатать валик из кусочка белой ткани, завязать с двух сторон ниткой.

4.Вставить ручки и той же ниткой перевязываем под ними пояс куколки.

5.После обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и еще 2 витка на поясе, завязываем.

6. Наша кукла «Отдарок в подарок» готова!



Приложение 7.

Фото кукол из мини-коллекции:

Кукла-оберег «Вепсская»

Кукла –оберег «Подорожница»

Кукла-оберег «Неразлучники»

Кукла-оберег «Крупеничка»

Кукла обрядовая «Коза-Дереза»

Кукла-оберег «Пеленашка»

Кукла-оберег «День и ночь»

Кукла игровая «Отдарок на подарок»




Приложение 8.

Контрольная анкета для учащихся.


Вопрос

Ответ

1

Есть ли у Вас дома тряпичные куклы?

2

Какие народные тряпичные куклы Вам известны?


3

Умеете ли Вы делать тряпичных кукол?

4

Знаете ли Вы для чего нужны обрядовые тряпичные куклы?

5

Хотели бы Вы продолжить мастерить тряпичных кукол на уроках технологии и классных часах?


6

Как Вы думаете, кто из ваших родных и близких будет рад такому подарку – тряпичной кукле?



Приложение 9.

Результаты контрольного анкетирования (диаграмма)


Приложение 10. Фотоотчёт о проделанной работе:

Встреча Сергеевой Еленой Владимировной в МФЦ г. Заречного

Посещение городской библиотеки г. Заречного

В областной библиотеке им. Лермонтова

Мастер – класс в 3 «А» классе

Мастер-класс в 1 «Б» классе