Я ничему не учу своих учеников, я лишь
создаю условия, в которых они сами научатся.
Альберт Эйнштейн.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Поэтому основной целью российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Важнейшая задача современной системы образования - «научить учиться».
Каким должен быть современный урок?
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Важен результат - формирование УУД.
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
Вывод делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Время-сбережение и здоровье-сбережение.
В центре внимания урока – дети.
Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
Умение демонстрировать методическое искусство учителя.
Планирование обратной связи.
Достижение обучающимися способностей эффективно использовать полученные знания и умения в практической деятельности
Урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Этапы:
1. Мотивация
Учитель должен вызывать у ученика интерес к учению и получению конечного результата. Должно происходить решение актуальных личностно значимых проблем, имеющих практическую направленность.
2. Целеполагание
Цель формируется вместе с обучающимися. Она должна быть достижимой и диагностируемой.
3. Отбор содержания
Очень качественный, в соответствии со стандартом.
Наиболее эффективно усваивается информация:
та, которая находится в зоне актуальности;
та, которая находится в контексте окружающего ребенка мире;
затрагивает чувства конкретного человека;
активно проводится через разные каналы восприятия;
информация, которая транслируется в процессе общения человека;
интегрированные связи.
Структура:
Характеристика задания (планируемый результат выполнения)
Мотивация
Содержание (условия и вопрос)
Инструкция по выполнению задания
Время выполнения
Образец или описание ответа
Критерии оценки
Методический комментарий
4. Рефлексия - способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки.
Рефлексия содержания учебного материала:
1. Сегодня я узнал… | 8. Я приобрел… |
2. Было интересно… | 9. Я научился… |
3. Было трудно… | 10. У меня получилось … |
4. Я выполнял задания… | 11. Я смог… |
5. Я понял, что… | 12. Я попробую… |
6. Теперь я могу… | 13. Меня удивило… |
7. Я почувствовал, что… | 14. Урок дал мне для жизни… |
| 15. Мне захотелось… |
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него” (С.И. Гессен), то есть с конспекта или, говоря современным языком, с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока
Предметная область:
Класс
Тема:
Тип урока:
Цель урока:
Планируемые результаты:
личностные:
познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
Средства обучения:
Этапы урока | Содержание | Деятельность обучающихся | УУД |
| | | |
Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок, содержащий разные виды деятельности;
урок, на котором ученику должно быть комфортно;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
современный урок развивает у детей креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;
домашнего задания минимум, вариативность и возможность выбора.
Литература:
Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебное пособие/ авт.и науч. ред.Т.В.Машарова; авт.А.А. Пивоваров и др. – Киров: ООО « Типография» Старая Вятка», 2014г- 107с.-(Серия «Стандарты образования»).
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.