Требования к методике организации занятий.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому
развитию и закаливанию организма.
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма
учащихся, ослабленных болезнью.
3. Повышение умственной и физической работоспособности учащихся.
4. Освоение основных двигательных навыков и умений из числа
предусмотренных программой по физической культуре, а также
необходимых для будущей специальности.
5. Обучение рациональному дыханию.
6. Формирование правильной осанки.
7. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим
занятиям физическими упражнениями в режиме дня школьника.
8. Формирование и воспитание навыков личной гигиены и здорового
образа жизни.
Главным принципом методики занятий в основной медицинской группе
является развитие навыков и умений (В.И. Лях), в подготовительной
медицинской группе - профилактика заболеваний, развитие навыков и
умений до нормативного уровня, в специальной медицинской группе -
оздоровление учащихся, перенесших заболевание и имеющих ослабленное
здоровье, в группе лечебной физической культуры - сокращение сроков
лечения внутренних болезней или исправление дефектов осанки, т.е. процесс
лечения (Т. Н. Губарева с соавт.; Н. В. Корнилов с соавт.; A. M. Ненько с
соавт.; Ю. Г. Шапошников). Физическое воспитание школьников
специальной медицинской группы представляет собой педагогический
процесс, базирующийся на общепринятых методических принципах и
методах обучения (М. Д. Рипа, В. К. Велитченко; С. С. Волкова и др.).
Исходя из поставленных главных задач, построение методики
физического воспитания в медицинских группах различно.
Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются
физической культурой совместно с учащимися основной группы по общей
программе. Схема урока общая как для учеников основной, так и
подготовительной медицинских групп. Основное различие - в дозировке
физической нагрузки.
Один из важнейших вопросов методики физического воспитания -
определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено
педагогическими, психологическими и физиологическими
закономерностями.
Учет педагогических и психологических закономерностей предполагает:
➢ организованное начало учебных занятий, благоприятную
обстановку, рабочее настроение и желание заниматься физическими
упражнениями;
➢ ясное представление о цели и задачах предстоящих занятий;
➢ установление необходимой связи в содержании предшествовавших
и предстоящих занятий;
➢ обеспечение образовательной ценности и воспитывающего
характера процесса обучения, связи его с жизнью;
➢ соблюдение методических принципов обучения и воспитания;
➢ организованное окончание занятий, стимулирующее у обучаемых
желание заниматься физическими упражнениями.
Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма
на физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия
(предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние). В
соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем
организма к предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и
отдыха, постепенное повышение физических нагрузок с учетом достигнутого
уровня функциональной подготовленности организма; приведение организма
при окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание
благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.
С учетом педагогических, психологических и физиологических
закономерностей разработана общая структура занятий физическими
упражнениями, включающая в себя три части: подготовительную, основную
и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам.
Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный
момент и сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма к
предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование
необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области
физического воспитания; воспитание физических, волевых и других качеств;
заключительной части: организованное завершение занятия, подведение
итогов, стимулирование интереса к предстоящим занятиям, задание для
самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время;
приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее
переход к другим видам деятельности. К делению занятий на три части
нельзя подходить строго формально. Общевоспитательные и
образовательные задачи, как правило, осуществляются на протяжении всего
занятия, начиная с подготовительной части и кончая последней,
заключительной частью. Так, строевые упражнения в подготовительной
части применяют не только для организации учащихся, но и для
формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно в
основной и в заключительной частях занятия. Общеразвивающие
упражнения в подготовительной части занятия проводят не только в целях
функциональной подготовки организма, но и в известной мере для обучения
движениям, воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной
части занятия нельзя сводить только к функциям разминки.
Во вводной части урока для подготовительной группы учитель дает
меньшее число повторений упражнений и предлагает более длительные
паузы между ними для отдыха. Особенно это важно при выполнении
упражнений, требующих значительной быстроты, силы и выносливости.
Общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого ученика
темпе.
В основной части урока учитель, используя индивидуальный .подход,
применяет больше подводящих и подготовительных упражнений. Число
повторений упражнений зависит от степени усвоения учебного материала и
переносимости физической нагрузки.
В заключительной части урока основная и подготовительная группы
объединяются и вместе выполняют упражнения.
В практике физического воспитания применяют следующие способы
организации учащихся: фронтальный, групповой посменный,
станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный.
Фронтальный способ позволяет преподавателю проводить учебные
занятия со всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный
состав занимающихся и применяется при проведении строевых, порядковых
и общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной
частях, а иногда и в основной части занятий.
При групповом способе учащихся делят на группы (отделения) по
половому признаку, физической подготовленности; этот способ применим
главным образом в основной части занятий.
Посменный способ предполагает разделение учащихся на смены.
Численный состав смен определяется пропускной способностью
используемых снарядов (например, по количеству пролетов гимнастической
стенки) или условиями, в которых проводятся занятия. Посменный способ
применяют для проведения спортивных игр, когда число занимающихся
превышает число участников в игре.
Станционно-круговой способ предусматривает разделение всех
занимающихся на мелкие группы по 2-3 человека для выполнения
установленных на каждой «станции» упражнений. При определении
численного состава группы исходят из необходимости обеспечить занятость
всех занимающихся одновременно и пропускной способности «станций».
Этот способ обеспечивает значительное повышение моторной плотности
занятий и используется одновременно как один из методов тренировки.
Поточно-круговой способ - выполнение упражнений непрерывно
поочередно по кругу группой.
Индивидуальный способ организации занятий предполагает выполнение
учащимися упражнений самостоятельно по заданию преподавателя. При этом
способе разрешаются индивидуальные для каждого учащегося задачи.
В процессе одного занятия обычно применяют несколько способов
организации учащихся. Выбор порядка выполнения упражнений
определяется в первую очередь подготовленностью занимающихся и
задачами, стоящими перед уроком.
Организуя занятия по физическому воспитанию, необходимо
руководствоваться еще и такими положениями: занятия по своему
содержанию должны отвечать требованиям учебной программы; каждое
занятие, как правило, должно складываться не из одного, а из ряда
взаимосвязанных компонентов (обучения движениям, функциональной
подготовки организма, сообщения специальных знаний и пр.);
Необходимо стремиться полнее реализовать общеметодические
принципы; (сознательность, активность, наглядность, доступность,
индивидуализацию, систематичность и т. д.);
➢ учебные занятия должны проходить на достаточно высоком
эмоциональном уровне, вызывать у учащихся чувство
удовлетворения и желание систематически заниматься физическими
упражнениями;
➢ каждое занятие должно быть органически связано с
предшествующими и последующими занятиями и составлять часть
общей системы последовательного обучения, воспитания и
физического совершенствования;
➢ в проведении занятий надо избегать шаблона, проявляя творческую
активность, совершенствуя формы организации и методы обучения и
воспитания;
➢ каждое занятие должно быть строго целенаправленным и разрешать
конкретные задачи. Научные исследования и опыт работы помогли
установить наиболее целесообразный порядок проведения занятий.
Упражнения на овладение техникой движений рекомендуется
проводить непосредственно после подготовительной части, когда
организм еще не утомлен; упражнения на быстроту, координацию
движений также лучше проводить в начале занятий; упражнения на
выносливость целесообразно отнести к концу основной части
занятия;
➢ упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, надо
включать в занятия в зависимости от разрешаемых задач и типа
занятий; после упражнений, требующих значительного напряжения,
необходимо предусматривать отдых и упражнения на расслабление.