СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к современному уроку химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на школьном методическом обьединении учителей естествознания

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку химии»

Я ничему не учу своих учеников, я лишь

создаю условия, в которых они сами научатся.

Альберт Эйнштейн.


Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Поэтому основной целью российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Важнейшая задача современной системы образования - «научить учиться».

Каким должен быть современный урок?

  1. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

  2. Важен результат - формирование УУД.

  3. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  4. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

  5. Вывод делают сами учащиеся.

  6. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

  7. Время-сбережение и здоровье-сбережение.

  8. В центре внимания урока – дети.

  9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.

  10. Умение демонстрировать методическое искусство учителя.

  11. Планирование обратной связи.

  12.  Достижение обучающимися способностей эффективно использовать полученные знания и умения в практической деятельности

  13. Урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

 Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.


Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Этапы:

1. Мотивация

Учитель должен вызывать у ученика интерес к учению и получению конечного результата. Должно происходить решение актуальных личностно значимых проблем, имеющих практическую направленность.

2. Целеполагание

Цель формируется вместе с обучающимися. Она должна быть достижимой и диагностируемой.

3. Отбор содержания

Очень качественный, в соответствии со стандартом.

Наиболее эффективно усваивается информация:

  • та, которая находится в зоне актуальности;

  • та, которая находится в контексте окружающего ребенка мире;

  • затрагивает чувства конкретного человека;

  • активно проводится через разные каналы восприятия;

  • информация, которая транслируется в процессе общения человека;

  • интегрированные связи.

 Структура:

  1. Характеристика задания (планируемый результат выполнения)

  2. Мотивация

  3. Содержание (условия и вопрос)

  4. Инструкция по выполнению задания

  5. Время выполнения

  6. Образец или описание ответа

  7. Критерии оценки

  8. Методический комментарий

4. Рефлексия - способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки.

Рефлексия содержания учебного материала:

1.  Сегодня я узнал… 

8.  Я приобрел… 

2.  Было интересно… 

9.  Я научился… 

3.  Было трудно… 

10. У меня получилось … 

4.  Я выполнял задания… 

11. Я смог… 

5.  Я понял, что… 

12. Я попробую… 

6.  Теперь я могу… 

13. Меня удивило… 

7.  Я почувствовал,  что… 

14. Урок дал мне для жизни… 


15. Мне захотелось… 


 

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него” (С.И. Гессен), то есть с конспекта или, говоря современным языком, с технологической карты учебного занятия.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока

Предметная область:  

Класс 

Тема:  

Тип урока: 

Цель урока:

Планируемые результаты:

  • личностные:  

  • познавательные:  

  • регулятивные:  

  • коммуникативные:  

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения:

Этапы урока

Содержание

Деятельность обучающихся

УУД






Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

  • урок, содержащий разные виды деятельности;

  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

  • современный урок развивает у детей креативное мышление;

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;

  • домашнего задания минимум, вариативность и возможность выбора.

Литература:

  1.  Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебное пособие/ авт.и науч. ред.Т.В.Машарова; авт.А.А. Пивоваров и др. – Киров: ООО « Типография» Старая Вятка», 2014г- 107с.-(Серия «Стандарты образования»).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.