СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к методике и организации занятий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Требования к методике и организации занятий»

Требования к методике организации занятий.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по

состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются:

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому

развитию и закаливанию организма.

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма

учащихся, ослабленных болезнью.

3. Повышение умственной и физической работоспособности учащихся.

4. Освоение основных двигательных навыков и умений из числа

предусмотренных программой по физической культуре, а также

необходимых для будущей специальности.

5. Обучение рациональному дыханию.

6. Формирование правильной осанки.

7. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим

занятиям физическими упражнениями в режиме дня школьника.

8. Формирование и воспитание навыков личной гигиены и здорового

образа жизни.

Главным принципом методики занятий в основной медицинской группе

является развитие навыков и умений (В.И. Лях), в подготовительной

медицинской группе - профилактика заболеваний, развитие навыков и

умений до нормативного уровня, в специальной медицинской группе -

оздоровление учащихся, перенесших заболевание и имеющих ослабленное

здоровье, в группе лечебной физической культуры - сокращение сроков

лечения внутренних болезней или исправление дефектов осанки, т.е. процесс

лечения (Т. Н. Губарева с соавт.; Н. В. Корнилов с соавт.; A. M. Ненько с

соавт.; Ю. Г. Шапошников). Физическое воспитание школьников

специальной медицинской группы представляет собой педагогический

процесс, базирующийся на общепринятых методических принципах и

методах обучения (М. Д. Рипа, В. К. Велитченко; С. С. Волкова и др.).

Исходя из поставленных главных задач, построение методики

физического воспитания в медицинских группах различно.

Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются

физической культурой совместно с учащимися основной группы по общей

программе. Схема урока общая как для учеников основной, так и

подготовительной медицинских групп. Основное различие - в дозировке

физической нагрузки.

Один из важнейших вопросов методики физического воспитания -

определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено

педагогическими, психологическими и физиологическими

закономерностями.

Учет педагогических и психологических закономерностей предполагает:

➢ организованное начало учебных занятий, благоприятную

обстановку, рабочее настроение и желание заниматься физическими

упражнениями;

➢ ясное представление о цели и задачах предстоящих занятий;

➢ установление необходимой связи в содержании предшествовавших

и предстоящих занятий;

➢ обеспечение образовательной ценности и воспитывающего

характера процесса обучения, связи его с жизнью;

➢ соблюдение методических принципов обучения и воспитания;

➢ организованное окончание занятий, стимулирующее у обучаемых

желание заниматься физическими упражнениями.

Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма

на физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия

(предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние). В

соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем

организма к предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и

отдыха, постепенное повышение физических нагрузок с учетом достигнутого

уровня функциональной подготовленности организма; приведение организма

при окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание

благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.

С учетом педагогических, психологических и физиологических

закономерностей разработана общая структура занятий физическими

упражнениями, включающая в себя три части: подготовительную, основную

и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам.

Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный

момент и сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата,

сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма к

предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование

необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области

физического воспитания; воспитание физических, волевых и других качеств;

заключительной части: организованное завершение занятия, подведение

итогов, стимулирование интереса к предстоящим занятиям, задание для

самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время;

приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее

переход к другим видам деятельности. К делению занятий на три части

нельзя подходить строго формально. Общевоспитательные и

образовательные задачи, как правило, осуществляются на протяжении всего

занятия, начиная с подготовительной части и кончая последней,

заключительной частью. Так, строевые упражнения в подготовительной

части применяют не только для организации учащихся, но и для

формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно в

основной и в заключительной частях занятия. Общеразвивающие

упражнения в подготовительной части занятия проводят не только в целях

функциональной подготовки организма, но и в известной мере для обучения

движениям, воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной

части занятия нельзя сводить только к функциям разминки.

Во вводной части урока для подготовительной группы учитель дает

меньшее число повторений упражнений и предлагает более длительные

паузы между ними для отдыха. Особенно это важно при выполнении

упражнений, требующих значительной быстроты, силы и выносливости.

Общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого ученика

темпе.

В основной части урока учитель, используя индивидуальный .подход,

применяет больше подводящих и подготовительных упражнений. Число

повторений упражнений зависит от степени усвоения учебного материала и

переносимости физической нагрузки.

В заключительной части урока основная и подготовительная группы

объединяются и вместе выполняют упражнения.

В практике физического воспитания применяют следующие способы

организации учащихся: фронтальный, групповой посменный,

станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный.

Фронтальный способ позволяет преподавателю проводить учебные

занятия со всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный

состав занимающихся и применяется при проведении строевых, порядковых

и общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной

частях, а иногда и в основной части занятий.

При групповом способе учащихся делят на группы (отделения) по

половому признаку, физической подготовленности; этот способ применим

главным образом в основной части занятий.

Посменный способ предполагает разделение учащихся на смены.

Численный состав смен определяется пропускной способностью

используемых снарядов (например, по количеству пролетов гимнастической

стенки) или условиями, в которых проводятся занятия. Посменный способ

применяют для проведения спортивных игр, когда число занимающихся

превышает число участников в игре.

Станционно-круговой способ предусматривает разделение всех

занимающихся на мелкие группы по 2-3 человека для выполнения

установленных на каждой «станции» упражнений. При определении

численного состава группы исходят из необходимости обеспечить занятость

всех занимающихся одновременно и пропускной способности «станций».

Этот способ обеспечивает значительное повышение моторной плотности

занятий и используется одновременно как один из методов тренировки.

Поточно-круговой способ - выполнение упражнений непрерывно

поочередно по кругу группой.

Индивидуальный способ организации занятий предполагает выполнение

учащимися упражнений самостоятельно по заданию преподавателя. При этом

способе разрешаются индивидуальные для каждого учащегося задачи.

В процессе одного занятия обычно применяют несколько способов

организации учащихся. Выбор порядка выполнения упражнений

определяется в первую очередь подготовленностью занимающихся и

задачами, стоящими перед уроком.

Организуя занятия по физическому воспитанию, необходимо

руководствоваться еще и такими положениями: занятия по своему

содержанию должны отвечать требованиям учебной программы; каждое

занятие, как правило, должно складываться не из одного, а из ряда

взаимосвязанных компонентов (обучения движениям, функциональной

подготовки организма, сообщения специальных знаний и пр.);

Необходимо стремиться полнее реализовать общеметодические

принципы; (сознательность, активность, наглядность, доступность,

индивидуализацию, систематичность и т. д.);

➢ учебные занятия должны проходить на достаточно высоком

эмоциональном уровне, вызывать у учащихся чувство

удовлетворения и желание систематически заниматься физическими

упражнениями;

➢ каждое занятие должно быть органически связано с

предшествующими и последующими занятиями и составлять часть

общей системы последовательного обучения, воспитания и

физического совершенствования;

➢ в проведении занятий надо избегать шаблона, проявляя творческую

активность, совершенствуя формы организации и методы обучения и

воспитания;

➢ каждое занятие должно быть строго целенаправленным и разрешать

конкретные задачи. Научные исследования и опыт работы помогли

установить наиболее целесообразный порядок проведения занятий.

Упражнения на овладение техникой движений рекомендуется

проводить непосредственно после подготовительной части, когда

организм еще не утомлен; упражнения на быстроту, координацию

движений также лучше проводить в начале занятий; упражнения на

выносливость целесообразно отнести к концу основной части

занятия;

➢ упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, надо

включать в занятия в зависимости от разрешаемых задач и типа

занятий; после упражнений, требующих значительного напряжения,

необходимо предусматривать отдых и упражнения на расслабление.